Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ: 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Вопросы, относящиеся к предмету ведения России

В ведении России находятся:

1. принятие и изменение Конституции России и федеральных законов и контроль за их соблюдением;

2. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, а также прав национальных меньшинств;

3. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа;

4. установление:

  • системы федеральных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, порядок их организации и деятельности;
  • правовых основ единого рынка;

5. установление основ федеральной политики и реализация федеральных программ в области государственного экономического, социального, культурного и национального развития России;

6. федеративное устройства России;

7. территория России;

8. гражданство в России;

9. федеральная государственная собственность и управление ею;

10. финансовое регулирование;

11. валютное регулирование;

12. таможенное регулирование;

13. кредитное регулирование;

14. денежная эмиссия;

15. основы ценовой политики;

16. федеральные экономические службы (в т.ч. федеральные банки);

17. федеральный бюджет;

18. федеральные налоги и сборы;

19. федеральные фонды регионального развития;

20. федеральные энергетические системы;

21. ядерная энергетика;

22. расщепляющиеся материалы;

23. федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь;

24. деятельность в космосе;

25. внешняя политика России;

26. международные отношения России;

27. международные договоры России;

28. вопросы войны и мира;

29. внешнеэкономические отношения России;

30. оборона и безопасность, оборонное производство;

31. определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества;

32. производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

33. судоустройство;

34. прокуратура;

35. уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство;

36. амнистия;

37. помилование;

38. гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство;

39. правовое регулирование интеллектуальной собственности;

40. федеральное коллизионное право;

41. метеорологическая служба;

42. стандарты;

43. эталоны;

44. метрическая система;

45. исчисление времени;

46. геодезия и картография;

47. наименование географических объектов;

48. официальный статистический и бухгалтерский учет;

49. государственные награды России;

50. почетные звания России;

51. федеральная государственная служба.

Ключевые слова: Россия, ведение, регулирование, защита, федеральный, федеральные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: