Инновация – это целенаправленный, интенсивный процесс вложения средств в различных формах и на различные сроки в объекты предпринимательской или иной деятельности с целью их сохранности и получения в будущем нового прикладного результата, имеющего потенциальную, достаточно близкую во времени социально-экономическую полезность высокой вероятности, определенного разумного вознаграждения либо иной выгоды. Анализ различных определений и классификаций инноваций показывает, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Инновационная деятельность – это вид деятельности, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
В результате инновационной деятельности происходит материальное воплощение изобретений и разработок в технически усовершенствованные виды продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства, и в последующем – превращение инноваций в источник дохода. Таким образом, инновацию, как результат инновационной деятельности нужно рассматривать во взаимосвязи с инновационным процессом. Инновационный процесс – это совокупность этапов, стадий, мероприятий, действий, связанных с зарождением, подготовкой и выпуском новой продукции, а также её потреблением, созданием и практической реализацией новшеств, приводящих к коммерческому использованию продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности.
Инновационный процесс может быть представлен состоящим из нескольких укрупнённых этапов:
- создание знаний:
- формирование на базе новых знаний идеи новых продуктов;
- разработка проекта продукта (НИОКР);
- создание серийных образцов продуктов;
- вывод новых продуктов на рынок (аналог этого этапа в советскую эпоху назывался внедрением).
Как всякая схема, а тем более схема, относящаяся к сфере творческой деятельности, эта классификация условна. Новые знания возникают и на последующих этапах, а не только на первом.
Инновационная деятельность представляет собой взаимосвязанную совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций. Основными видами инновационной деятельности являются
- научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;
- приобретение патентов, лицензий и ноу-хау;
- инвестиционная деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;
- сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;
- маркетинг и организация рынков сбыта инновационной продукции;
- подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.