Фредерик Герцберг во второй половине 1950-х гг. разработал модель мотивации, основанную на потребности.
В этой модели он выделил две большие категории, назвав их "гигиенические факторы" и "мотиваторы". Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотиваторы связана с самим характером и сущностью работы.
По мнению Герцберга, при отсутствии или недостаточной степени гигиенических факторов у человека наступает неудовлетворение собственной работой. Но если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не способны мотивировать человека на что-либо.
Герцберг считал, что работник начинает обращать свое внимание на гигиенические факторы только тогда, когда найдет их реализацию неадекватной или несправедливой.
Гигиенические факторы Герцберга:
· условия работы;
· оплата труда;
· межличностные отношения начальников с подчиненными;
· политика фирмы и администрации;
· степень непосредственного контроля за работой.
Мотиваторы по Герцбергу:
· признание и одобрение результатов работы;
· возможности творческого и делового роста,
· успех (возможность достижения цели);
· продвижение по службе;
· высокая степень ответственности
Для того чтобы добиться мотивации, руководитель обязан обеспечить наличие мотивирующих факторов. Для эффективного использования данной теории нужно составить список гигиенических и особенно мотивирующих факторов и в то же время дать сотруднику возможность самому определить и указать на то, что он предпочитает, и считаться с его желанием.
Большое внимание уделяли проблемам:
социальной ответственности руководства перед работниками,
развитию у работников стимула к достижению целей организации.
2.5 Новая (или количественная) школа управления
(с 50-х годов по наст.время)
Новая школа управления сформировалась в начале 50-х годов и успешно функционирует в настоящее время.
Отличительной особенностью этой школы является использование математических методов обоснования решений и компьютеров в управлении.
Они заменили словесные рассуждения и описательный анализ МОДЕЛЯМИ.
Основные направления исследований:
статистические методы анализа,
теория массового обслуживания (ТМО),
теория игр,
математическое программирование,
методы сетевого планирования и управления,
прогнозирование.
На базе новой школы сложилась такая научная дисциплина как теория управленческих решений. В разработке ряда количественных методов в управлении приоритет принадлежит российским ученым Л.В. Канторовичу, В.В.Новожилову и В. С. Немчинову.