Общее понятие власти и влияния

Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они пробуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определённым образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относится к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

· Власть – потенциал, имеющийся у её пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;

· Между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимосвязь;

· Тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

· Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.

Власть – функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

Власть – это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа – в отношении другой и т.п. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчинённые для того, чтобы достичь своих целей и укрепить своё положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает её структуру. Без власти нет организации. Успехи и неудачи в применении власти или реакция на неё в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия её использования. Власть никогда не бывает абсолютной и неизменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени. Известно, как меняются рейтинги руководителей, проведённые в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснения конкретной ситуации и тех, кто в неё вовлечён.

Власть часто использую как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет – это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчинёнными как то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть даётся сверху, а в другом она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов проявления власти.. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется её обладателями теми, кому он подотчётен. Объём этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить от того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объёмом власти. Их отношение ситуационно и индивидуально.

Личная власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к её обладателю со стороны подчинённых. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу – от подчинённых. Личная власть может быть отнята подчинёнными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчинённых. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной. И личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень трудно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: