Инновационная деятельность и риски

(1) Сущность и методология инновационного менеджмента. Под инновацией подразумевается объект внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах к любым усовершенствованиям обеспечивающим экономию затрат и получение дополнительной прибыли.

Инновационный менеджмент – это управление, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:

1) разработка и внедрение новой продукции;

2) модернизация и совершенствование выпускаемой продукции;

3) дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;

4) снятие с производства устаревшей продукции.

Осуществление инновационного менеджмента предполагает:

1) разработку планов и программ инновационной деятельности;

2) наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

3) рассмотрение проектов создания новых продуктов;

4) проведение единой инновационной политики (координация деятельности в производственных подразделениях)

5) обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

6) обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

7) создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.

Цели процесса инноваций:

1) нахождение нового технического решения задачи – создание изобретения;

2) проведение НИОКР;

3) налаживание серийного производства продукции;

4) параллельная подготовка и организация сбыта;

5) внедрение нового товара на рынок;

6) закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования типологий и повышения конкурентоспособности продукции.

(2) Инновационный потенциал организации. – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели т.е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка – необходимая операция процесса разработки стратегии. Развитие инновационного потенциала предприятия может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды.

Внутренняя среда организации построена из элементов образующих ее производственно-хозяйственную систему. Данные элементы сгруппированы в следующие блоки:

1) продуктовый (проектный) блок – направление деятельности фирмы и их результаты в виде продуктов и услуг (проектов и программ);

2) функциональный блок – система преобразования ресурсов организационной структуры и управления продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников предприятия на всех стадиях создания изделий включающих НИОКР, производство, а также реализацию и потребление;

3) ресурсный блок – комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов;

4) организационный блок – организация структуры технологии процесса по всем функциям и проектам, организационная культура;

5) блок управления – общее руководство фирмой, система и стиль управления.

Оценка инновационного потенциала производится по схеме «ресурс – функция – проект».

Под проектом или программой понимается выпуск и реализация нового продукта в направлении деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала могут быть поставлены и решены в двух плоскостях:

1) частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;

2) интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы реализуемых проектов.

Состояние инновационного потенциала определяется состоянием совокупного потенциала всех реализуемых проектов.

Состояние потенциала каждого проекта зависит от способности фирмы выполнить все производственные и управленческие функции по объему, качеству, своевременности и экономичности.

(3) Формы малого инновационного предпринимательства. Выделяют следующие формы малого инновационного предпринимательства:

1) новые фирмы в рамках старых компаний;

2) венчурные фирмы;

3) «инкубаторные» программы и сети малых фирм.

Новые фирмы в рамках старых компаний - прогрессивный элемент образования новых предприятий. Крупные корпорации финансируют организацию новых фирм для того чтобы предотвратить уход ведущих работников в другие корпорации. Обычный способ организации молодых компаний – «материнская» компания берет на себя все финансовые вопросы и становится владельцем по меньшей мере 80 % новый фирмы которая числится как филиал но фактически является отдельной компанией. Убытки от деятельности новой фирмы покрываются материнской компанией которая к тому же не может получить 100 % -ной прибыли. Чтобы обойти данную проблему некоторые фирмы оставляют за собой 100 % собственности новой компании. Основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения акций по льготной цене в течении ряда лет. По истечении некоторого времени данные акции выпускаются материнской компанией по более высокой цене.

Венчурная фирма представляет собой предприятие создаваемое для реализации инновационного проекта связанного со значительным риском. При организации венчурной фирмы группа лиц располагающая оригинальной идей в области новой технологии или производства новой продукции но не имеющая средств для организации производства вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами (венчурными фондами) через посредника, руководителя малого предприятия убежденного в перспективности идеи. Руководство этого предприятия должно быть компетентно не только в научно-технической сфере но и в области производства и реализации продукции.

Венчурная фирма обычно создается на базе существующего предприятия. Руководитель риск-фирмы обеспечивает частичное финансирование проекта из средств возглавляемого предприятия и в то же время непосредственно руководит рядом направлений деятельности проекта до того момента когда риск-фирма передает наработки более мощной финансовой группе. Под «фирмой-инкубатором) понимают организацию создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. «Фирмы-инкубаторы» создаются для сдачи в аренду за невысокую плату служебных помещений, лабораторий, испытательных стендов вновь организуемым компаниям и предоставление им на льготных условиях ряда услуг включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим и юридическим вопросам.

«Фирмы-инкубаторы» бывают трех типов:

1) бесприбыльные – субсидируются местными организациями заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона;

2) прибыльные – частные организации, численность которых постоянно увеличивается. Не предоставляют сниженных тарифов за услуги, но позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг платить только за те услуги которыми арендаторы фактически пользовались;

3) филиалы ВУЗов – арендная плата может быть достаточно высоко, но она включает возможности пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, консультироваться у преподавателей.

(4) Цели, идеи, проекты, и программы в инновационном менеджменте.

Инновационная цель представляет собой желаемый результат деятельности фирмы в виде определенного нововведения реализуемого в ограниченные сроки и с ограниченными ресурсами направленного на качественное (существенное и радикальное) развитие организации. организация инновационной деятельности предполагает структуризацию инновационной цели, а именно построение дерева целей. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая роль отводится выработке научно-технических идей. Научно-техническая идея – это общее теоретические представление о материальном объекте, процессе, явлении, сформулированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных.

На основе идеи принимаются технические решения под которыми понимают осуществимый замысел создания изделия или алгоритм осуществления процесса. Решение используется на стадиях трансформации результатов проектов в продукцию и технологию.

Инновационными проектами являются разработки обновленных и новых изделий и комплексов технологий организаций. Проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

1) модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются;

2) новаторский – конструкция нового изделия по существу своих элементов значительно отличается от прежнего;

3) опережающий – конструкция основана на опережающих технических решениях;

4) «пионерный» – появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии выполняющие прежние или новые функции.

С точки зрения масштабности решаемых задач проекты подразделяются:

1) монопроекты – проекты выполняемые одной фирмой или одним подразделением отличаются постановкой однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных и финансовых рамках;

2) мультипроекты – проекты представленные в виде комплексных программ объединяющие десятки монопроектов в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели;

3) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы объединяющие ряд мультипроектов связанных между собой единым деревом целей.

Инновационная программа представляет собой сложный объект в котором проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам исполнения и ресурсам. Программы требуют единого руководства, централизованного по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации и правового обеспечения.

(5) Основные этапы инновационного процесса. Инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых НИР в ходе которых происходит выдвижение научно-технических идей и материализация имеющихся теоретических знаний и открытий. Завершаются поисковые НИР проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Финансирование поисковых НИР осуществляется из государственного бюджета и на безвозвратной основе. Многие поисковые НИР имеют бюджетное финансирование по заданиям из государственных программ. По решению важнейших научно-технических проблем на втором этапе инновационного процесса проводятся прикладные НИР. Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому возникает риск потерь при вложении средств. Прикладные НИР финансируются как за счет гос. бюджета, так и за счет отдельных заказчиков в лице крупных промышленных фирм, АО, коммерческих фондов и венчурных фирм. На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские и проектно-конструкторские разработки (ОКР и ПКР) связанные с разработкою аванпроектов, эскизно-техническим проектированием, выпуском рабочими конструкторской документации, изготовлением и испытанием опытных образцов. Источники финансирования те же что и на втором этапе, а также собственные средства промышленных предприятий.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведений от запуска производства до выхода на рынок и далее по основным фазам жизненного цикла товаров. При запуске производства требуются крупные инвестиции для реконструкции производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной кампании и др. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на нововведения еще неизвестна и риски отторжения предлагаемого товара весьма вероятны поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер. На финансирование работ по четвертому этапу связанных с освоением масштабного производства новой продукции и последующим совершенствованием технологии за счет нововведений требуется в 6-8 раз больше затрат чем расходы на исследование и разработки, учитывая эмиссию ценных бумаг. Однако основным источником инвестиций являются собственные средства организации аккумулированные в специальных фондах, а также на заемных средствах (банковские кредиты).

(6) Разновидности агрессивных (наступательных) стратегий в инновационном менеджменте. Различают следующие виды агрессивных (наступательных) стратегий:

1) стратегия достижения преимуществ по издержкам;

2) стратегия на конкретный сегмент рынка;

3) стратеги ориентации на новые рынки.

1) Политика компании заключается в достижении конкурентных преимуществ за счет более дешевого производства и сбыта продукции. В рамках этой стратегии фирмы ориентируются на широкий рынок и производят товары в большом количестве. Массовое производство позволяет минимизировать удельные издержки и устанавливать низкие цены, что в конечном счете дает возможность иметь более высокую долю прибыли в цене по сравнению с конкурентами, оперативно реагировать на рост себестоимости и и привлекать потребителей ориентирующихся на уровень цен. Стратеги может быть рискованной для компании не обладающей достаточными финансовыми ресурсами т.к. она может повлечь временное уменьшение числа потребителей и ценовую войну с конкурентами.

2) Фирма формирует специфический сегмент рынка через низкие цены или уникальное предложение контролируя издержки посредством концентрации усилий на нескольких предназначенных для специфических потребителей и создания особой репутации при обслуживании рынка который не смогли удовлетворить конкуренты. Придание продукту уникальности осуществляется за счет повышения его качества и специальных потребительских свойств. В ряде случаев лидирующее положение компании достигается за счет сбыта продукции в комплексе с сопутствующими услугами которые не представляются конкурентами. Часто исключительность данного изделия ассоциируется либо с названием самой компании либо со специально разработанной торговой маркой. В практике некоторых фирм к марке продуктов присоединяется определенный лозунг характеризующий специфику сервиса.

3) Стратегия предлагает разработку новых товаров и освоение рынков одновременно. Наиболее рискованная стратегия, но именно она может обеспечить предприятию устойчивость в нестабильном внешнем окружении. Диверсификация означает, что фирма стремится выявить ту сферу деятельности в которой можно эффективно использовать ее конкурентные преимущества.

Изучение положения на нескольких рынках ряда продуктов позволяет снизить зависимость предприятий от одного продукта или ассортимента группы товаров, а также снизить вероятность «провалов».

(7) Критерии отбора нововведений. Выделяют следующие основные группы критериев отбора нововведений:

1) финансово-экономические;

2) нормативные;

3) ресурсные;

4) критерии соответствия факторам успеха;

5) стратегические критерии.

Применение финансово-экономических критериев при обосновании инновационных проектов необходимо во всех случаях независимо от того какова степень неопределенности будущих научно-технических и коммерческих результатов и предстоящих затрат. Это связано с возможностью перераспределения финансовых средств в пользу иных направлений деятельности фирмы и с необходимостью выявления сравнительной эффективности всех альтернатив. При принятии решений используются следующие показатели:

1) стоимость проекта и источники финансирования;

3) чистая текущая стоимость;

4) рентабельность (отдача капиталовложений);

5) внутренний коэффициент эффективности;

6) период возврата капитальных вложений;

7) эффект масштаба (экономия на условно постоянных издержках).

К числу нормативных критериев обязательных для учета при проведении оценки и отбора проектов относятся следующие группы:

1) правовые критерии;

2) требования стандартов, конвенций и т.д.;

3) экологические требования;

4) патентоспособность и иные условия соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Ресурсные критерии также определяют принципиальную возможность осуществления инновационного проекта:

1) научно-технические ресурсы (наличие необходимого научно-техни-ческого задела специалистов соответствующей квалификации);

2) производственные ресурсы (наличие мощностей для производства нового продукта);

3)технологические альтернативы (анализ сравнительной эффективности конкурирующих технологий);

4) финансовые ресурсы (собственные средства для осуществления НИОКР, организации производственного процесса, возможности использования внешних источников финансирования).

Для успеха инновационного проекта важное значение могут иметь следующие критерии соответствия факторам успеха:

1) соответствие проекта стратегическим задачам фирмы;

2) четкая рыночная ориентация проекта;

3) преодоление информационных барьеров;

4) тщательная оценка и отбор проекта;

5) достаточность средств для проведения НИОКР;

6) тип инновационного проекта (вероятность продуктовых нововведений в целом ниже чем технологических);

7) поощрение творческих устремлений персонала;

8) участие в реализации проекта высшего руководства фирмы;

9) эффективное управление проектом.

В настоящее время для менеджеров особую роль стали играть стратегические критерии:

1) соответствие проекта корпоративной и инновационной стратегии фирмы;

2) адекватность степени риска принятым в фирме представлениям;

3) приемлемость для фирмы сроков достижения целей;

4) соответствие политическим и социальным условиям;

5) перспективные возможности развития выбранного научно-технического направления

(8) Инновационная деятельность и риски. Любой инновационный проект содержит определенную степень риска. Проект может оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным чем намечалось. Причины неудачи проекта могут носить внешний (неадекватная реакция рынка, действия конкурента) или внутренний характер (ошибки при определении исходных характеристик проекта в ходе его оценки и отбора или в процессе реализации).

Как показывают исследования для разных отраслей, разных типов нововведений характерно то, что вероятность успеха на рынке ниже чем вероятность технического успеха нововведения. Рыночный успех зависит не только от научно технического достижения, но и от эффективности маркетинговой деятельности, конкурентных позиций фирмы на рынке.

Все риски связанные с рыночным провалом нового продукта можно свести к 5 взаимосвязанным группам:

1) рыночные риски – изменение конъюнктуры рынка для продукции или услуг данного проекта (изменение спроса и предложения);

2) экономические риски – недостаточная степень точности оценки ресурсов или затрат, уровня инфляции и др.;

3) экологические риски – непредвиденное законодательное ужесточение экологических нормативов в процессе реализации проекта или недостаточная степень учета природоохранных требований;

4) технические риски – недостаточная степень точности анализа надежности применяемых в проекте технологий;

5) политические риски – изменение политики ГРЭ в части налогообложения, амортизации, возникновение политической нестабильности или форс-мажорных обстоятельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: