Программа. 1. Творческая история поэмы

1. Творческая история поэмы.

2. Жанровое своеобразие произведения как эпоса народной жиз­ни. Синтетический характер жанра.

3. Своеобразие сюжета поэмы. Его фольклорные истоки. Поэма-путешествие и поэма-диспут. Композиционное решение сюжета поэмы.

4. Галерея сатирических типов (Оболт-Оболдуев, Утятин, поп и др.). Мастерство Некрасова-портретиста.

5. Реалистическая типизация крестьянских характеров в поэме:

а) «люди холопского звания»;

б) образы правдолюбцев-крестьян;

в) Матрена Тимофеевна как тип женщины-крестьянки;

г) Савелий – тип народного бунтаря;

д) «народный заступник» Гриша Добросклонов. Некрасовское многоголосье («биографии» и «автобиографии» героев).

6. Спорные вопросы изучения некрасовской поэмы в современ­ном литературоведении.

Литература

Исследования

Аникин Н.В. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – 2-е изд. – М., 1973.

Волкова Л.Д. «Душа народа русского»: Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1992.

Груздев А.И. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1966.

Журко Ф.М. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро­шо». – М., 1968.

Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро­шо». – М., 1986.

Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А. Некрасова. – М., 1985. – С. 116 – 152.

Дополнительная литература

Архипов В. Поэзия труда и борьбы: Очерки творчества Н.А. Некрасова. – Ярославль, 1961. – С. 227 – 313.

Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хоро­шо»: Комментарий. – Л., 1970.

Занятие 4

«Записки охотника» И.С. Тургенева

Как единое художественное целое

Программа

I. Своеобразие жанровой формы «Записок охотника» и стилевое единство цикла:

1. Проблема жанра произведений, входящих в состав «Записок охотника» («Хорь и Калиныч», «Бурмистр», «Бирюк»).

2. Особенности цикла очерков как литературного жанра; принципы группировки произведений:

а) «Хорь и Калиныч» – «Ермолай и Мельничиха» – «Малиновая вода»;

б) «Уездный лекарь» – «Мой сосед Радилов» – «Однодворец Овсяников»;

в) «Петр Петрович Каратаев» – «Гамлет Щигровского уезда» – «Чертопханов и Недопюскин» и др.

II. Россия крестьянская и Россия помещичья в «Записках охотни­ка» («Певцы», «Живые мощи», «Два помещика» и др.).

III. Мастерство Тургенева в обрисовке характеров:

1. Индивидуализация.

2. Преобладание портретных характеристик.

3. Речь героев.

4. Искусство пейзажа и его роль.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: