Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

7…. Обработ. и проинтер. Результ. исслед., провед. в 9-м классе… Методика – социометрия. Термин "социометрия" означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Цель социометрии. Измерение уровня сплочённости - разобщённости в группе. Требования к проведению социометрического опроса. Для получения данных при проведении социометрического опроса важно соблюдать следующие требования:

1. Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. Д

2. Каждый член группы должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими. Задача проводящего опрос – обеспечить такие условия, которые бы исключили любое давление на свободное волеизъявление в ситуации выбора. Это может быть достигнуто специальной формой социометрической карточки, сложенной пополам, индивидуальной формой проведения анкетирования, правильной организацией пространства исследования при групповом опросе.

3. Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой информации. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива. Хорошо, когда перед участниками опроса находится список всех членов группы.

4. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом.

Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые, в свою очередь, подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы. Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др.Малые группы – это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГРУПП: 1.Формирование — начальная стадия развития группы, в течение которой люди приходят к ощущению того, что группа ценит и принимает их так, чтобы они могли идентифицировать себя с группой. 2. «Шторм» — стадия развития группы, в течение которой группа проясняет свои цели и определяет, какое место каждый из членов будет занимать в групповой структуре власти. 3. «Огруппление» — ситуация, когда члены группы подавляют открытое выражение реального конфликта во время принятия решений. 4. Выполнение задачи — это та стадия развития группы, когда умения, знания и способности всех ее членов соединяются для того, чтобы преодолевать препятствия и успешно достигать целей. 5. Закрытие — стадия развития группы, на которой члены группы определяют смысл того, что они сделали, и решают, как им лучше закончить (или сохранить) личные взаимоотношения, сформировавшиеся в группе.



2…Познаком. С сит.общен. двух учит… Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. виды общения: "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует с тремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику . В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника. Примитивноеобщение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. КОНФЛИКТ — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.Виды конфликтов: • Идеологические конфликты, в основе которых лежат противоречия во взглядах, установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях.Экономические конфликты, в основе которых - столкновение экономических противоречий.Социально-бытовые конфликты, связанные с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользование бытовыми услугами, распределения обязанностей.Семейно-бытовые конфликты, основанные на дисгармонии семейных отношений, проблемам в психологической атмосфере семьи.Социально-психологические конфликты, которые проявляются как в отношениях между группами, так и между отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов - нарушения в сфере взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, есть неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком. Психолого-педагогические конфликты, основанные на противоречиях, возникающих в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов, учащихся, родителей, руководителей. межгрупповые конфликты (конфликты в больших социальных группах, организациях, малых группах), когда конфликтующими сторонами выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их реализации и т.п.• межличностные конфликты, когда члены одной группы преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конфликтной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон; • внутриличностные конфликты – столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека. Кратковременные острые конфликты отличаются большой эмоциональной окрашенности, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда заканчиваются тяжелыми или даже трагическими результатами. Слабые за проявлением, «вялые» конфликты отмечаются в противоречиях, имеющих неострый характер, зачастую активная бывает только одна из сторон; другая не стремится найти свою позицию, избегает открытой конфронтации. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ-поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру: 1.экспрессивно-мимические средства общения: улыбка, смех, экспрессивные вокализации, мимические движения и т.п. 2. изобразительные С. о. К ним относятся локомоции (приближения, позы, повороты и пр.), указательные жесты, протягивание и передача предметов, действия предметами, прикосновения и т.д. 3. речевые средства общения СТИЛИ ОБЩЕНИЯ: 1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации); 2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения); 3) спорный (агрессивный или доказывающий); 4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника); 5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление); 6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения); 7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие); 8) воодушевленный (частое использование невербального поведения -- контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т. д.); 9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение); 10) открытый (представляющий стремление безбоязненно выражать свое мнение, чувства, эмоции, личностные аспекты своего Я). СРЕДСТВА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: 1 .Вербальные: речевое воздействие: Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Заражение - это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Подражание - это следование некоторому примеру или образцу, которые можно рассматривать как внутренний голос либо отсроченное следствие более раннего внушения Ложь. 2. Невербальные средства: знаки и сигналы 3. Информационные средства: применение информационных технологий. Стратегии разрешения конфликта - основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий. Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам: Односторонний выигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш. Конкретными средствами разрешения конфликта могут быть: 1) решение проблемы, ставшей причиной его возникновения; 2) компромисс, основанный на взаимных разумных уступках; 3) постепенное сглаживание противоречий; 4) отстранение конфликтующих от непосредственного общения на определенное время, полное прекращение отношений между ними. Педагогическое общение это профессиональноеобщение педагога с учащимися в процессе обучения и воспитания, направленное на решение определенныхпедагогических задач и реализацию педагогических функций. 6….Познак. с результ.психодиагн. обслед. типа темперамента… Меланхолик. Меланхолики обладают слабой нервной системой. Это означает, что такие люди с трудом переносятвысокую нагрузку, быстро утомляются. У них чувствительная, ранимая психика.Людей этого темперамента отличает эмоциональная нестабильность: даже небольшое затруднение способно сбить их с толку и вызвать серьезные переживания. Меланхолик, как ни один другой тип темперамента, умеет тонко чувствовать окружающих людей и внешний мир. Из всех четырех типов темперамента у них самая низкая самооценка. Они неуверенны в себе, робки и стеснительны. Он не верит в удачу, преувеличивает свои недостатки, склонен к самоанализу. Работа Из-за слабой нервной системы быстро утомляются, поэтому при выполнении любой работы им необходим частый отдых. Они медлительны, малейшее затруднение их отвлекает. Они редко бывают руководителями и категорически не подходят на работу в экстремальных условиях. Также работоспособность таких людей очень зависит от настроения и эмоциональной поддержки коллег. Общение Им не интересны другие люди, больше их заботит собственный внутренний мир. В коллективе они необщительны, держатся в стороне, социально пассивны. В общении легко подчиняются лидеру, не любят соперничать. Любят быть опекаемыми, предпочитают оставаться в тени. Из-за эмоциональной неустойчивости в общении с этими людми необходимо быть чуткими, избегать резких слов. Из всех типов темперамента сложнее всего им общаться с активными подвижными сангвиниками, которых он считает слишком легкомысленными. Дружба и любовь Очень преданные друзья. В дружбе и любви редко лидируют, подчиняются партнеру. Рекомендации по отнешения к меланхолику: • поддерживать его, подчеркивать положительное в нем, пробуждать его интерес к окружающим,• сводить с доброжелательными, но энергичными, сильными людьми,• в отдельных сферах жизни можно смело опекать его, заботиться о нем, но без жесткости,• проявлять в общении с ним доброжелательность, поощрять и подбадривать, создавать для него щадящий режим, но пресекать защитные критиканство и морализирование,• повышать неуклонно его самооценку, развивать эстетические вкусы. Темпера́мент (лат. temperamentum — соразмерность, надлежащее соотношение частей) — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга. типы темперамента: Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Своиастенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним. Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Типы характера по Юнгу: 1.Интроверт — замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт — весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем. 2.Экстраверт — прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства. Характер не является врожденным - он формируется, развивается и меняется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Характер человека очень во многом связан с социальной средой, отношениями с этой средой. Можно утверждать, что характер человека - всегда продукт общества и общественных отношений. Разные времена - разные характеры. 8…..Проанализ.предлож.ситуацию… Подростковый возрастэто период,занимающийпромежуточное положениемежду детством и юностью. (10-17 лет) физиологические изменения подростков: все части тела, органы и ткани растут быстро. Темпы роста у них не одинаковы. В этом возрасте происходит временное нарушение координации движения – неуклюжесть, угловатость. Это вызвано неравномерностью роста отдельных органов В этот период происходит усиленный обмен веществ, значительно напряжена работа желез внутренней секреции и нервной системы. Все изменения организма связаны с усилением роста, повышением двигательной и нервно-психической активности.Поэтому подростки очень ранимы, психика неустойчива, происходит отклонение в поведении.По окончании подросткового периода, юноши и девушки большое внимание начинают уделять своей внешности. Физические изменения: резкое ускорение роста и изменяется вес. появляются вторичные половые признаки, гормональная перестройка в организме является причиной нестабильности эмоционального фона. Психологич-ие изменения: В результате всех физиологических и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчивым Требование свободы У подростка отмечается нестабильное эмоциональное состояние. Поведение часто кардинально меняется буквально в считанные секунды, причем без каких-либо видимых причин. Самый незначительный повод может либо вызвать у них неадекватную реакцию, бурный всплеск положительных эмоций, либо, напротив, повлечь вспышку злости, гнева, агрессии. Также можно заметить инфантильность в поступках, рассуждениях, сопряженная с упрямством и максимализмом. Также можно отметить в поведении детей демонстративную грубость, резкость. Случается и депрессия, убежденность в том, что их никто не любит и не понимает, что они никому не нужны. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина. 1.Младенчество (2-12 месяцев) Ведущая деят-ть:эмоцион. Общение. Тип ведущ деят-ти – 1-ребенок-человек Раннее детство (1-3 года)..Ведущая деятельность-Предметно-манипуляционная деятельность. Тип вед.деят-2-реб-предмет. Дошкольный (3-7 летВедущая деятельность – ролевая игра. Тип в.д. -1-ребенок-человек.Младший школьный (7-11 лет). Ведущая деятельность Учебная.Тип- ребенок-предмет Период Младший подростковый возраст (12-15 лет). Ведущая деятельность Интимно-личностное общение со сверстниками.Тип -1- реб-челов..Период Старший подростковый возраст (15-17 лет)..Ведущая деятельность Учебно-профессиональная.тип 2- ребенок-предмет.ПО ВЫГОТСКОМУ: 1. Кризис новорожденности.2. Младенческий возраст (2 мес-1 год).3. Кризис одного года.4. Раннее детство (1 год-3 года).5. Кризис 3 лет.6. Дошкольный возраст (3 года-7 лет).7. Кризис 7 лет.8. Школьный возраст (8 лет-12 лет).9. Кризис 13 лет.10. Пубертатный возраст (14 лет-18 лет).11. Кризис 17 лет. 9. Вопрос ….Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным.Восприятие делится на следующие виды: • осязательное;слуховое; • зрительное, обонятельное, вкусовое. Основные типы восприятия 1) аналитический (попытки человека выделять и анализировать прежде детали, подробности);2) синтетический (склонность к обобщенного отражения явлений и определения сути происходящего) 3) аналитико-синтетический (попытка понять основную сущность явления и фактическое ее подтверждения); 4) эмоциональный (склонность человека скорее к высказыванию своего отношения, собственных переживаний, вызванных определенными явлениями, чем к определению их сущности или свойств) Такое восприятие является путаным, н неорганизованныхм. • Индивидуальный стиль учебной деятельности - это часть работы по индивидуализации процесса обучения, направленной на создание каждому учащемуся условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности позволяет студентам найти свои специфические, оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям. И не только к ним, поскольку будущая профессиональная деятельность вызревает в составе актуальной учебно-профессиональной. Поэтому проблема выработки индивидуального стиля учебной деятельности требует серьезного внимания. Дети-визуалы перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они играют в кубики, складывают картинки – пазлы, лепят, вырезают. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Визуалы успешны на занятиях, связанных с невербальной коммуникацией: математике, распознавании слов, обучение письму. Направление взгляда - при общении взгляд направлен в основном вверх. Особенности внимания – устойчивое, визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания – помнят то, что видели, запоминают картинами. Стратегия сопровождения - поскольку визуалы, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. Для детей с визуальным типом восприятия эффективнее на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами. Учет сенсорно – перцептивных особенностей детей позволит воспитателю избежать многих трудностей при обучении, поможет заложить более прочную базу знаний. 3...Внимат.прочит.\текст проф. и соц. значимого содержания… ОШИБКИ: 1. Поменять местами названия-«учебно-познават. мотивы» и «широкие познават мотивы»2. Помен. Местами «узкие соц. мотивы» и «широк соц. мотивы» 3. Вместо «Мотивац. Соц. сотрудничества» пишем «мотивы самообразования» 4.К познават мотив. Относ. Мотивы самообразования 5.Мотив. Соц. Сотрудн относится к соц. Мотивам. Учебная деятельность - это деятельность деят-ть направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. формы учебной деятельностиучащегося:1. Парную. Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным. В школах оно применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя. Широко используется при дополнительных занятиях и репетиторстве.2. Групповую, когда учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют общеклассной или фронтальной работой.3. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. 4. Индивидуально-обособленную. – самост. Работа. Виды уч. деят.:1 труд - удовлетворение биологических потребностей;2. игра - удовлетворение эмоциональных потребностей;3. познание - удовлетворение интеллектуальных потребностей, связанных с трудом и (или) игрой. Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач. 4….Разраб. проект конс.родит. собр.на тему «Профил.психол.насилия детей в семье»… Тема родит. Собрания:«Профилактика психологического насилия в семье». Цель: формирование адекватного понимания проблемы насилия в семье у родителей.Задачи собрания:1Расширить представления детей и родителей о семье как величайшей общечеловеческой ценности; 2Показать, что мир в семье — главное условие благо­получия, счастья и здоровья всех членов семьи;3.Познакомить родителей с различными видами насилия в семье;4.Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования насилия. Аудитория оформлена плакатами или написано на доске:«Вся семья вместе, и душа на месте»;«На что и клад, когда в семье лад»; презентация, буклеты. ХОД МЕРОПР: обрый день уважаемые родители! Мы с вами встретились, чтобы увидеть друг друга, познакомиться и подружиться. Упражнение «Волшебное озеро». Для упражнения понадобится шка­тулка, в которую заранее положил небольшое зеркало круглой формы. (Все участники садятся в круг и закрывают глаза.) Сейчас вы буде­те передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получит шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого доброго, дружелюбного человека на свете. Улыб­нитесь ему.Как ответил вам этот человек на вашу улыбку? (Ответы) А теперь давайте познакомимся, также с улыбкой кратко расскажем о себе. Подведение итогов: Благодарю всех за активное участие, и я уверена в том, что наше знакомство всем понравилось.Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Психическое /эмоциональное /- это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п. Эмоциональное (психическое) насилие - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, а женщина - плохая мать или жена, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенка или женщины и др.Внешние причины насилия: · распространение в обществе алкоголизма, наркомании; · кризис морали; · кризис культуры; · влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и др. Причины возникновения насилия, лежащие в самой семье: материальные трудности; наличие в семье безработного; нерешенная жилищная проблема; алкоголизм и пьянство среди членов семьи; наличие наркоманов в семье; неполная семья; отчим или мачеха в семье; ребенок-инвалид или с проблемами со здоровьем; нежеланный ребенок; трудный ребенок; снятие многих моральных запретов; семейные конфликты; самоутверждение за счет слабых; культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Последствия семейного насилия для ребенка Почему порка, затрещины, даже такие, на первый взгляд. Невинные удары, как шлепок по руке, опасны для ребенка и представляют угрозу для общества? Они преподают ребенку урок насилия. Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок, - что он любим. Они рождают в ребенке тревогу: ожидание следующего удара. В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители таким образом срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве. Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным и проявляется много позже. Они учат принимать на веру противоречивые доказательства: "Я бью тебя для твоего собственного блага". Мозг ребенка хранит эту информацию. Они разрушают восприимчивость к собственному состраданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир. Какой урок, и с какими последствиями сможет вынести ребенок из порки и битья? Ребенок узнает: · что он не заслуживает уважения; · что хорошему можно научиться посредством наказания (на самом деле это неверно, наказание обычно учит ребенка желанию наказывать других); · что страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать; · что насилие - это проявление любви; · что отрицание чувств - нормальное здоровое явление; · что от взрослых нет защиты. Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания". Таким образом, можно сделать вывод, что насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу. «Наша встреча подошла к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Можно ввести просмотр фильма, анкетирование, упражнения- игры. Насилие в образовательном процессе – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или крайне редко – учениками по отношению к учителю. Насилие в семье-это повторяющеесянасилие одного партнера или родственника по отношению к другому. ВИДЫ НАСИЛИЯ: виды насилия: 1. Физическое насилие – это преднамерен­ное нанесение ребёнку родителями или людьми, их замещающими, физических (телесных) повреждений, причиняющих ущерб его здоровью, нарушающих его полноценное развитие, лишающих жиз­ни 2. Психическое (эмоциональное) насилие – воздействие на пси­хику ребёнка путём запугивания, угроз с целью сломить его волю к сопротивлению и к отстаи­ванию своих прав. 3. Пренебрежение интересами и потребно­стями ребёнка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их замещающих, не­обходимой заботы о ребёнке, в силу че­го нарушаются его психофизическое здо­ровье и правильное развитие (оставление детей без присмотра, недостаток питания, одежды, отсутствие внимания и забо­ты, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, отсутствие любви и др.). 4. Сексуальное насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения сексу­альных потребностей или получения вы­годы (вовлечение его в сексуальные отношения, проституцию, порнобизнес). 5. Экономическое насилие – использование ребёнка родителями, другими взрослыми членами семьи для удовлетворения мате­риальных и финансовых потребностей и выгод. 6. Моральное насилие – унижение достоин­ства ребенка, которое проявляется в словесном оскорбле­нии, брани, угрозах в его адрес, демонстрации не­приязни к нему, а также в уничижительном срав­нении с другими детьми. Для профилактики и искоренения этой жестокости: Сотрудничать, наладить партнерские отношения с семьями, родителями, опекунами. Формировать толерантность, терпимость. Знать особенности семей – кто из детей может быть в группе риска. Знать о взаимоотношениях в классе. Совсем не обязательно классному руководителю налаживать «шпионскую сеть» — многое видно невооруженным глазом. Обращать внимание на формирование группировок в классах. Оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам. Наблюдать и еще раз наблюдать! Учитель не имеет права «не замечать, что происходит с его учениками». Запрет на бездействие и безразличие! Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. 10 вопрос) Разработайте проект конспекта внеклассного мероприятия для обучающихся 9-11 классовВнеклассное мероприятиеКруг стол "Мы выбираем жизнь!"Цель: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить компоненты здорового состояния человека; познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. Задачи: Образовательная: включение учеников в деятельность по сохранению и формированию собственного здоровья; систематизация и обобщение знаний учеников о полезных и вредных привычках; формирование у обучающихся правильного представления о здоровье, здоровом образе жизни. Воспитательная: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, вести здоровый образ жизни и пропагандировать его; убедить в том, что здоровье является важным условием для счастливой жизни. Развивающая: развивать у обучающихся творческие способности, внимание, мыслительную активность, логическое мышление; умения презентовать результаты собственной и совместной деятельности; вовлечь их в обсуждение и высказывание личного мнения; Методическое обеспечение: мультимедийное оборудование; презентации; раздаточный материал - памятки «Приёмы отказа от предлагаемых сигарет и наркотиковПлан проведения внеклассного мероприятия 1. Приветствие. 2. Постановка учебной задачи. 3. Презентация обучающихся о вреде наркотиков. 4. Фильм о вреде алкоголя. 5. Обсуждение презентации и фильма 6. Приёмы отказа от предлагаемых сигарет и наркотиков. 7. Подведение итогов. Без здоровья невозможно и счастье. Виссарион Григорьевич Белинский, критик Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ Ход внеклассного мероприятия – Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги! А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Вопросы: Ребята, скажите, пожалуйста, какого человека вы считаете здоровым? – Что значит быть здоровым? – Что же мешает быть здоровым? Какие вредные привычки преследуют многих людей в жизни? (Курение, пьянство, сквернословие, наркомания) – Что вы делаете, чтобы быть здоровыми? (Ответы учеников) Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда… Сегодня мы будем говорить о здоровье и о вредных привычках, которые мешают людям вести здоровый образ жизни. А сейчас посмотри фильм о вреде алкоголя, к подготовили ученицы 10 –го класса. (Фильм «Вред алкоголя. Взгляд изнутри») Обсуждение о вреде алкоголя.Вопросы:Какое впечатление от фильма?Это –реальность или вымысл?Как вы думаете, алкоголизм -это…Как помочь людям зависимых от алкоголя?Какое впечатление от фильма и др Алкогольное опьянение – результат гибели клеток коры головного мозга, и мозг становится сморщенным. Продолжительность жизни алкоголика сокращается примерно на 20 лет. В России по причине употребления алкоголя умирает около 900 тыс. чел. По данным судебно-медицинской экспертизы, около 60 убитых и 80 убийц во время преступления находились в нетрезвом состоянии. Алкоголь – это горе и слезы семьи!Опасность злоупотребления алкоголем, его вредное влияние на потомство общеизвестны. Если бы мальчишки ухаживали за детьми-инвалидами и знали, почему эти дети родились уродами, если бы девочки видели водянку головного мозга, недоразвитые руки или ноги, сращивание пальцев и общались бы с детьми, страдающими врожденной глухотой, расщеплением позвоночника, – они, быть может, прониклись бы до кончиков ногтей ужасом от мысли, что такие дети могут быть и у них, что это – расплата! Предлагаю прослушать доклад обучающихся о вреде наркотика и посмотреть презентацию. ( Презентация Наркомания –проблема молодежи) Наркоман – социальный труп. Он ко всему равнодушен. Его ничего не интересует. Его смыслом жизни становится приобретение и употребление наркотиков. Чтобы не казаться слабым среди подростков, они стремятся приобщить к своему увлечению других. Больной наркоманией совершает много преступлений: кражи, взломы, нападения и даже убийства. Эти ужасные статистики. · средний возраст приобщения к наркотикам снизился до 14 лет; · 4 млн. людей употребляют наркотики в нашей стране, 76% молодёжь от 14 до 30 лет; · за 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей в 42 раза (65% – передозировка); · к окончанию школы 40% детей пробовали наркотики, «сидят на игле» – 9% мальчиков, 5% – девочек; · 91% ВИЧ инфицированных – наркоманы; · 1 наркоман за год втягивает в «порочный круг» до 4 человек. Предлагаю прослушать доклад обучающихся о вреде курения. Учительница: Сейчас я приведу вам статистику, которая нас сильно огорчить. В нам есть над чем задуматься. 1. К 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%. 2. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14. 3. К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью. – Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья? Высказывания и предположения учеников: 1. что с помощью сигареты ребята хотят выглядеть взрослыми; 2. курят потому, что это как бы модно и красиво; 3. существует мнение, будто курение табака помогает людям похудеть; 4. подростки тянутся к сигарете, считая, что курение успокаивает нервы. Итак: 1. Какой же вред здоровью может принести сигарета? 2. Какие вредные вещества в сигарете? 3. Помогают ли фильтры избежать вредных воздействий? Конкурс эрудитов: 1. А.П.Чехов говорил: «Целовать курящую женщину все равно, что...». (...целовать пепельницу) 2. Как древние греки назвали бы человека, страдающего влечением к оцепенению? (Наркоманом, от греч. narkоцепенение, maniaвлечение) 3. Закончите английскую пословицу: «Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает…». (Мозг) 4. Что в переводе с латинского означает слово «Витамин»? (Жизнь) 5. Откуда в наш организм чаще всего проникают болезнетворные микробы? (С грязных рук) 6. Как защититься от микробов? (Мыть руки, овощи и т.д.) Продолжите пословицы: В здоровом теле, (здоровый дух) Голову держи в холоде, (а ноги в тепле) Быстрого и ловкого (болезнь не догонит) Землю сушит зной, человека (болезни) К слабому и болезнь (пристаёт) Любящий чистоту – (будет здоровым) Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость. Рефлексия внеклассного мероприятия Сегодня вы назвали несколько причин влечения к курению или алкоголю, наркотикам. И всё-таки основная из них, наверняка, заключается в том, что вы боитесь показаться «белой вороной» в компании сверстников. Зачастую вам вовсе не хочется курить, но не знаете, как отказаться от протянутой сигареты, не прослыв при этом «маменькиным сынком». Но, безвыходных ситуаций не бывает. Нужно лишь найти такой ответ, который позволит выйти из неприятной ситуации, не потеряв своё лицо. Что же можно сказать тем, кто предлагает сигарету или спиртные напитки? Как устоять против наркотического дурмана? Давайте подумаем вместе Ответы учеников: – я занимаюсь спортом, а курение и спорт – вещи несовместимые; – никотин – сильнейший яд, который способствует возникновению многих заболеваний, а у меня и так много проблем со здоровьем; – желтые зубы и преждевременные морщины, неприятный запах изо рта меня не привлекают; – у меня аллергия на табачный дым; – нет, я предпочитаю чистый воздух!”; – не нахожу в этом никакого удовольствия”; – нет, не хочу укорачивать себе жизнь”. Приёмы отказа от предлагаемых сигарет и наркотиков: перевести стрелки; сменить тему; «продинамить»; «задавить интеллектом»; обходить стороной. Спасибо за ваши ответы. Мне приятно сознавать, что сегодня вы научились говорить «Нет» вредным привычкам. Хочется поблагодарить всех, кто участвовал в работе нашего мероприятия. Большое спасибо за интересные сообщения, презентацию и видеофильм о здоровом образе жизни. Давайте, еще все хором скажем: «Вредным привычкам НЕТ» Благодарю за внимание. 2)1.Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведении.(А.Н. Орел)2.Карта наблюдения Стотта3.Тест «PLD-Алконар» (А. А. Гребенюк, 2000)4.Тест для диагностики алкогольной болезни (Т. Станкушев, 1982)5.Тест мотивации употребления алкоголя (В.Ю. Завьялов, 1988) Название методики диагностики: Диагностика алкогольной болезни. Цель методики диагностики: Методика предназначена для ранней диагностики алкоголизма. Вопросник состоит из двух тестов и позволяет врачу сравнительно быстро и с высокой надежностью диагностировать ранние проявления алкоголизма и алкогольной болезни. Автор: (Т.Станушев и соавт., 1982) Литературный / интернет- источники: https://sites.google.com/site/test300m/dab 3) 1.Ткачев,П Подростковый алкоголизм – в чем причина?[Текст] // Мир психологии. – 2015. - № 1. – С.4-7. 2.Джонсон В. Как заставить алкоголика или наркомана лечиться. Москва, 2012 3.Емельянцева Т.А. Клинико-психологические особенности подростков с девиантным поведением из семей с алкогольными проблемами и их групповая психотерапия. – автореферат, МГМИ, Минск 2012. 4.Москаленко В. Д. Дети больных алкоголизмом (возраст от 0 до 18 лет). М.,2011 5.Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье. – Вопросы психологии №4, 2011 4)Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. Социальный контроль — механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а также социальная практика их использования. Признаки девиантным (от лат. deviatio — отклонение)поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам. :ВИДЫ девиантного поведения: § позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы; § негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению. Характеристика Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся. Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации. Формы девиантного поведения Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство. Типология девиантного поведения Мертона девиации: § инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые); § ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель; § ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.); § бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений). Механихм образованиядевиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства. Формы профилактики: К методам профилактики девиантного поведения относят: · психологические тренинги; · воспитательные беседы, лекции; · образовательные программы. Любая программа психологической профилактики девиантного поведения включает в себя несколько основных блоков, среди которых: 1. Профилактика психологических зависимостей. 2. Формирование положительного отношения к себе и позитивного «Я-мышления». 3. Профилактика сексуальных отклонений. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения помогает молодежи научиться решать свои проблемы общепринятыми, законными методами и способами. В зависимости от уровня вреда, причиняемого интересам общества, группы или личности различают несколько видов девиантного поведения: · деструктивное, приносящее вред только самому подростку – мазохизм, накопительство и т.д.; · асоциальное, причиняющее вред социальной группе (семье, друзьям, соседям) – наркомания, алкоголизм и т.д.; · противоправное, являющее собой нарушение правовых им моральных норм общества – хулиганство, грабежи, убийства и т.д. Способы профилактики девиантного поведения Для профилактики девиантного поведения используются следующие способы: · забота о материальной обеспеченности несовершеннолетних и членов их семей; · организация досуга подростков. При этом организовывать досуг детей и подростков следует на должном уровне – в соответствии с требованиями времени, так, чтобы это было по-настоящему интересно детям; · проведение образовательных курсов и программ, способствующих просвещению молодежи и отвращению подростков от алкоголизма, курения и употребления других наркотических веществ; · пропаганда здорового образа жизни, запрет рекламы алкоголя, табачных изделий. Уровни профилактики девиантного поведения должны охватывать все слои населения и все структуры общества. Без систематической, комплексной профилактики добиться устойчивых положительных результатов невозможно. Методы и способы профилактики должны соответствовать выраженности проявлений девиантности. Очень важны для профилактики нежелательного поведения нормальные, доверительные отношения с родителями. Бывает так, что подростки демонстрируют девиантное поведение только в определенных ситуациях – только дома, только в школе или с друзьями. Родителям очень важно стремится к дружелюбным отношениям со своим ребенком – подросток должен понимать, что даже если он совершил ошибку, родители не откажутся от него, он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь своей семьи. Только так можно быть уверенным, что в случае возникновения проблем подросток в первую очередь обратиться за помощью к родителям. ддиктивное поведение — одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций. Причина Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов. Признакиаддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями (особенно при химических зависимостях, азартных играх, бродяжничестве и т.п.). Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способы аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются и цель. Виды Игровая зависимость Последнее время во многих странах внимание к болезненному пристрастию к играм очень возросло. «Центры кристаллизации» игровой зависимости почти бесконечно разнообразны. Кроме игровых автоматов, к ним относятся картежные игры (покер, Блэк Джек и др.), домино и рулетка. Многие азартно участвуют в лотереях. Компьютерная зависимость Технологическое развитие цивилизации привело к широкому использованию компьютеров в повседневной жизни, и человечество вступило в «эру пользователей». Их применение внесло и продолжает вносить очевидные преимущества в профессиональную и учебную деятельность, однако оказывает и негативное влияние на психическое функционирование человека. Алкогольная зависимость Алкогольная зависимость, наряду со злоупотреблением наркотиками и игровым пристрастием, относится к аддиктивному поведению, которое является саморазрушающим и может привести человека к катастрофе. Базисной характеристикой аддиктивной личности является зависимость. Выделяют перечисленные ниже признаки, пяти из которых достаточно для диагностики зависимости у обследуемого: - неспособность принимать решения без советов других людей; - готовность позволять другим принимать важные для него решения; - готовность соглашаться с другими из страха быть отвергнутым, даже при осознании, что они не правы; - затруднения, когда нужно начать какое-то дело самостоятельно; - готовность добровольно идти на выполнение унизительных или неприятных работ с целью приобрести поддержку и любовь окружающих; - плохая переносимость одиночества – готовность предпринимать значительные усилия, чтобы его избежать; - ощущение опустошенности или беспомощности, когда обрывается близкая связь; - охваченность страхом быть отвергнутым; - легкая ранимость при малейшей критике или неодобрении со стороны. Механизм образования: (Б. Сегал): - сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; - скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; - внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; - стремление говорить неправду; - стремление обвинять других, зная, что они невиновны; - стремление уходить от ответственности в принятии решений; - стереотипность, повторяемость поведения; - зависимость; - тревожность. Формы профилактики: Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах. Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой. Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом. В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: «…поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются» чрезмерному «контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни». В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса. Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: