Раннехристианское искусство до официального признания христианства

Достаточно полным источником раннехристианского искусства служат для нас росписи римских катакомб, где находятся захоронения ранних христиан. Сюда надо добавить недавно обнаруженные росписи храма в Дура-Европос и близкие им по тематике и стилю росписи синагоги. Но это, по-видимому, лишь одна из существовавших в то время разновидностей христианского искусства.

Христианское искусство этого времени является столько же народным, сколько и неофициальным. В ту эпоху еще было сильно и неприятие образов, в чем чувствуется иудейская традиция, но вскоре христианский изобразительный язык и сама система образов приобрели во всех римских провинциях достаточное единство.

Изменения в содержании образов по сравнению с позднеантичным искусством. Что же представляла собой эта система образов? Христиане нашли в современных им античных композициях символы, которые они могли использовать, не подвергая их христианизации. Это символы времен года, последовательная смена которых уже язычниками воспринималась как возможность жизни после смерти; феникс - символ возрождения; пасторальные сады, напоминающие рай, а также корабль, пальма, рыбак, голубь, агнец. В других случаях образы, заимствованные из римского искусства, стали объектом христианской переинтерпретации. Так, Добрый Пастырь изображался в виде Гермеса, несущего барашка. Задремавший Иона напоминал спящего Эндимиона. Образ Моисея восходит к изображению Гермеса, завязывающего сандалию, к мифологическому изображению восходит и сцена истечения воды из скалы. В раннем христианском искусстве можно также предположить иудейское влияние, особенно учитывая найденные росписи в синагоге в Дура-Европос, иконографические мотивы которых очень необычны для этого времени. Тип христианских изображений Даниила со львами или Ноя был заимствован из иудейской иконографии. А вот некоторые другие заимствования ветхозаветных сцен: изображение Адама и Евы у райского дерева, сцены из жизни Сусанны, реже – изображение Иова или пророка Валаама. Вместе с тем христианские художники создали собственный иконографический язык. Так, появились изображения евангельских сцен - сцен чудес: <Умножение хлебов>, <Исцеление кровоточивой> и, особенно, <Воскрешение Лазаря>. Появляются также изображения <Крещения> и <Поклонения волхвов>.

Новые психологические и стилистические черты под влиянием христианского мировоззрения. В произведениях раннехристианского искусства античные принципы постоянно соединяются с поисками новой художественной выразительности, которая соответствовала бы духовности христианского мировоззрения. Во всех произведениях ранних веков заметен этот сплав старого и нового, хотя и в разных пропорциях.

Роспись синагоги и христианской церкви в Дура Европос (ок. 232). Дура-Европос (Врата Европы или крепость Европы) — античный город в Сирии, существовавший с 300 до н. э. до 256 г. н. э. Здесь сохранились руины довольно скромной по размерам, но самой старой из известных христианских церквей. Церковь была устроена в здании, первоначально являвшемся чьим-то домом. Это здание построено в 232-233 гг. Одна из комнат, являвшаяся церковью, впоследствии была расширена путем присоединения к ней двух смежных комнат, благодаря чему в ней могло одновременно находиться до 100 человек. В небольшой соседней комнатке была устроена крестильня, в которой находилась и емкость для воды (22). На стене прямо над нею имелось изображение Христа в образе Доброго Пастыря. На другой стене изображены отдельные сцены из Писания: Давид и Голиаф, самаритянка, Петр, пытающийся идти по водам, и исцеление расслабленного.

Как показывают росписи Дура-Европос, здесь уже с ранних времен ведущую роль играют местные, восточные традиции. Условный стиль росписей этого сирийского города, плоскостной и линейный, в дальнейшем успешно используется в христианской живописи. Сирийцы в искусстве более всего ценили догматическое начало, облекавшееся в неизменные, но понятные для всех формы. Они выделяли лишь его наиболее существенные черты, чтобы вознести его во вневременную и внепространственную сферу. Таким образом, арамейцы выработали свой собственный художественный язык, часто грубоватый и примитивный, но всегда выразительный и сильный, в котором эллинизм совершенно отступает на второй план.

Кроме росписей христианского храма нам интересны росписи синагоги (23). Если раньше считалось, что евреи были враждебны изобразительному искусству и не использовали его при украшении своих храмов, то теперь, после ряда открытий (особенно в синагоге в Дура-Европос), эта проблема предстает в несколько ином свете. Запрет, налагаемый у евреев на изображение живых существ (Книга Исход, XX, 4), хотя и задерживал развитие изобразительного искусства, был все же не в силах целиком изгнать из храмов человеческий образ. В результате стали возможными росписи синагоги в Дура-Европос, иудейской катакомбы в Риме и мозаические полы V–VI веков с изображениями библейских сцен (24). Есть предположение, что самые ранние иллюстрации к книгам Библии возникли в среде евреев диаспоры, когда в III веке до н. э. был переведен на греческий язык Ветхий Завет (Септуагинта). Эти греко-еврейские иллюстрации являлись посредствующим звеном между иллюстрированными античными свитками, содержавшими творения греческих классиков, и иллюстрированными христианскими Библиями. Богато иллюстрированные книги Библии были тем источником, откуда черпали свои композиции раннехристианские мозаичисты и фрескисты. Как теперь выясняется, евреи вплоть до VI века относились терпимо к изображениям в синагогах. После же наметился перелом, который привел к их массовому уничтожению, что не могло не содействовать усилению и без того сильных на Востоке иконоборческих настроений.

Живопись катакомб (II - IV вв.). Катакомбы Рима. Античные и христианские мотивы. Символика и аллегория. Особенности стиля: традиционные черты и новые, неантичные принципы.

Как уже было сказано, христианское искусство в наиболее развернутом виде предстает для нас в фресках римских катакомб. Когда в XVI в. были случайно обнаружены подземные христианские кладбища II—IV вв, которые также служили убежищем и местом сбора христианской общины, их стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб. Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения — кубикулы. Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. Птицы и животные населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей — со св. Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами, — с христианином, стойким перед мирскими соблазнами (25). Так слагалась роспись, понятная посвященным. В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, Христос уподобляется пастырю, а его ученики — пастве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигура юноши-пастуха с ягненком на плече — добрый пастырь (26). Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души (27). Душа усопшего изображалась в виде оранты — женщины в молитвенной позе с воздетыми руками (28). Круг сюжетов был ограничен, не имел связного повествования. Иной мир требовал иного художественного языка. Фигуры еще объемны, как в поздней античности, но в орантах, например, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, тело исчезает под хитоном, главное внимание обращается на лицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости. Так, от образов наивных, искренних, робких по исполнению, раннехристианское искусство переходит к образам, в которых форма подвергается дематериализации во имя усиления духовного начала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: