ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Институт медицинского образования
Кафедра общественного здоровья, здравоохранения и общей гигиены
ШВЕЦОВ Александр Георгиевич
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО МЕДИЦИНСКОЙ ЭКОЛОГИИ
(для студентов VI курса лечебного факультета ИМО НовГУ)
Великий Новгород
УДК 614.7(075.8) Печатается по решению
ББК 20.1я73 РИС НовГУ
Ш 35
Рецензенты:
Зав. каф. общей гигиены с курсом экологии
Рязанского государственного медицинского университета
им. И. П. Павлова, докт. мед. наук. проф. ЛЯПКАЛО А. А.
Швецов А. Г.
Ш 35 Курс лекций по медицинской экологии: Учебное пособие. –
Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2006. – 116 с.
В учебном пособии представлены основные понятия, законы и положения
медицинской экологии и экологии человека, как основы формирования природо-
охранного сознания и поведения человека.
Предназначено для студентов VI курса лечебного факультета, осваивающим
элективный курс «Медицинская экология». Может быть полезно всем интересую-
|
|
щимся проблемами охраны окружающей среды.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по врачебным специальностям и учебной программы преподавания дисциплины «Медицинская экология» (М., 1994).
Печатается в редакции автора.
ББК 20.1я73
© Новгородский государственный
университет, 2006
© Швецов А. Г., 2006
О Г Л А В Л Е Н И Е
Стр. | |
1. Предмет и задачи медицинской экологии, её место среди профилактических дисциплин …………………………………………………. | |
2. Учение о биосфере. Биосфера как экологическая система ……… | |
3. Системное взаимодействие природной и техногенной среды с организмом ………………………………………………………………….. | |
4. Основные черты современного экологического кризиса ………… | |
5. Эпидемические (неинфекционные) процессы и экологический кризис ………………………………………………………………………… | |
6. Современные эколого-медицинские тенденции в гигиеническом нормировании …………………………………………………………….. | |
7. Эколого-гигиенические аспекты косных (природных) и техногенных катастроф и аварий …………………………………………………. | |
8. Биологические факторы окружающей среды и здоровье …………... | |
Л и т е р а т у р а …………………………………………………………. |
Тема: «Предмет и задачи медицинской экологии,
Её место среди профилактических дисциплин»
План лекции:
1. Экология как наука и сфера практической деятельности человека.
|
|
2. Сущность экологического метода в медицине.
3. Содержание и основные законы экологии.
4. Медицинская экология – информационная база первичной медицинской (социальной) профилактики.
Экология как наука и сфера
практической деятельности человека
Характер взаимодействия человеческого общества с Природой в последние десятилетия вызывает всё более возрастающий интерес и, вместе с тем, тревогу в широких кругах населения во всех странах мира. В разнообразных статьях и выступлениях на эту тему часто высказывается мысль о том, что технически развитое общество губит Природу, губит среду, в которой оно существует и из которой черпает все необходимые для себя ресурсы. Губит самим фактом своего быстрого развития, своей техникой и, главным образом, своими необдуманными по отношению к Природе действиями. Тем самым оно лишает себя перспективы и возможностей дальнейшего существования.
Данный вопрос приобрёл такую серьёзность, что в 1972 году стал предметом обсуждения конференции ООН «Человек и окружающая среда», где была намечена специальная программа ООН и образована межправительственная организация по охране природной среды. Первыми шагами её было достижение межгосударственного соглашения об ограничении загрязнения Мирового океана отходами, сбрасываемыми с судов, и запуск «мониторинга», т.е. единой системы слежения за состоянием природной среды и её антропогенными изменениями, на глобальной сети станций, в том числе, с использованием искусственных спутников Земли и др.
Уже тогда было констатировано, что при сохранении нынешнего характера и темпов роста и развития Человечества в целом, не далее как через 50-100 лет неизбежно произойдёт крайне серьёзный кризис, означающий, по существу, катастрофу современной цивилизации. Достигнув к этому времени численности 6,5-7 млрд. человек, Человечество начнёт вымирать от нехватки природных ресурсов и невыносимого для жизни загрязнения природной среды. После того, как вымрет более 2/3 Человечества, оставшиеся смогут кое-как существовать. Однако избежать этого кризиса можно, если своевременно (т.е. в самое ближайшее время) будет выработан некоторый общий для всего человечества долговременный план действий и предприняты соответствующие, согласованные в рамках всей Планеты, решительные шаги для его предотвращения.
Современная среда обитания и свойственная ей жизнь на Земле порождены живыми организмами многих геологических эпох, они же являются и условием продолжения жизни. Поэтому неверен по своей сути даже самый гуманный тезис, провозглашённый Человеком: «Все окружающие существа – братья наши меньшие». Человек в существующем мире – самый младший брат, хотя и наделённый щедро Природой разумом и невиданной силой. И свой разум и силу Человек должен использовать не во вред ей, часто немощной и беззащитной перед мощью Человека, не для того, чтобы больше взять у Природы, из её кладовых, наполнявшихся миллиарды лет, а в помощь ей, хотя бы для того, чтобы вернуть долги, залечить раны, искупить свою вину и не повторять ошибок. Он должен осознать тот факт, что Природа существовала без Человека миллионы лет и сможет продолжать существовать без него; Человек же без Природы не проживёт и нескольких дней.
Тезис «младших братьев» по отношению к Природе неверен ещё и потому, что старшие должны учить младших «уму-разуму». На самом же деле, Человек должен, наконец, осознать, что ему, и, прежде всего, ему есть чему поучиться у Природы, у «братьев наших старших», если не у каждого в отдельности, то уж у коллективного разума – обязательно!
Таким образом, сегодня в полную силу звучит проблема рациональных взаимоотношений Человека с окружающей Природой как главного условия его выживания. Вопросы рационализации этих взаимоотношений рассматривает ЭКОЛОГИЯ.
|
|
Само слово «экология» происходит от греческих «ойкос» (дом) и «логос» (наука). «Ойкос» дало понятие «ойкумене», служащей для обозначения Природы, освоенной и обжитой Человеком. Таким образом, при дословном переводе экология занимается изучением «природного дома», живущих в нём организмов (в том числе и человека) и всех процессов, делающих этот «дом» пригодным для жизни. Судя по пещерным рисункам первобытного человека, можно заключить, что экология, по-видимому, одна из древнейших наук. Представители диких племён и в наше время на удивление хорошо «ладят» с окружающей средой, т.к. выживают лишь благодаря тонкому знанию и пониманию Природы.
«Крещение» экологии как науки произошло в 1866 году, когда немецкий биолог Эрнст Геккель впервые дал ей научное определение, хотя, не имея имени, подобно другим областям знаний, экология существовала и развивалась вместе с Человечеством, и как самостоятельная наука сформировалась за рубежом лишь к 1900 году. Однако ещё в 1815 году русский врач и натуралист А. Л. Ловецкий опубликовал первые в России труды по экологии, а крупный отечественный биолог-эволюционист К. Ф. Рулье, руководитель первой в России школы зоологов и единственной тогда в мире школы естествоиспытателей, в 1852 г. создал экологию как самостоятельную научную дисциплину, изложив фундаментальные положения о взаимоотношениях организмов и среды. Таким образом, установлено наличие работ российских ученых в области экологии, выполненных на полвека раньше, чем за рубежом.
До 60-70 гг. ХХ столетия экология развивалась в рамках биологии, где она была представлена множеством направлений: экология растений, экология животных и др. Человек в этих системах, как правило, не рассматривался, ибо полагалось, что его взаимоотношения со средой подчиняются не биологическим, а социальным закономерностям и являются объектом общественно-философских наук.
В настоящее время термин «экология» существенно трансформировался. Экология стала больше ориентированной на Человека, в связи с его исключительно масштабным и специфическим влиянием на среду и возникающими в связи с этим проблемами здоровья и выживаемости Человечества. В 60-70 гг. ХХ века возникает самостоятельное, сегодня усиленно развивающееся экологическое направление – ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, как связующее звено между экологией как биологической наукой и такими разделами науки, как социология, демография, медицинская география. Развитие экологии человека и ее сближение с гигиеной окружающей среды, произошло в 80-е годы XX века и явилось важнейшим этапом интеграции наук, изучающих связи между воздействиями факторов окружающей среды и здоровьем населения.
|
|
Сегодня ряд исследователей рассматривает экологию как комплексную метанауку, синтезирующую все естественнонаучные знания и выводы общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества.
Медицина, как известно, оказывает услуги, но менее известно, что именно гигиена, как ведущий раздел медицины, формирует представление о благодатной для жизни среде и определяет пути достижения среды заданного качества. К сожалению, не только в России, но и в других странах все заслуги в этой области адресуют экологам, что и определяет их общественный вес и бюджетный приоритет.
Формирование гигиенической науки как раздела профилактической медицины имеет многовековую историю, а путь становления гигиенических знаний достаточно сложен и нередко противоречив. На сегодняшний день этот путь завершился, с одной стороны, формированием профильных разделов гигиены и разработкой обширной нормативной базы, а с другой – становлением интегративных наук (санологии, валеологии, экологии человека и др.), разрабатывающих важнейшие фундаментальные основы влияния многочисленных факторов окружающей среды на здоровье, самочувствие и работоспособность. Таким образом, экология человека со всеми её подразделами своим рождением обязана гигиене.
Гигиена– это раздел профилактической медицины, изучающий вли-яние факторов окружающей среды на здоровье человека, и разрабатывающий мероприятия по созданию условий, обеспечивающих сохранение здоровья. | Экология – это комплексная междисциплинарная отрасль знаний, охватывающая изучение всех живых организмов и функциональных процессов, делающих среду обитания человека и животных пригод-ной для жизни. |
Классические и многочисленные современные варианты определения гигиены и экологии как научных дисциплин имеют много общего. Прежде всего, общей целью и гигиены, и экологии человека является изучение влияния природных условий и антропогенной среды на человека. Однако в определениях экологии разработка нормативов не предусматривается. Как комплексная наука она объединяет многие дисциплины и целенаправленно использует их отраслевые разработки. Не случайно, многие учёные и, прежде всего, гигиенисты, склонны считатьэкологию лишь общенаучным подходом к изучению научно-практических проблем взаимоотношений Человека и Природы. В целом, разработанные в стране гигиенические и другие нормативы, включающие тысячи наименований вредных веществ в воде, воздухе, почве и продуктах питания, несут в себе экологическую основу и, в конечном итоге, являются истинно экологическими.
Изучение с разных сторон проблемы «Человек – среда обитания – здоровье», ярко подтверждает положение, согласно которому одним из ведущих принципов охраны внешней среды является приоритет сохранения жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для его жизнедеятельности. Деятельность человека и популяции, рассматриваемая с этой точки зрения, может считаться экологической, если связанные с ней действия, мысли, поступки непосредственно или косвенно способствуют сохранению жизни и здоровья людей через сохранение среды их обитания. Состояние среды обитания – это фон, на котором реализуется тот или иной образ жизни, организуется и функционально определяется система здравоохранения и который в череде поколений, в конечном счёте, определяет генофонд человека.
Содержание «экологии» приобрело сегодня социально-политический и философский аспект. Она стала проникать практически во все отрасли знаний, с ней связывается гуманизация естественных и технических наук, она активно внедряется в гуманитарные области знаний. Экология при этом рассматривается не только как самостоятельная дисциплина, а как мировоззрение, призванное пронизывать все науки, технологические процессы и сферы деятельности людей.
Человечество, наконец, почувствовало, что возможности биосферы не безграничны, и стало осознавать, что та стратегия потребительства, которую оно выработало за столетия развития цивилизации, может привести к гибели не только отдельные виды животных или растений, но и саму жизнь на Планете. II Всемирный экологический конгресс в Рио-де-Жанейро в 1999 году определил сегодняшнее отношение к окружающей среде как САМОУБИЙСТВО, а по предсказанию акад. М. Даниелянца, 2030 год будет годом конца цивилизации, если не будет изменено отношение к окружающей среде.
Возможности оптимизации жизнедеятельности людей следует искать не только в защите среды (постройке очистных сооружений, освоении новых технологий, создании экологических заповедников и пр.), но и в увеличении адаптационных возможностей организма человека. Наряду с физическим закаливанием, укреплением иммунных механизмов, управлением адаптацией к искусственной среде обитания, исключительная роль в этом принадлежит гигиеническому и медико-экологическому воспитанию, конечная цель которого – воспитать у человека чувство высокой моральной ответственности за его отношение к Природе, сформировав у него ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Сущность экологического метода в медицине
Экологический метод заключается в изучении реакции организма на воздействие внешней среды. С точки зрения теории адаптации, болезнь – это уровень дизадаптации организма в его взаимоотношениях с внешней средой. Человек в природной иерархии является соподчинённым Природе существом, вынужденным постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям среды с целью обеспечения гомеостаза. Поэтому успехи медицины во многом зависят от знания условий обитания человека, его образа жизни, определяемого экологическими факторами (понятие «условий» экология заменила понятием «фактора»).
«Экологический фактор» – это любой нерасчленяемый далее элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз их индивидуального развития. Критериями экологического фактора являются:
q нерасчленяемость данного элемента среды – например, высота местности над уровнем моря не является экологическим фактором, т. к. она расчленяема на температуру, давление и т.д. А вот эти её составляющие и будут экологическими факторами, непосредственно влияющими на организм человека;
q возможность опосредованного действия, т. е. в этом случае он воздействует через многочисленные причинно-следственные связи. Например, птичий помёт на птичьих базарах выступает в качестве экологического фактора, но не прямого, а сложного, опосредованного действия.
Какими бы разными по природе ни были экологические факторы, результаты их действия экологически сравнимы, поскольку отражаются в уро-вне изменения жизнедеятельности организма, что, в конечном итоге, приводит к изменению численности популяции. Рассмотрение этой зависимости позволяет выявить следующие её закономерности:
· при определённых значениях фактора создаются условия, наиболее благоприятные для жизнедеятельности организмов, не вызывающие адаптационного напряжения; эти условия называются оптимальными, а соответствующая им область на шкале обозначений фактора – оптимумом;
· чем больше отклоняются значения фактора от оптимальных, тем сильнее угнетается жизнедеятельность особей; в связи с эти выделяется зона их нормальной жизнедеятельности, обеспечиваемая незначительным напряжением механизмов адаптации;
· диапазон значений фактора, за границами которого нормальная жизнедеятельность становится невозможной, называется пределами выносливости (различают нижний и верхний предел выносливости). Жизнедеятельность в данном диапазоне значений фактора обеспечивается выраженным напряжением адаптации.
Факторы, находящиеся как в недостатке, так и в избытке (по отношению к оптимальным требованиям организма), лимитируют процесс выживания. В науке это назвали законом толерантности, или законом лимитирующего фактора В. Шелфорда. Так называемая «экологическая толерантность» охватывает диапазон от нижнего предела до верхнего предела экологического значения фактора. Закон толерантности, лежит в основе теоретического обоснования величины предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнителей. Понятно, что по отношению к ксенобиотикам (загрязняющим веществам) нижний предел толерантности значения не имеет, а верхний не должен превышаться ни при каких условиях. Поэтому те пороговые значения фактора, при которых в организме ещё не может произойти никаких необратимых патологических изменений, устанавливаемые экспериментально, и должны приниматься за ПДК.
Многие гигиенические факторы являются экологическими и наоборот. Санитарные показатели здоровья населения (физическое развитие, заболеваемость, смертность, продолжительность жизни и т.д.) являются и показателями экологического благополучия, а экологическая ниша как местообитание организма, в его тесной функциональной связи со средой, является и гигиеническим понятием, отражающим физические и социальные условия жизни индивида.
Нарушения здоровья, особенно на этапе их донозологического течения, связаны в основном с воздействием факторов риска на организм человека. ФАКТОРЫ РИСКА – это экзогенные и эндогенные факторы, а также их сочетания, снижающие саногенетический и адаптационный потенциал организма, его функциональные резервы и повышающие вероятность возникновения и развития болезни. Неблагоприятные факторы внешней среды (в отличие от производственной), выступающие, как правило, в виде «факторов малой интенсивности», чаще всего, являются именно факторами риска, постепенно «подтачивающими» организм, снижающими его защитные возможности и, в конечном итоге, приводящими к развитию болезни (дизадаптации).
Развитие и внедрение в практику методологии оценки риска для здоровья (90-е годы XX века), как отражение причинно-следственных связей между воздействиями факторов окружающей среды и состоянием здоровья человека, стало следующим этапом процесса интеграции гигиены и экологии человека.
Сведения о состоянии окружающей среды, поставляемые системой социально-экологического мониторинга (слежения), являются основной информационной базой регионального регулирования состояния здоровья населения. «Экологический пейзаж», т. е. географическая топография загрязнений окружающей среды, является одной из составляющих экологического диагноза и долговременного экологического прогноза состояния окружающей среды и, следовательно, развития картины здоровья населения отдельных регионов и Планеты в целом.