Авангардизм в литературе ХХ века

Авангардистская лит основ-сь на неприятии действит-ти, отрицании бурж ценностей и энергичной ломке традиций. течения: экспрессионизм, футуризм и сюрреализм. Примеры романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки («Замок»)явились ответом на события Первой мир войны=>«потерянно поколение». В них анализ-ся духовные, психич проявления чел-ка.

методологич прием — «поток сознания», - описании непрерывн течения мыслей, впечатлений и чувств человека. Главное отличие авангарда от реализма и от декаданса — в отриц принципов правдоподобие.Аванг-в не устраивало в произведении наличие 3-х обязательных элементов: среды, характера, действия. Они задались вопросом: имеет ли смысл иск-во, кот. только фиксирует то, что мы привыкли видеть. мир — не нечто заданное раз и навсегда; сколько художников — столько и худож миров. читатель является соавтором. экспрессионизм — (10-20.г. XX в фр. «выражение, выразительность»). Э входит в европ-ю культуру (1910-е гг.) из нем живописи, оставшись в лит (Г. Тракль, Ф. Кафка), театре (ранний Б. Брехт). Э. свойственно энергия и страстность, драмат-ть, мрачность.Филос.основы — интуитивизм (воспринимать мир вне анализа, сразу н целиком), феноменология (идеи абстрагирования).Писатели признавали единственно-важным - судьбу человеческого, в бесчеловечном мире. Главная фигура – мален чел, затерянный в огромн мире.Отсюда – склонность к абсурду, созданию образов-символов, (произв. Ф. Кафки). Основная задача - выразить крик души, протест,.тяготение в абстракции. Стилистические черты: отказ от ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению.Ведущ жанр — публицист (социальная) драма («драма крика»). Основные ее черты:• Отстраненность от конкретных событий в Германии. Девиз: «Время — сегодня. Место - мир»• Отрицание психологизма. Человек интересовал экспрессионистов в момент наивысшего напряжения духовных сил• Диалог вытес-ся монологом, либо обмен. непрекращающимися репликами, когда партнеры как бы не слышат друг друга.• Конфликт — в столкновении знания и незнания, одержимости и пассивности.

Футуризм зародился в Италии в 10-20 ГГ. XX в. (Е 1909 – появляется «Манифест итальянского футуризма» Маринетти Ф.). Стилист черты – разрушение жив языка, трактовка человека, как подобие машины. Отказ от традиц грамм-ки. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Провозг-ся пафос разрушения и взрыва. Воспеваются войны и революции, как омолаживающая сила одряхлевшего мира.

Сюрреализм – (фр. - «сверхреализм»). совмещение сна и реальности. Философ основы направления – интуитивизм, вост религиозные учения, фрейдизм. Стилист черты — приемы алогичности, парадокс, соединение несоединимого. Основа метода — выражение реальн функц-я мысли, цель - духовное возвышение и отделение духа от матер-го. ценности - свобода,иррац-сть.

дадаизм пафос тотального отрицания, даже самоотрицания. Зародился в США и Швейцарии в 1915-1916.Гпротесте против всего, в разрушении и уничтожении.: «Возьмите газету и ножницы. худ приемы: расчленение реальности на части, монтаж (т.е. произвольное соединение фрагментов), техника коллажа.Стилист черты дадаизма – эпатаж, спонтанность ТВ-ва.

2. Лит Фр Iполов 20 в. Фр в это время опред общ направл движения европ культуры. Здесь родились многообраз худ течения и школы (натурализм, импрессионизм, символизм, кубизм и др.), получившие затем мировое признание; нов виды ис-ва (кинематограф); Урок 1 мир войны – чел мало, что стоит. Герои или во всем сомнев-ся, или все отрицают. философия Ф. Ницше, ставшая апофеозом жизненной энергии "сверхчеловека", стоящего "по ту сторону добра и зла". Таким "сверхчел" у Н выст-т прежде всего худ-к, способный постичь окр мир. Задача искусства - в выявлении души худ-ка. Начало XX века сдвиги в худ стр=ре всей франц литры. Переключение внимания с объективной реальности на ее субъективное восприятие, с самих вещей на порождаемые ими впечатления и ощущения, Ален-Фурнье, А. де Ренье, А. Жид, М. Пруст: их эстетич и творческие искания были во многом созвучны филос идеям А. Бергсона о непосредственном, интуитивном постижении мира. У поэтов центр тяжести перемещается на внутр мир творца, стремящегося передать свои эмоции, ощущения, впечатления. В XX в. набл-ся кризис клас романа бальзаковского типа, из которого уходят идеи, интрига, сюжет, логика повеств-ия, и сближение его с лирической поэзией. Яркое подтверждение этому - роман " Большой Мольн" (1914) Алена-Фурнье (псевд. Анри Фурнье, 1886 - 1914) -лир поэма в прозе о юности, когда так остро, подчас трагически, воспр-ся разрыв между романтиче мечтой и реальной действ-тью. сюжет, персонажи, подробности быта, пейзажи произв-й Алена-Фурнье важны как ср-во выразить через них настроения, чувства, ощущения самого автора, Крупне представ-м лирической прозы во Фр на рубеже веков являлся Андре Жид (1869 -1951), многогранное творчество кот (ероманы, стихи, пьесы, эссе, путевые заметки, дневники) стало своеобразным Дневником, отразившим личность самого художника. он всегда говорил о себе, о своих чув-х и настроениях. лир поэма в прозе " Яства земные " (1897). - гимн живой жизни, свободному человеку, с упоением отдавшемуся наслажд. Эту мысль писатель развивает в романе " Имморалист " (1902), главн герой которого живет, повинуясь лишь собствен желаниям и внутр импульсам. По своей худ стр-уре романы А. Жида прибл-ся к лир жанрам.Участие Франции в Первой мировой войне, раскол политического мира на два лагеря приводит к появлению литературы абсурда (творчество Ж.-П.Сартра, А.Камю) и литературы соцреализма. К концу 20 гг прих-т искание порядка (Арлан «Порядок»). Постеп-но склад-ся иерархия ценностей. Ключев проблема – пробл времени. Роман – наиб гибк лит форма.Жанр романа-реки (романа-потока) во французской литературе. В рассматриваемую эпоху наиболее популярен жанр романа-реки, в котором произошли существ изменения как в плане содержания, так и в повествовательной технике. О французском романе рубежа веков и I половины XX в. приходится говорить в альтернативе «модернистский.—не модернистский». Особенности жанра романа-реки: Модернистский- Река мыслей, Разорв-ть времени и сознания,Выражает субъективное Я. Немодернистс Больш временной охват, Неск поколений героев, Многотомность, Выраж авторских идей. Роже Мартен дю Гaр «Семья Тибо» Луи Арагон (1897 - 1982). Представитель социалистического реализма, создает серию «Реальный мир» (1934 - 1951) в 5 книгах. Обращение к нац истине и гуманизму. Роман представляет собой интерпретации соврем общ-ва с т.зр. выбора, перехода, перестройки человеч сознания.

Представитель импрессионизма (в его прозаическом варианте) Марсель Пруст (1871 - 1922) — «В поисках утраченного времени» (1913-1927). Роман из 7 книг («По направлению к Свану»). Все книги объединены образом рассказ-ка Марселя, кот пробуждается ночью и вспоминает прошлое. Произв — ср-во замедлить бег времени, поймать его в сети слов. Селин – книги автобиогр-ны, «-Смерт в кредит»- никчемность буржуа, «Пут.на край ночи» - материал – жизн опыт пис-ля, восп-я о войне, знание колониал-ой Афр, поездки в США, врачен практика.. геой Бардамю – раск-т от 1-го лица, рисует карт абсурдн жизни. Позиция Бардамю - позиция врага. «Внешний» герой. Псевдо-внутр. монологи. Нет псих. переживаний. Ненависть к цивилизации. Фрагментарное течение событий. Нет трад. формы. Нет начала, кульминации, развязки. Нет биогр., судеб, контекстов. Нарушение взаимоотнош. между главным и второстепенным. Язык - напряженный, истеричный, на грани срыва. Язык

БИЛЕТ 3 Марсель Пруст (1871-1922)Род. в обесп. семье. Мать - евр. фрю бурж. => С детства жизнь в салонах. Светск. общ-во. Престижн. лицей. Не был прилежным студентом. Особо учиться не любил. Через полгода уходит из Сарбонна. Становится светским львом, денди. Праздность. Нежелание быть полезным. Пруст был снобом. Знаком со многими знам. людьми. Нач. века было бурным. П. - гомосексуалист. Дуэли, пишет светск. хроники (Фигаро), точные зарисовки, пишет сборн. «Утехи и дни»), «Против Сент Бёва». Шарль Сент Бёв - академик, серьезный чел-к, реально влиявший на лит. процесс.Статья «Против неясности» - объяснение творческ. метода Пруста. Против символистов. Сим. ошибаются, т.к. пишут о том, что знают, а не о том, что чувств. и видят. Разрыв между знаниями и эмоциями.1905 - умирает мать. Серьезный удар. Болезнь, астма => жизнь в 4х стенах, решает заново прожить/вспомнить жизнь. Пишет о своей жизни.1922 - умирает. Пока П. пишет, он живет. Пр. говорит, что лит-ра = борьба с нездоровым.

влияние Бергсона - Осо понимание времени. Мы живем в мире стереотип., а не индивид. эмоций. Чтобы жить в мире собств. эмоций, нужно прожить опред. промежуток времени наедине с самим собой => мы не чувствуем времени, процесса. Мы не знаем, как мы меняемся. Пруст пытается вернуть утраченное время, восстановить движение. Философские идеи Бергсона легли в основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» (в 14-ти томах).

Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских воспомин, выплывающих из подсознания. с трудом поддается жанровой классиф=и. Основн сюжет книги — жизнь внутреннего "я",. новаторстово – в том, что он заложил основы романа – потока сознания. Воссоздавая ушедшее время людей, писатель насыщает повествова-ю ткань произв причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольн памяти. Пруст показывает нам эмоцию в процессе ее изменения, изменение эмоцион. контекста «я». Превращает время в пространство. Задача Пруста показать по кадрам из чего состоит эта эмоция., зафиксировать движение. Ситуац. неопредел., чит. не согласен с Прустом. Он нас заставляет обратиться к себе. Он очевидно не правильно пережив. действия => мы отделяем себя от П. и начинаем ставить себя на его место и пытаемся понять, как бы мы поступ. на его месте. П. задает вопросы, но отвечает на них неправ. => ситуации неопредел. и кажд. чит. отвеч. на вопрос по-своему. П. предл. нам путешествовать по лабиринту собственного сознания.Все книги объединены образом расск-ка Марселя, который пробуждается ночью и вспоминает прошлое. Автор — тяжело больной человек, изолированный от жизни. Произведение — средство замедлить бег времени, поймать его в сети слов. Роман основан на принципах: 1)Все — в сознании, поэтому конструкция романа-потока выражает его бесконечную сложность и текучест 2)Впечатление — критерий истины (импрессионист). 3)В творч главное место занимает «инстинктивная память». 4)Мир в романе показан с чувств стороны: цвет, запах, звук составляют импрессион пейзажи романа. 5)Стр-ра романа — реставрация, воссоздание мелочей бытия с радостным чувством, 6)Развитие образов — в порядке припоминания, в соответствии с законами субъективного восприятия.Поэтому отстр-ся общепринятая, иерархия ценностей, значение определяет Я., а для него поцелуй матери более значим, чем кат-фы мировой войны. Здесь основной принцип— история где-то рядом.Его герои ничего не совершают, они прогул=ся, беседуют, отдыхают на курорте, наход в обычном домашнем, кругу, Пруст создает свои типы, пользуясь житейскими бытовыми мелочами 7)Движущей силой поступков героя становится подсознание. Хар-р не разв под возд окр, меняются моменты его существования и точка зрения наблюдателя. Впервые личность осознается не как сознательный индивидуум, но как цепь последовательно существующих «Я». Поэтому образ часто строится из ряда зарисовок, дополняющих друг друга, но не дающих целостной личности (Сван представлен в разных ситуациях как несколько разных людей Сван, умный и утонченный посетитель аристократических салонов, Сван — любовник Одетты, Сван, — благополуч семьянин, и, Сван – неизлечимо больной, умирающий человек,). - особенность психологизма мысль о непостижимости человече сущности.8) В создании образа повествователя господствует «Я», т.е. герой - не тень автора, но словно бы сам автор (герой-рассказчик наделен всеми чертами жизни П, вплоть до газеты, в кот работал). 9) Темы а)тема утраче иллюзий; 6) тема нетождественности чел и худ-а в структуре творческой личности, в романе нет хронологич ясности, преобладают ассоциации (то пропадают годы, то растягиваются мгновения). Целостное подчинено детали (из чашки чая, ее вкуса и запахов, пробудивших воспоминания, выплывает внезапно «весь Комбре со своими окрестностями»). Стиль инематографичность видения (образ Свана — как будто смонтирован из кусков). Лексика отличается нагроможд ассоциаций, метафоричностью, сравнениями, перечислениями. Синтаксис сложен: передавая ассоциативное мышление, фраза развивается свободно, расширяется как поток, вбирая риторические фигуры, доп конструкции и заканчивается непредсказуемо.

