О некоторых распространенных мифах и заблуждениях

На психологических Интернет-форумах нередко приходится встречать предположение или даже утверждение, что интуиты обладают более «живым» воображением с точки зрения эйдетической яркости их мысленных образов-представлений. Это просто неверно (см. табл.13). Эйдетическая яркость и способность к произвольному мысленному представлению «по заказу» зрительных, слуховых и обонятельных образов вообще никак не коррелируют с интуицией-сенсорикой, а способность к произвольной мысленной генерации ярких осязательных образов обнаруживает положительную корреляцию, но совсем даже не с интуицией, а как раз с сенсорным полюсом признака. Зрительный эйдетизм (яркость мысленных зрительных образов) в основном определяется экстраверсией, а слуховой и осязательный – этикой.

Еще один миф касается повышенной религиозности интуитов (мол, значительной их части на роду написано быть мистиками, а значит, и прихожанами какой-либо церкви). Это утверждение тоже оказывается неверным (см. кластер 229). Что же касается выбора между материализмом и идеализмом, то и здесь оппозиция интуитов-сенсориков оказывается совсем не при чем. Материализм чаще выбирают логики, идеализм – этики.

Функции физического чувства времени, способность в нем ориентироваться, управлять расходованием собственного времени, по результатам многих исследований связанные с правой лобной корой, тоже вовсе не оказываются прерогативой интуитивного полюса (напротив, они обнаруживают слабую корреляцию с сенсорикой). Время приобретает особое значение для интуитов лишь в том смысле, что их текущее настоящее в сравнении с сенсориками расширяется, благодаря частым мыслям о прошлом и о будущем, от нескольких секунд, минут и часов у сенсориков до масштабов лет и веков. Реально существующий мир для интуита – это и то, что было в эпоху Вольтера и Честерфилда, и то, что ожидает человечество через сто и тысячу лет. Прошлое, настоящее и будущее образуют для него единую целостность, которую можно объединить словом «бывающее». У сенсорика всё не так. Лучшая способность интуита к прогнозам проистекает не из его особых отношений с чувством физического времени (которое для него, похоже, ничуть не роднее, чем для сенсориков – см. кластер 230), а лишь из его привычки считать будущее частью актуального и интересного настоящего и поэтому это будущее постоянно анализировать во всех его потенциальных версиях.

Между интуитами и сенсориками нет различий по уровню личной правдивости или лживости, но есть разница в отношении к ценностям гласности и общедоступной открытой информации. Гласность заметно больше предпочитают интуиты, чем сенсорики (кластеры 84, 89), хотя различие между демократами и аристократами в этом отношении еще более значительно.

Между интуитами и сенсориками нет различий по уровню нейротизма (в духе Г.Айзенка), у них с одинаковой частотой встречается и бледность, и румяней - гиперемия кожи лица (весьма характерные признаки эрготропно-трофотропного и симпатического-парасимпатического баланса). Отсутствуют какие бы то ни было корреляции интуиции с нетерпеливостью и беспокойством, конфликтностью и эксплозивностью, осторожностью и предусмотрительностью, ипохондричностью, терпимостью к монотонии, склонностью к критике, разговорчивостью (болтливостью), пессимизмом и оптимизмом, общим уровнем настроения, твердостью социальной морали, самооценкой интеллекта (хотя объективно интеллектуальные показатели интуитов по тестам выше), открытостью и откровенностью, склонностью к интригам, инициативностью, общительностью, скромностью, эмоциональной ригидностью, активностью и трудолюбием, склонностью себя перепроверять, и т.д., и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: