Вопрос № 5 Эксплуатационные показатели сцепок. К

Под агрегатированием подразумевают соединение рабочих ма­шин и сцепки с трактором для образования МТА, отвечающего изложенным требованиям. При этом различают агрегатирование навесных, полунавесных и прицепных машин.

Агрегатирование навесных и полунавесных машин с трактором осуществляют с помощью навесного механизма, поднимаемого и опускаемого гидроцилиндром. Полунавесные машины отличают­ся лишь наличием опорных колес, которые чаще используют при рабочем ходе агрегата.

Наиболее распространенные схемы агрегатирования навесных и полунавесных машин с трактором показаны на рисунке 5.1. Есте­ственно, что в пределах отдельных схем имеют место дополни­тельные варианты соединения навесных и полунавесных машин с трактором. Например, на схемах (е, ж)сами боковые брусья могут также иметь опорные колеса. Наибольшее распространение полу­чили трехзвенные навесные механизмы (две продольные и одна центральная тяга), которые на некоторых тракторах могут пере­настраиваться и на двухточечную схему. Такое перестроение на двухточечную схему путем совмещения передних концов продоль­ных тяг применяют на тракторах общего назначения ДТ-75М, Т-150, Т-150К, ДТ-175С для агрегатирования с плугом. Двухто­чечная схема присоединения обеспечивает большую подвижность трактора относительно плуга, исключая опасные перегрузки в звеньях навесного механизма. При агрегатировании трактора с навесными и полунавесными машинами уменьшаются затраты труда (не требуется прицепщик), при меньшей массе обеспечи­вается высокая маневренность и существенно уменьшаются не­производительные потери времени смены на холостые повороты и переезды. Однако при этом число навешиваемых машин огра­ничено (обычно до трех), поэтому часто полная загрузка двигате­ля трактора на малоэнергоемких работах невозможна. Более эф­фективными с этой точки зрения с учетом конкретных условий работы могут оказаться прицепные машины, особенно с мощны­ми тракторами типа К-701.

Рисунок 5.1 — Основные схемы агрегатирования навесных машин с трактором:

а — заднее; б — переднее; в — переднее и заднее боковое; г — боковое серединное; д — переднее и боковое серединное; е — заднее и две боковые серединные; ж — переднее и две боковые серединные; з — переднее и заднее

Агрегатирование прицепных машин с трактором осуществляют с помощью различных присоединительных устройств, включая при­цепную скобу с серьгой, тяговый крюк, в том числе гидрофицированный, и т. д. При двух и большем числе машин используют различные виды сцепок. Наиболее распространенные схемы агре­гатирования прицепных машин с трактором показаны на рисунке 5.2. Основные недостатки прицепных агрегатов: необходимость прицепщика для отдельных типов агрегатов, большая масса и не­высокая маневренность, вследствие чего существенно возрастают потери времени смены на холостые повороты и переезды. Поэто­му наблюдается процесс перехода от прицепных к навесным и полунавесным машинам. Кроме непосредственного присоеди­нения навесных и прицепных машин к трактору агрегатирование предусматривает также проведение соответствующих настроечных и регулировочных операций, выполняемых в составе агрегата (обеспечение горизонтальности рамы машины, устранение «бочения» плуга и др.).


Рисунок 5.2 — Основные схемы агрегатирования прицепных машин с трактором:

I — с использованием универсальных сцепок: а — фронтальных; б — шахматных навесных; в — шахматных прицепных; II — с использованием специальных сцепок: а — навесных для двух орудий; б — прицепных бесколесных для двух орудий; в — для жаток при асимметричном расположении; г — для жатвенно-лущильного агрегата

В составе МТА сцепки представляют собой вспомогательные устройства, предназначенные для соединения нескольких рабочих машин с трактором.

К сцепкам предъявляют следующие требования: высокое каче­ство работы; обеспечение рациональной загрузки двигателя; высо­кая надежность и маневренность и др.

Классифицируют сцепки по следующим основным признакам.

По степени универсальности сцепки подразделяют на универ­сальные (для нескольких типов машин-культиваторов, сеялок и др.) и специальные (для отдельных типов машин-сенокосилок, валко­вых жаток, боковых граблей и т. д.).

По способу присоединения к трактору различают: прицепные (со своими ходовыми колесами); навесные, навешиваемые на трактор и имеющие опорные колеса сцепки.

По конструкции рамы различают сцепки с жесткой и шарнир­ной рамами, а также безрамные. Шарнирные рамы имеют сцепки, предназначенные для образования многомашинных широкозахват­ных агрегатов.

По расположению машин сцепки делят на фронтальные (ма­шины расположены в один ряд перпендикулярно к направлению движения агрегата), косые (машины расположены уступом) и комбинированные с одновременным использованием принципов фронтального присоединения машин и уступом.

Эксплуатационные показатели сцепок. К основным эксплуата­ционным показателям сцепок относятся фронт сцепки, кинемати­ческая длина и тяговое сопротивление.

Фронт сцепки — наибольшее, предусмотренное конструкцией, до­пустимое расстояние между крайними точками на брусе, к которым можно присоединить рабочие машины при удовлетворении предъяв­ляемых агротехнических и других требований. Фронт сцепки в зави­симости от возможного числа присоединяемых машин п м:

Фс = (п м - 1) в м (5.1)

Кинематическая длина сцепки равна расстоянию между точками присоединения сцепки к трактору и последнего ряда машин к самой сцепке или к удлинителю по ходу агрегата. Кинетическая длина сцепок данного типа возрастает с увеличением числа при­соединяемых машин.

С увеличением фронта и кинетической длины сцепки увеличи­ваются радиус поворота агрегата и ширина поворотной полосы.

Полное тяговое сопротивление сцепки, кН, с учетом формулы (3.9)

R с= 10-3 m c g (f ccos α ± sin α), (5.2)

где тс — масса сцепки, кг; f c— коэффициент сопротивления качению сцепки.

При эксплуатационных расчетах, как видно из формулы (3.9), чаще используют удельное тяговое сопротивление сцепки, прихо­дящееся на 1 м ширины захвата соответствующего агрегата.

Наиболее широко в условиях эксплуатации используют гидрофицированные сцепки: СП-11 с фронтом 7м и массой 915кг; С-11У с фронтом 11м и массой 700 кг; СП-16 с фронтом 13,5 м и массой 1762 кг и сцепку для борон СГ-21 с фронтом 21 м и мас­сой 1800 кг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: