Хронология

С воды было подобрано живыми всего шесть человек.

Путь и место крушения

Несмотря на предупреждения об айсбергах, капитан Титаника не снизил скорость и не изменил маршрут. Но это было стандартной практикой в те времена. С другой стороны, не все следовали такой практике: ближайшее к Титанику судно Californian, добравшись до поля айсбергов, остановилось на его границе (и передало Титанику предупреждение, которое было проигнорировано).

Хронология

14 апреля 1912 года, в 23:40, в точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 м прямо по курсу был замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание подводной части судна, корпус получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна шесть были прорезаны.

15 апреля 1912 года
00:15 — с Титаника передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
00:45 — выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7). Носовая палуба уходит под воду.
01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета.
02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D). Носовая часть шлюпочной палубы уходит под воду.
02:08 — Титаник резко вздрагивает и сдвигается вперёд. Волна прокатывается по палубе и заливает мостик, смывая в воду пассажиров и членов команды.
02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы.
02:15 — Титаник высоко задирает вверх корму, обнажая руль и гребные винты.
02:17 — гаснет электрическое освещение.
02:18 — Титаник, быстро погружаясь, разламывается на две части.
02:20 — Титаник затонул.
02:29 — На скорости около 13 миль в час носовая часть Титаника врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна.
04:10 — Carpathia подобрала первую шлюпку с Титаника (шлюпку № 2).
08:30 — Carpathia подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с Титаника.
08:50 — Carpathia, взяв на борт 704 человека, спасшихся с Титаника, берёт курс на Нью-Йорк.

Официальные данные по количеству погибших и спасенных
Категория Процент спасенных Процент погибших Количество спасенных Количество погибших Сколько было
Дети, первый класс 100.0 00.0 6 0 6
Дети, второй класс 100.0 00.0 24 0 24
Женщины, первый класс 97.22 02.78 140 4 144
Женщины, экипаж 86.96 13.04 20 3 23
Женщины, второй класс 86.02 13.98 80 13 93
Женщины, третий класс 46.06 53.94 76 89 165
Дети, третий класс 34.18 65.82 27 52 79
Мужчины, первый класс 32.57 67.43 57 118 175
Мужчины, экипаж 21.69 78.31 192 693 885
Мужчины, третий класс 16.23 83.77 75 387 462
Мужчины, второй класс 8.33 91.67 14 154 168
Итого 31.97 68.03 711 1513 2224

Странное
Когда Титаник начал посылать сигналы бедствия, Californian, а не Carpathia, был самым близким к нему судном (несколько миль, час ходу, остальным - минимум восемь часов). Тем не менее Californian не ответил. В 0:45 ночи 15 апреля члены команды на Californian видели вспышки сигнальных ракет. Однако кничего не предпринял.

Вроде бы это и есть Californian

Отчасти в защиту Californian говорит тот факт, что на Титанике не было сигнальных ракет красного цвета, означающих призыв о помощи. В итоге судно, всю ночь стоявшее недалеко от Титаника, не восприняло всерьез ракеты белого цвета и не пришло на помощь (и все же, хоть убейте, я не понимаю – как?! Они ж полночи наблюдали ракеты, вроде бы даже радист еще успел услышать SOS прежде чем отключить рацию, и всего-то - ни одна сволочь не взяла на себя смелость разбудить капитана…)

Причиной столкновения стало сочетание неблагоприятных факторов
Айсберг принадлежал к редкому типу так называемых чёрных айсбергов (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть), из-за чего был замечен слишком поздно.
Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы «барашки» вокруг айсберга.
Слишком высокая скорость парохода, из-за которой удар айсберга по корпусу был максимальной силы. Если бы капитан заблаговременно, при входе в пояс айсбергов, приказал уменьшить скорость корабля, то, возможно, силы удара об айсберг не хватило бы для того, чтобы пробить корпус Титаника.
Лучшая сталь того времени, из которой был изготовлен Титаник, становилась хрупкой при низкой температуре. Температура воды в ту ночь была +2…+4 °C, что и сделало обшивку судна очень уязвимой.

17 апреля 1912 года, в день, когда оставшиеся в живых достигли Нью-Йорка, судно «Маккей-Беннетт» было отослано из Галифакса, Новой Шотландии, чтобы искать тела погибших. На борту «Маккей-Беннетта» находилось, 40 бальзамировщиков, тонны льда, и около 100 гробов. Хотя «Маккей-Беннетт» и нашел 306 тел, 116 из них были настолько повреждены, что их невозможно было поддерживать всю обратную дорогу. Были сделаны попытки опознать каждое найденное тело. Искать погибших были отправлены и другие суда. В целом было найдено 328 тел, 119 из них были похоронены в море.

Глубина затопления
1 сентября 1985 года экспедиция под руководством директора Института океанологии города Вудс-Холл, штат Массачусетс, доктора Роберта Балларда (Robert D. Ballard) обнаружила место залегания Титаника на дне Атлантического океана на глубине 3750 м.

Мистика (воспринимайте как хотите)

Член команды 23-летний кочегар Джон Коффи по неизвестным причинам дезертировал с «Титаника».

В первом рейсе Титаника собирались принять участие несколько весьма состоятельных персон, но… отказались от своих планов. Среди них был один из владельцев Титаника Дж. Пирпонт Морган, который хотел было вернуться на пароходе в США, но так и не поднялся на борт, сославшись на плохое самочувствие. По той же причине отказался плыть лорд Пирри - президент судоверфи Harland and Wolff, на которой строился Титаник. Перед самым отплытием от поездки отказались промышленный и финансовый магнат, миллионер Альфред В. Вандербилдт и его жена. А в 1915 году Вандербилт оказался на борту Лузитании и погиб во время гибели судна от торпедной атаки.

По материалам английского газетного спецвыпуска Titanic, Уолтер Лорд сообщил, что после книги A night to remember, изданной в 1955 году, он получил несколько писем из Ирландии, объясняющих «реальную» причину, из-за которой Титаник пошел на дно. Номер корпуса Титаника, построенного в Белфасте, был 390904. По этой версии, номер скрывал в себе секретное предначертание. Если написать этот номер от руки, изобразив цифру 4 несколько увеличенной и угловатой и добавив пробел после второй девятки, а затем поднести к зеркалу, то номер превратится в надпись No Pope - «нет Папе Римскому». Ирландские протестанты предполагали, что это было сделано специально рабочими, и божественное возмездие не заставило себя ждать. С другой стороны, многие люди в Англии твердо полагали, что сотни белфастских рабочих, которые строили Титаник, утонули вместе с судном. Это утверждение нелогично, так как их работа была закончена почти годом раньше.

Невероятный факт имел место 15 апреля 1972 года. Радист американского линкора «Теодор Рузвельт» принял сигнал SOS. Сквозь помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему Титанику - радист Ллойд Детмер решил, что свихнулся. На всякий случай запросил берег. Ответ с берега был на удивление спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом. Уже в порту команде линкора разъяснили, что давно утонувший Титаник, естественно, не мог посылать призывы о помощи. И вообще никакого сигнала SOS не было. Либо радисту почудилось, либо кто-то хамски пошутил. Однако Детмеру показалось подозрительным, что разъяснения по поводу его бреда или неустановленного хулиганства в эфире давали представители спецслужб, а не военное начальство. И он начал расследование - сначала просто из любопытства. А потом увлекся и попал в психушку. Но перед этим успел все же накопать много интересного. Детмер разыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с Титаника. Переписал даты: 1924, 1930, 1936, 1942 года. Составил таблицу и элементарно подсчитал, что призраки в радиоэфире появлялись примерно раз в шесть лет. В 1978 году Детмер уже специально ждал сигнала. И уверял, что получил его. О том, что было в 1984 и 1990 годах, ничего не известно. Радист-исследователь находился на излечении в клинике неврозов города Балтимор. Но в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» появилась заметка об очередном сигнале SOS с Титаника, полученном канадским судном Квебек…

Некоторые ученые полагают, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала»: его-то, мол, и ловят время от времени. Другие ученые утверждают, что сигнал SOS с Титаника пробил время в обе стороны. То есть должен был ловиться в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. По другим свидетельским показаниям, есть данные о том, что спустя десятилетия морские суда в районе гибели Титаника периодически вылавливали «спасшихся» пассажиров! Причем они называли свои имена и фамилии, соответствующие реальным личностям с корабля! Последний раз выловили десятимесячную девочку, плававшую в спасательном круге с надписью Титаник…

В ноябре 1990 года экипаж норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» спас женщину, неизвестно как оказавшуюся на айсберге в 275 милях юго-западнее Исландии. Она утверждала, что её звали Винни Каутс, и рассказала о том, что чудом спаслась после крушения Титаника. На вид девушке было 20 лет, но одета она была по моде начала ХХ века. Газета «Уорлд уикли ньюс» сообщает что 9 августа 1991 года научно-исследовательское судно «Ларсон Напер» в водах Атлантики подобрало спасательную шлюпку, единственным пассажиром которой был пожилой мужчина с седой бородой, убеждавший, что он капитан Титаника. Он утверждал, что на дворе 1912 год, что довело его до психиатрической клиники. На нем была форма «Уайт Стар Лайн», хотя ее можно было купить на блошином рынке.
Самым загадочным событием этих случаев была кончина обоих: перед смертью оба они «моментально» состарились, что очень заинтересовало медиков. В 1991 году с дна корабля были подняты некоторые вещи, не принадлежавшие его времени: ружье, из которого стрелял капитан для успокоения толпы, - оказалось, оно было сделано в 1928-м. Так же был поднят чемодан с 10 тысячами долларов, выпуск которых датирован 1996 годом (оххх, Интернет, за что купила, за то продаю
)

Резонанс
В начале 1912 года (до катастрофы) была издана написанная в 1898 году книга Моргана Робертсона (Morgan Robertson) «Тщетность, или гибель Титана» (Futility, Or the Wreck of the Titan), действие которой происходило на борту пассажирского судна «Титан», схожего по описанию и водоизмещению с Титаником. В книге «Титан» гибнет от столкновения в тумане с айсбергом во время плавания из Нью-Йорка в Великобританию.
Первый фильм, посвящённый катастрофе - «Спасшаяся с Титаника»» - появился в мае 1912 года;
В 1976 году вышла книга американского писателя Клайва Касслера «Поднять Титаник».
Фильм «Титаник», выпущенный в 1997 году, 13 лет держал лидерство по кассовым сборам в мировом кинопрокате ($1 845 034 188). В апреле 2012 года фильм выходит в прокат в формате 3D.
В романе немецкого писателя Бернгарда Келлермана «Голубая лента» (написан в 30-х, но не нашла точный год) действие происходит на лайнере Космос, обстоятельства гибели которого идентичны обстоятельствам гибели Титаника. Позиция втора относительно причин однозначна: алчность (в то время на морских путях Северной Атлантики конкуренция между судоходными монополиями резко обострилась. «Голубая лента» - приз за быстроходность).В погоне за рекордом представитель судоходной компании давит на капитана, игнорируя тревожные сигналы.

Ну и много где эта катастрофа так или иначе фигурировала…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: