Порядок деприватизации жилого помещения

Статья 9.1. Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Право на деприватизацию жилья закреплено в статье 9.1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закона). В соответствии с данной правовой нормой использовать право на деприватизацию жилого помещения могут не все граждане, а только граждане, являющиеся собственниками своих жилых помещений. Однако, для реализации данного права быть собственником помещения слишком мало. Деприватизация жилья сама по себе процедура, требующая соблюдения определенных условий, при которых возможна реализация права граждан на передачу жилого помещения из частной собственности в государственную (муниципальную). В частности к таким условиям относятся: отсутствие обременений какими-либо обязательствами, отсутствие иного помещения в собственности для проживания, согласие сособственников, если имеется несколько собственников в жилом помещении, согласие органов опеки и попечительства, если собственником являются несовершеннолетние и инвалиды, отсутствие факта вселения собственником иных лиц в жилое помещение, подлежащее переходу в государственную (муниципальную) собственность, а также соблюдения срока деприватизации жилого помещения (до 1 марта 2013 г. согласно статье 20 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Собственник жилого помещения, принявший решение реализовать свое право на деприватизацию, должен обратиться с соответствующим письменным заявлением в органы исполнительной власти с приложенными к нему следующими документами:

1) оригиналы правоустанавливающих документов (договор передачи, свидетельство);
2) документ, подтверждающий отсутствие обременений;
3) справка о регистрации или выписка из домовой книги;
4) ксерокопии документов, удостоверяющих личность собственника;
5) копия финансового лицевого счета;
7) квитанция об оплате регистрационного сбора.

Результатом деприватизации жилого помещения будет являться заключение с гражданином договора социального найма. В случае, отказа в принятии заявления либо заключении договора социального найма без указания причин такого отказа, у гражданина возникает право на обращение в суд с исковым заявлением об обязании заключения договора социального найма. При соблюдении условий деприватизации отказ органа исполнительной власти будет являться незаконным, так как статья 9.1 Закона прямо предусматривает обязанность уполномоченных лиц принять в собственность жилые помещения и заключить договоры социального найма с гражданами, деприватизировавшие свои жилые помещения.

Однако, не следует спешить в подаче заявления о передаче своего жилья в собственность государства (муниципалитета). Так, согласно статье 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Следовательно, гражданин, передав в государственную (муниципальную) собственность свое жилое помещение, в будущем лишается права на приватизацию во второй раз.

Таким образом, гражданин, деприватизировавший свое жилое помещение, лишается своих прав по распоряжению им, снимает с себя обязанность по уплате налога на имущество, а также лишается права на приватизацию во второй раз.

Выселение с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилогопомещения.

Нередко понятие выселения смешивают с понятием прекращения жилищных правоотношений. Такое смешение, как считает доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Самарского государственного экономического университета, кандидат юридических наук Сайфулова Л.Г., вполне понятно и даже допустимо, когда речь не идет специально об этих терминах, об их соотношении, поскольку выселение - финал прекращения жилищных прав. Выселение - это фактическое действие, как правило. Это последствие наступления определенных юридических фактов.[3]

Согласно ст.3 ч.4 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством РФ.[4] В законодательных актах субъектов РФ, муниципальных образований, локальных актах государственных органов не могут быть предусмотрены иные основания выселения из жилого помещения, а если они предусмотрены, то не должны применяться. Законодательство РФ в этой части не предоставляет дополнительных полномочий по регулированию выселения из жилых помещений иным субъектам законотворческой деятельности. Это связано с необходимостью строгого соблюдения ст.25 Конституции РФ о неприкосновенности жилища.

По общему правилу, исходя из смысла норм жилищного и гражданского законодательства РФ, выселение из жилого помещения по любому основанию допустимо не иначе, как по решению суда. Поскольку жилищная проблема в настоящее время решается в РФ на уровне государственной политики, государственных программ, жилье является приоритетом в плане защиты прав граждан. Только суд вправе решать, подлежит ли лицо выселению из занимаемого жилого помещения, какими бы виновными не были основания такого выселения. ЖК РФ лишь указывает основания и порядок выселения, которым должен руководствоваться суд при вынесении соответствующего решения.

Выселение, по каким бы основаниям и в каком бы порядке оно ни производилось, во всех случаях относится к принудительным мерам государственно-правового воздействия. Выселение из занимаемого жилого помещения в доме государственного, муниципального или общественного жилищного фонда допускается лишь по основаниям, установленным законом. Выселение далеко не всегда можно квалифицировать как санкцию и тем более как меру правовой ответственности. Если дом, в котором проживает гражданин, подлежит сносу, но гражданин не освобождает его, считая, что предоставляемое ему другое помещение не является благоустроенным, возникший спор подлежит разрешению в судебном порядке. Меры ответственности не применяются к гражданину и тогда, когда он подлежит выселению из самоуправно занятого жилого помещения. В данном случае прав на помещение гражданина не лишают, поскольку в результате самоуправного занятия помещения он никаких прав на него не приобрел. Но если гражданин выселяется по решению суда за порчу или разрушение жилого помещения, или за невозможностью совместного проживания, то к нему применяются меры гражданско-правовой ответственности.

Судебное выселение подразделяется на выселение с предоставлением гражданам другого благоустроенного жилого помещения; выселение с предоставлением гражданам другого жилого помещения; выселение без предоставления гражданам другого жилого помещения.

Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст.85ЖК РФ)[5]

Рассматриваемая статья устанавливает основания, условия и последствия выселения граждан из жилых помещений по причинам, не зависящим от их действий. В любом случае, если такое выселение происходит, граждане должны быть обеспечены благоустроенным жилым помещением на условиях договора социального найма. При этом договор социального найма в отношении жилого помещения, из которого наниматель выселяется, расторгается.

Выселению с предоставлением другого благоустроенного подлежат граждане в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. Как правило, подобного рода ситуации возникают, когда земельный участок, на котором находится такой дом, отводится для государственных или общественных нужд. Именно такая причина и указывалась в качестве основания для выселения с предоставлением другого жилого помещения в ст.92 ЖК РСФСР[6]. Компетенция в принятии решения о сносе дома принадлежит органам государственной власти или органам местного самоуправления.

Если производится выселение из жилого помещения, расположенного в том доме, который подлежит сносу, и согласно ст.86 ЖК РФ такое выселение производится в связи с отводом земельного участка для государственных или муниципальных нужд выселяемым гражданам другое благоустроенное жилое помещение должно быть предоставлено органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе жилого дома.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: