Воспитательное училище при Академии трех знатнейших искусств: живописи, скульптуры и архитектуры

Екатерина II, заинтересованная в распространении наук и искусств в своем государстве, в 1764 году взяла под свое покровительство «Академию трех знатнейших искусств: живописи, скульптуры и архитектуры» и Воспитательное училище при ней. В этом училище должны были получать образование свободные от крепостной зависимости дети солдат, ремесленников, городского населения, пополняющими «третье сословие» людьми, способными обустраивать государство с художественных позиций. Императрицей было запрещено брать в крепостные. Отличившиеся успехами выпускники Академии получали, равно как и их потомки, «вольную грамоту» на все времена. Им была дана свобода выбирать направление служения, военную или штатскую службу. Гражданские права, получаемые воспитанниками по окончании Академии являлось стимулом для поступления в это учебное заведение.

4 ноября 1764 года Екатерина II утверждает «Привилегию» и устав академии, которую возглавил И.И. Бецкой, занимавший пост президента этого учреждения. И.И. Бецкой при организации «Воспитательного училища» не отступает от раз и навсегда сформулированной цели «на началах воспитания… образовывать породу людей, свободных от недостатков общества». Устав академии предписывал набрать в училище 60 мальчиков возрасте пяти-шести лет, где «сверх полезных для всякого добродетелей обучать их будут и пристойным занятиям». В течение 9 лет, получая общее образование и воспитание, дети должны были готовиться к занятиям искусствами. По мысли И.И. Бецкого, детей нужно было изолировать от внешнего мира, чтобы «во все время их пребывания в Академии никогда не давать им видеть и слышать ничего дурного, могущего их чувства упоить ядом развращенности». Для поступивших в училище назначался двухмесячный испытательный срок, по истечении которого ученики, не проявившие способностей к обучению, отсылались к родителям.

Воспитанники делились на три класса. Детский класс включал воспитанников от 6 до 9 лет. Программа обучения состояла из Закона Божьего, русского языка, иностранных языков, рисования, основ арифметики. Отроческий класс включал воспитанников от 9 до 12 лет. В программу обучения, наряду с прежними предметами, входили геометрия, география, история, правила благонравия. Юношеский класс представляли отроки от 12 до 15 лет. Программа обучения дополнялась математикой, физикой, архитектурой, черчением, посещением мастерских, посещением Академии (для наиболее способных).

Внимание было сосредоточено на воспитании добродетели, учтивости, человеколюбия питомцев Главным средством вкоренения добродетели считался личный пример воспитателя, которому запрещалось применять телесные наказания, проявлять злобу, досаду, суровость по отношению к ученикам. Особо подчеркивалась необходимость внимательного отношения к природным склонностям и дарованиям, характеризующим подопечных.

Для контроля над поведением и успеваемостью воспитанников назначались экзамены, в соответствии с результатами которых их посылали в Академию или награждали книгами, инструментами. Неспособных к художествам определяли к мастерам. Выпускники Академии получали чин 14 класса, узаконивающий их социальное положение. После окончания обучения наиболее способных учеников направляли пенсионерами за границу, где они практиковались у известных зарубежных художников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: