Порядок проведения аудита расчетов с подотчетными лицами

аудит подотчетный проверка расчет

Цель аудита расчетов с подотчетными лицами - установление правильности и достоверности данных операций и определение их влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

В связи с тем, что аудит расчетов с подотчетными лицами связан с проверкой порядка ведения кассовых операций, удобнее проводить их параллельно.

Контроль расчетов с подотчетными лицами осуществляется бухгалтером на основании приказов по учетной политике организации, о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о направлении работников организации в командировки, а также журнала регистрации авансовых отчетов.

Основными задачами аудита являются:

· проверка правильности документального оформления операций по расчетам с подотчетными лицами;

· оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов с подотчетными лицами;

· оценка полноты и правильности отражения расчетов с подотчетными лицами в учетных регистрах и отчетности;

· проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами [22, с. 69].

Аудит этих операций чаще всего проводится сплошным способом. Проверку достоверности обязательств по расчетам с подотчетными лицами начинают с установления тождества учетных и отчетных данных.

В случае обнаружения несоответствия данных необходимо определить величину отклонений и их причины.

Проверка обоснованности выдачи авансов под отчет заключается в установлении соблюдения требований Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в части выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операционные нужды. При этом аудитор устанавливает, соответствуют ли приказу руководителя круг лиц, получающих в подотчет авансы, а также размеры и сроки предоставляемых авансов.

При проведении операций по расчетам с подотчетными лицами аудитор может получать необходимую информацию из следующих источников:

а). типовые (унифицированные) формы первичной учетной документации, служащие основанием для отражения в учете операций по расчетам с подотчетными лицами:

· авансовый отчет;

· командировочное удостоверение;

· журнал учета работников, выбывающих в командировки;

· журнал учета работников, прибывающих в командировки;

· инвентаризационная опись по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

б). учетные регистры, используемые для отражения хозяйственных операций по учету расчетов с подотчетными лицами, включая расчеты в иностранной валюте.

в). прочие документы и учетные регистры:

· приказы на направление работников в командировки;

· первичные документы, подтверждающие использование денежных средств по целевому назначению (проездные билеты, счета гостиниц, товарные чеки и др.);

Одним из направлений получения аудиторских доказательств является инвентаризация расчетов с подотчетными лицами с целью выяснения соответствия выдачи наличных денег под отчет требованиям, указанным в п. 11 Положения о порядке ведения кассовых операций ЦБ РФ №40.

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (дата выдачи, целевое назначение).

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами должна проводиться чаще, чем с прочими дебиторами и кредиторами. Это объясняется тем, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который были выданы денежные средства (или со дня возвращения из командировки), предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах.

Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается [22, с. 71].

Аудит заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами. При этом осуществляются следующие процедуры:

· оценивается система внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами;

· подтверждается достоверность выдачи и возврата подотчетных сумм;

· устанавливается законность и полнота возврата подотчетных сумм;

· проверяется организация аналитического учета расчетов с подотчетными лицами и взаимосвязь аналитического и синтетического учета;

· проверяется соблюдение организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами с подотчетными лицами.

В процессе аудита устанавливаются следующие вопросы:

1. Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию?

2. Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам?

3. Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировку?

4. Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия (приказы) при направлении работников в командировки?

Аудит расчетов с подотчетными лицами включает следующие направления:

1. Проверка наличия распорядительных документов, отражающих информацию о расчетах с подотчетными лицами в организации. Аудитору следует запросить приказ об учетной политике организации, приказы (распоряжения) руководителя организации о назначении лиц, уполномоченных получать наличные деньги под отчет, о сроках отчетности, о командировочных расходах.

2. Проверка документального оформления авансовых отчетов. В ходе работы аудитор проверяет:

· оформление авансовых отчетов;

· оформление командировочных расходов (в том числе за рубеж);

· порядок передачи подотчетных сумм другому лицу;

· своевременность возврата подотчетных сумм и сдачи авансовых отчетов в бухгалтерию;

· существо отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

Документальная проверка авансовых отчетов предусматривает проверку по форме и по существу отраженных операций.

При проверке авансовых отчетов по форме следует протестировать следующее:

· соответствие типовой форме №АО-1 «Авансовый отчет»;

· наличие номера и даты составления;

· указание подотчетного лица;

· указание суммы полученного аванса, израсходованной суммы, суммы остатка и перерасхода;

· указание назначения аванса;

· наличие подписей;

· заполнение обратной стороны авансового отчета.

Методика документальной проверки авансовых отчетов по существу заключается в проверке законности отраженных в учете операций с подотчетными лицами.

При этом необходимо проконтролировать соблюдение сроков предоставления авансовых отчетов в бухгалтерию и их оформление. Сроки отчетности подотчетных лиц аудитор проверяет путем сверки дат в расходных кассовых ордерах на выдачу денег под отчет и в авансовых отчетах. При этом необходимо руководствоваться Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации. Срок отчетности не может превышать трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки. При этом аудитор должен убедиться в наличии приказа руководителя организации об установлении подотчетных лиц, которым могут выдаваться деньги под отчет, и о сроках отчетности. Параллельно проверяется наличие значительной дебиторской задолженности подотчетных лиц и сроки ее отражения в бухгалтерском учете, а также причины непогашения дебиторской задолженности.

Вместе с тем осуществляется сверка документов, прилагаемых к авансовому отчету, с данными, отраженными в авансовом отчете.

Детальная проверка отдельных расчетных операций с подотчетными лицами заключается в том, что аудитор должен обратить внимание на учет поступления материально-производственных запасов через подотчетных лиц, командировочных расходов, расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, представительских расходов.

При поступлении материально-производственных запасов через подотчетных лиц к авансовому отчету должны быть приложены платежный и расчетный документы (товарный чек, накладная, кассовый чек, квитанция к приходному кассовому ордеру). В товарных чеках и накладных должны быть приведены наименования приобретенных материально-производственных запасов. Аудитор отмечает производственный характер произведенных расходов [37, с. 22].

В процессе документальной проверки авансовых отчетов детальному аудиту подлежат командировочные расходы.

Служебное задание и отчет о его выполнении обосновывает производственный (служебный) характер командировки. Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Следует обратить внимание на оформление служебного задания и отчета о его выполнении в качестве приложения к авансовому отчету. Отсутствие служебного задания может являться основанием для того, чтобы признать командировочные расходы экономически неоправданными для целей налогового учета [18, с. 76].

Отдельной проверке подвергаются операции по приобретению горюче-смазочных материалов через подотчетных лиц. По данным кассовых чеков об оплате бензина, дизельного топлива и смазочных масел устанавливается производственный характер расходов на обслуживание автотранспорта, принадлежащего организации. Прямое отнесение стоимости приобретенных горюче-смазочных материалов на счета расходов в учете должно подтверждаться актами о расходе и путевыми листами автотранспорта.

Обращается внимание на правомерность и оформление представительских расходов.

Представительские расходы могут быть признаны оправданными, если имеются в наличии: приказ руководителя о представительских расходах, отчет о представительских расходах, перечень участников мероприятия, программа мероприятия, авансовый отчет с прилагаемыми документами (товарным чеком, кассовым чеком, закупочным актом и др.).

Представительские расходы должны быть обоснованы сметой затрат с учетом нормативного значения, принимаемого для целей бухгалтерского и налогового учета. При этом к представительским расходам можно отнести следующие затраты:

· по проведению официального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;

· по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;

· по буфетному обслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;

· по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.

При проверке расчетов наличными денежными средствами обращается внимание на соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными денежными средствами, осуществляемых от имени организации, т.е. юридического лица.

Аудитору следует контролировать не только лимит суммы платежа при совершении расчетов с поставщиками или другими кредиторами, но также и платежные условия договоров. Сумму платежа, кроме того, подтверждают кассовые чеки и квитанции к приходным кассовым ордерам, прилагаемые к авансовым отчетам подотчетных лиц.

Проверка аналитического учета расчетов с подотчетными лицами осуществляется по подотчетным лицам. При этом сверяются записи в ведомости аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» в разрезе подотчетных лиц и в оборотной ведомости или журнале-ордере.

Устанавливается наличие суммы сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» по данным Главной книги.

Сальдо по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» на начало и конец месяца и обороты по счету в аналитическом и синтетическом учете сверяются с данными, указанными в Главной книге [37, с. 24].

Выявленные при проверке несоответствия и отклонения отражаются в рабочих документах аудитора. При обобщении результатов проверки определяется влияние выявленных отклонений на показатель себестоимости и прибыль, на величину начисленных налогов (налог на доходы физических лиц, НДС, на прибыль организаций).

При планировании аудита важно учитывать существенность и риск, а правильно произведенная выборка необходимых элементов - основа для эффективной аудиторской работы.

Понятие существенности важно потому, что ни один аудитор не в состоянии гарантировать точность финансовой отчетности вплоть до последнего рубля.

Выдавая аудиторское заключение, аудитор выражает свое мнение следующим образом: «По нашему мнению, финансовая (бухгалтерская) отчетность организации «YYY» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 20 (XX) г. и результаты ее финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января по 31 декабря 20 (ХХ) г. включительно…». При этом фраза «во всех существенных отношениях» информирует пользователя о том, что мнение, выраженное аудитором в его заключении, относится исключительно к существенной финансовой информации.

Существенность (ошибки, информация) - если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе данной отчетности.

Интервальный уровень существенности - интервалы допустимых значений уровня существенности (min-max).

Прогнозируемая величина неотмеченных отклонений представляет собой такие качественные характеристики финансовой информации, которые не могут быть количественно оценены в ходе аудиторской проверки.

Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Актуальность и значимость существенности в аудите базируются на следующих основополагающих положениях:

· аудитор не должен принимать во внимание незначительные характеристики. В то же время вся важная информация должна быть раскрыта полностью;

· в ходе аудиторских процедур исследуются только те бухгалтерские операции, которые оказывают значительное влияние на величину активов, пассивов и финансовых результатов;

· аудитор обязан раскрыть всю информацию, имеющую важность для ее пользователей.

Аудитор независим в выборе методики проверки и определении уровня существенности, но ответствен за необнаружение существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Вероятность обнаружения аудитором существенной ошибки зависит от следующих факторов:

· оценки вероятности наличия существенной ошибки как руководством, так и самим аудитором;

· ограничений по времени и объему проверки;

· «ожиданий» клиента, что аудитор обнаружит ошибку;

· степени независимости аудитора;

· добросовестности аудитора;

· доверия внешнего аудитора к системе внутреннего контроля клиента;

· принятой на предприятии учетной политики и степени детализации отдельных ее положений;

· соответствия учетной политики клиента требованиям нормативных документов.

Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности при:

· определении способа формирования выборки;

· оценке влияния, которое обнаруженные искажения и отклонения оказывают на достоверность аудируемой отчетности;

· формировании аудиторского мнения.

Уровень существенности рассчитывается на следующих стадиях: при подготовке общего плана и программы аудита, в процессе аудита, на этапе завершения аудита.

Уровень существенности зависит от следующих особенностей клиента:

· отрасли деятельности;

· размера предприятия;

· суммы прибыли до налогообложения;

· стоимости оборотных средств;

· суммы валюты баланса;

· кредиторской задолженности;

· суммы капитала;

· наличия условных обязательств;

· необычных статей в отчетности;

· других факторов.

При подготовке общего плана и программы аудита специалист устанавливает приемлемый для себя уровень существенности, с помощью которого выявляются значимые для аудита области и планируются необходимые аудиторские процедуры [38, с. 41].

В соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №4 «Существенность в аудите» информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и / или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения.

Если аудитор обнаруживает существенную ошибку, то он должен довести это до сведения клиента, чтобы тот мог внести поправку. Если клиент отказывается исправить данные финансовой отчетности, то аудитор должен представить заключение с оговоркой или отрицательное заключение в зависимости от того, насколько существенна погрешность. Поэтому аудиторы должны хорошо знать и понимать, как пользоваться критерием существенности. На практике аудиторы зачастую сталкиваются с трудностями при применении этого критерия, так как данная задача требует высокого профессионализма. По этой причине многие аудиторские фирмы пытаются разработать точные критерии и сложные статистические методы, позволяющие решить данную проблему. Тем не менее, аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению [33, с. 10].

Процедуры нахождения уровней существенности, все математические расчеты и причины, на основании которых аудитор применял какие-либо значения в расчетах, должны быть отражены в рабочей документации проверки. Выполняя аудиторские процедуры по каждому разделу, аудитор регистрирует все обнаруженные ошибки.

Если совокупность неисправленных искажений, выявленных аудитором, приближается к уровню существенности, то аудитору следует определить, существует ли вероятность того, что необнаруженные искажения, рассматриваемые вместе с обнаруженными, но неисправленными искажениями, могут превысить уровень существенности. Следовательно, аудитор рассматривает вопрос о снижении риска посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или требует от руководства аудируемого лица внесения поправок в финансовую отчетность с учетом выявленных искажений. К окончанию работы аудитор должен быть уверен в том, что суммарные ошибки по всем счетам не превышают оценку уровня существенности по финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур.

Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу [13, с. 9].

В федеральном правиле (стандарте) №8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения, в случае когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения.

С практической точки зрения, перечисленные факторы можно раздробить на три компонента:

· неотъемлемый риск;

· риск средств контроля;

· риск необнаружения.

Для расчета аудиторского риска используются методы:

а). интуитивный - расчет вытекает из анкеты-опросника

б). по формуле:

АР = НР х РСК х РН [1]

где АР - аудиторский риск как вероятность необнаружения искажений после проведения аудита,

НР - неотъемлемый риск как вероятность необнаружения допущенных в СБУ искажений без вмешательства СВК,

РСК - риск средств контроля как вероятность необнаружения искажений при работе СВК,

РН - риск необнаружения как вероятность необнаружения аудитором искажений в представленной бухгалтерской отчетности.

Величина (оценка) РН характеризует условия, в которых должна проводиться аудиторская проверка, какой риск необнаружения ошибок допустим:

РН = ПАР / (НР х РСК) [2]

Формула [2] может применяться только в том случае, если все ее составляющие будут определяться в едином концептуальном поле, а именно соответствовать положениям теории вероятности [38, с. 14].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: