Воспитание детей


У казаков существовала регламентированная и ритуализированная система половой дифференциации: девочку воспитывали как хозяйку и рукодельницу, жену казака, подчиняющуюся мужчине, мальчика - как будущего хозяина дома и воина. Воспитание по пословице: “Казни сына от юности, да утешит тя в старости” - давало казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев. С детства детям внушались идеалы строгой доброты и послушания, совестливости, справедливости, прилежания к труду.

В семейном воспитании казаков можно выделить:
1. Воспитание трудолюбия, честного отношения к воинской службе, порядочности. С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску забора, спутать и зануздать лошадь и т.д. В труде вырабатывались сноровка, сообразительность, крепость мышц. С семилетнего возраста на казачат возлагали посильные работы – уход за домашней птицей, прополку сорняков на приусадебном участке, уборку во дворе и по дому. Обучение воинскому искусству начиналось с первого дня жизни: как только появлялся на свет, "на зубок" ему клали стрелу, потом пулю, а ручонке давали потрогать лук или ружье. Приглашенные в дом мужчины - старые казаки, атаман или кто-нибудь из его представителей вспоминали всех прославившихся родственников ребенка, перечисляли их подвиги, желали новорожденному вырасти таким же храбрым казаком. Важным событием считалось крещение, которое происходило на седьмой (или сороковой) день. Младенца крестили, давая имя строго по святцам. Крещение и последующие ритуалы не только подтверждали факт принятия в общину христиан нового члена, но и являлись доказательством того, что казаки начинали воспитывать в своих сыновьях казака-воина, преданного защитника Отечества, почти с самого момента рождения. Обряд переходил в семейный праздник крестин, где присутствовали все родственники. Крестный и крестная считались почетными гостями. Крестная приносила в подарок рубашку, полотенце, простынку, занавесочку для зыбки; крестный – нательный крестик, символ новой жизни, чепчик, пеленки, ткань. Родственники приносили подарки, дарили «на зубок» деньги. Обязательно приносили в подарок пироги. При рождении мальчиков пекли рыбные пироги и – при дарении – приговаривали: «Вот вам пирог с сыночком». Иногда вместе с подарком высказывали пожелания родителям: «Желаем вам вспоить, вскормить, на коня посадить». После крещения каждый ребенок проходил так называемое испытание, в процессе которого родители и приглашенные узнавали о его дальнейшей судьбе.

Так как казаки были воинствующим народом, то стремление «Быть всегда при оружии» вырабатывали с детства: например, в люльку ребенку клали освещенный в церкви кинжал или нож в кожаных ножнах. При крещении детей, а именно мальчиков, отец сажал ребенка на коня. В сорокадневном возрасте дитя облачали в кольчужку и прицепляли сбоку "шаблюку", после чего отец опять возвращал его матери со словами: "Вот тебе казак". Когда у ребенка прорезывались зубки, его верхом везли в храм и служили молебен, чтобы рос храбрым и преданным Богу и Православию.

Ребенок в казачьей семье с младенчества и до 7 лет находится с родителями под их опекой. С трёх лет мальчика сажали на коня, с раннего детства он начинал собирать снаряжение, в 3 года уже самостоятельно ездили верхом по двору; в 5 лет казачата играли в войну, стреляя из лука, разделившись на две равные части. Несли впереди бумажные знамена с начертанными на них крестами, хлопали хлопушками, противники сходились и сражались, отчаянно рубились игрушечными саблями, кололись камышовыми пиками, отбивали знамена друг у друга и захватывали пленных. Победители под музыку дудок и трещоток торжественным строем возвращались в город. Позади них, стыдливо опустив голову и заливаясь слезами, шли пленные. С 7 лет на детей возлагали посильные работы. Мальчиков приобщали к мужским занятиям: уходу за скотом, заботам о хозяйстве девочек - к работам по дому и огороду; с 10 лет казаки посещали казачий Круг и впитывали традиции старших, привыкали жить общими заботами; в десять подростки могли гонять коней на водопой, нередко без седла и уздечки и непременно рысью, запрячь лошадь, пасли коней в ночном; в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь; с 14 лет ухаживал за жеребёнком и дальше рос вместе с ним; 14-15 - летние подростки могли джигитовать как взрослые, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть из-за него огонь. В 19 лет готов был встать в строй. В конюшне у казака был конь-фронтовик, под рукой – сбруя, седло, четыре подковы, шашка, карабин и пика, перемётные сумы, а в них – 11 фунтов сухарей. После приказа казак был готов к походу и бою. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке.

2.Учение добру, благожелательности. Главным было дать ребенку почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу, поэтому с малолетства вырабатывалась собственная позиция и восприятие жизненных проблем, способность отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости. Например, учили, как распознавать настрой человека: «Бойтесь козла - спереди, коня сзади, а человека - со всех сторон. А чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте, что человек злой всегда корыстолюбивый, и он постоянно стремится властвовать над другими».

3.Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок. Отец и дед обучали сыновей и внуков хозяйствованию, выживанию в опасных условиях: как вести себя с врагами, при пожаре, наводнениях, при встрече с лесу или степи с опасным зверем, обучали, как развести огонь в дождь и т.д. Главными во всех этих ситуациях считались: не поддаваться панике, не терять разум и контроль над собой; не сдаваться в любых обстоятельствах, сохранять уверенность в себе; даже тогда, когда совсем не видно никакой возможности выбраться из беды, все равно нужно искать выходы. Безвыходных положений не бывает.

4.Учение послушанию. Честный казак- это хороший семьянин и работник. Разумный человек вырастет из послушного, а из не послушного - верхогляд, вор, обманщик, насильник.


5.Самостоятельного принятия решения и сопереживания боли близких, рядом идущих: внушали, что себялюбие и зависть может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Зависть - есть ненависть. Завистники - это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства. Родители старались привить детям навыки почитания корней родства - близкое родство почиталось до пятого колена. К шести годам ребенок знал почти всех своих близких родственников проживающих в станице. Закреплению у детей родственных уз, воспитанию в требованиях обычая, традиций способствовали посещения родственников в праздники, помощь им в трудностях.

Будущих жён и матерей, мужей и отцов воспитывает женщина. Женщины (бабушка, мать) были главными, когда справляли обряды, связанные с различными этапами жизни ребёнка. Матери и бабушки обучали дочек и внучек ведению домашнего хозяйства, умению любить и беречь семью, обучали мягкости, уступчивости, ласковости. Они внушали своим чадам: «Лаской да уговорами больше берите. Знайте, что муж в доме хозяин; его воля - закон для семьи, его ласка - милость, гнев - беда великая».

Поведение детей и подростков строго контролировалось взрослыми, не только отцом, матерью, но всей общиной. Главными методами воспитания были - страх наказания и осуждения поступка. Существовала система наказаний. Например, за сквернословие и кражу пороли. Попавшихся на воровстве пороли публично, а затем, привязав к телу украденное, водили по улицам и требовали кричать о содеянном. Результат такого воспитания чаще всего был положительным- нарушение порядка не выходило за рамки дозволенного. Вырастая, казачата становились достойными людьми.

Учителями казачат в искусстве верховой езды, меткости стрельбы, ловкости и слаженности действий сначала были отцы. Попозже "малолетков" отдавали в обучение самым опытным казакам станицы, которые на заранее отведенном месте, каждый на своем коне и в полном вооружении, в присутствии атамана, обучали казачат всем приемам воинского искусства: учили стрелять на полном скаку, мчаться во весь дух, стоя в седле, и одновременно отмахиваться саблей, поднимать с земли монету и рубить пламя свечи, стоящей на низенькой подставочке. Самым метким юным стрелкам, самым лихим молодым наездникам атаман торжественно вручал богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. Эти свои первые награды казаки ценили и хранили всю свою жизнь.

Казачьи школы имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик. К примеру, некоторые положения устава: Казак верен Отечеству. Казак вежлив. Казак бережлив. Казак никогда не падает духом и старается выйти из трудного положения героем. Казак обязан в любое время быть готовым спасти жизнь другим людям, помочь обиженным и ежедневно делать добро, не ожидая за это благодарности.

Казаки, воспитывая будущего мужчину, культивировали в нем мужественность, отвагу, справедливость и доброту, то есть мужскую честь.

Определенные традиции, существующие в воспитании девочек-казачек, способствовали формированию представлений о женской чести. Родители строго следили за взаимоотношением полов до брака. Если девушка до замужества вступила в половую связь с мужчиной, это считалось позором не только для ее семьи, но и для родственников. Такие семьи подвергались насмешкам. После замужества семейные обязанности тяжелым бременем ложились на плечи казачки. После ухода мужчины на военную службу женщины выполняли и мужскую работу.

Общим в воспитании мальчиков и девочек было то, что в казачьих семьях детей до семи лет считали младенцами и все грехи, совершаемые ими в этом возрасте, оставались на совести матери Мать - ответчица за дитя перед Господом Богом. Казачата до семи лет не исповедовались. Казачье воспитание формировало способность принимать решения, адекватные любой обстановке. В результате сложился тип личности, сильный духом, с ясным сознанием, стойкими убеждениями. Честь- как мужская, так и женская являлась главной ценностью, которую воспитывали с детства в ребенке. Христианская мораль не позволяла совершать «дурные» дела, осуждалось семь смертных грехов человека, о которых знал каждый ребенок в казачьей семье: леность, гордыня, скупость, зависть, гнев, прелюбодеяние и чревоугодие. Казачата постигали в специально открытых школах также и грамоту.

Нелегкий военно-земельный уклад жизни требовал от казаков быть всегда в постоянной готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, нести одновременно тяготы военной и хозяйственной деятельности.(30) Все это не могло сказаться на своеобразии казачьего характера, замешанного на вольнолюбии, физической и духовной силе казаков. Казаки в течение многих веков создали и своеобразную школу воспитания моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам: - не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, - искоренять зло и ненависть, -относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе, -разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями,- быть всегда правдивым и искренним не только в словах, делах, но и в мыслях, -жить только за счет своего труда, избавляться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.- воздержание и умеренность во всем.- свобода от накопительства; настоящий казак должен приобрести необходимые вещи, принимать подарки, преподносимые от чистого сердца и в которых есть истинная нужда.
Казаки - отцы и деды говорили своим детям и внукам: «Каждый вечер вы должны уделять десять - пятнадцать минут, чтобы мысленно оценить прожитый день».
Таким образом воспитывала детей вся община. У казаков существовала система половой дифференциации. Мальчика-казака с самого раннего детства учили быть казаком: учили обращению с конем, с оружием, учили быть в постоянной готовности, хорошей физической форме, выносливыми, мужественными, прививали качества, которые не только помогут проявиться в бою, но и помогут нести тяготы хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: