После преобразования внешкольных учреждений в России в систему дополнительного образования, вместе с отказом от идеологии в воспитании детей, был утрачен приоритет воспитания в целом. Однако, на практике, воспитание нельзя отменить! Поэтому, во Дворце была определена основная идея воспитания - дополнительное образование для ребенка как основное одаривающее творческое образование, вос-питывающее Чело-Века [28], [19, 41]. Воспитание рассматривалось как неотделимая часть образования наряду с обучением и развитием.
Самоопределение педагогического сообщества Дворца творчества в основной воспитательной идее востребовало перестройки методической работы: от методических рекомендаций к методической миссии [28].
Сегодня, воспитаниево Дворце, – это процесс совместной выработки ценностей, норм, приоритетов социальной деятельности, обращенный к задаче жизнетворчества, через сотрудничество и сотворчество поколений.
Воспитательная система Дворца наполняется, обогащается и обновляется в условиях:
|
|
- поддержки педагогического мастерства, через актуализацию, развитие, реализацию творческих идей, принимаемых как ценность во всем их многообразии [20, 18], [34, 3];
- уникальности содержания образовательно-воспитательного процесса [21], [Вестники Дворца творчества "Диалог" №№1 - 51];
- организации соуправления образовательно-воспитательным процессом [30, 5], [26], [34, 12];
- развития авторских систем воспитательной работы коллективов (событийности) [26],
которые и определяют такие интегративные характеристики, как образ жизни сообщества и его психологический климат.
Идея с обытийности помогает прогнозировать, реализовывать, отслеживать развитие и систематизировать результаты реализации идей, проектов. Дворец творчества предоставляет детям, родителям, педагогам возможность творческого, созидательного, продуктивного общения с людьми увлеченными, с теми, кто занят тем же делом.
В дополнительных образовательных программах педагогов помимо "делового" общения предусматриваются самые разнообразные формы организации личностно значимого общения взрослых и детей (от радости по поводу дня рождения друга, ликования от собственного успеха или успеха друга, до общей ответственности и сопереживания в многодневном походе, в поездках, на гастролях). Проживание событий в коллективе, во Дворце на уровне эмоций, чувств, способствует тому, что педагог и ребенок начинают говорить на общем языке - языке сопричастности к действу, способствующему единению детей, педагогов, родителей. Вместе они создают особую атмосферу творческого поиска, общего успеха и взаимного благодарения.