4. Франц. экзистенц-м В основе Э. представл-е о нерасчлен-ой целостн-ти субьекта и обьекта в акте переживания. Глубин.осознание чел-ком конечности своей жизни. Интерес к проблеме выбора. У истоков экзистенциализма — Ф.Ницше с лозунгом «смерти Бога». Распростр-е Э во Фр – (А.Жид Понти, Г.Марсель,, Ж.-П.Сартр,, А. Камю) было обусловлено как развитием нац мысли, так и влиянием нем философ, также способствов романы Ф.М.Достоевского, Ф.Кафки, Дж.Джойс У.Фолкнера. Франц вар-т Э. наз-т «ате­истическим», стал заметным явлением к концу 1930-х годов. На его оформление существенно повлиял трагич опыт Второй мировой войны. Главой Э. во Фр стал Жан-Поль Сартр (1905— 1980)— ро­манист, автор новелл, драматург, лит критик, философ,

Пробовать себя литературе Сартр начал еще в детстве, роман «Поражение» (1927), где автор изобразил себя и Ницше, и пьесы («Эпитемей», «У меня будут красив похороны», обе — 1930). Перв по-настоящему зрелый роман «Тошнота», вышел в свет в 1938 г. За ним последовал с новелл «Стена» (1939).В 1940 г. Сартр был взят в плен, спустя год смог осв. из лагеря, использовав фальшив док-ты. Позже он участвовал в Сопротивлении, создал кружок» социализм и свобода», Публикация в 1943 г. философского труда «Бытие и с ними становка пьес «Мухи» (1943) и «За закрытой дверью».В конце войны Сартр оставляет преподавание, основ-т журнал «Ле тан модерн» (1945). Атеизм Сартра — в этич-м отрицании Бога. Утверждая, что аргументы за и против сущ-ния Бога равны, он вместе с тем полагает, что признать Бога— значит ограничить человеческую. С. смог тесно соединить философ и литру. драма для Сартра —способ иллюстр-ния философских вопрсов или возможность изложить свои идеи в доступн дли 'читателя форме. Его задачей как литератора-философа и являлось стремление показать общее в форме частного слу­чая. «Нужно писать для эпохи» —кредо С. В его драмах проступает античн традиции - сюжет развертывается как спор персонажей, столкновение позиций. Уже первая пьеса Сартра, поставленная в оккупирован Париже в 1943 г., «Мухи»—стан-ся значит событием. Обратившись к мифу об Оресте, Сартр одновременно раскрывает через мифологич сюжет и переживания нации при фашистской оккупации. С. переработал миф в дискуссию об экзистенц-ме, учении о том, что в мире нет объективн морали и что люди имеют полное право на свободн выбор, на «бытие для себя». Орест отказывается покаяться перед Юпитером за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа – убийц своего отца Агамемнона. В результате «свободного выбора», ответственности за свой поступок, Орест освобождает свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса С. явл-ся страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку. В пьесе «За закрытой дверью» эта коллизия еще более заострена. Трое персонажей помещены в ад — запертую комнату, где обречены смотреть друг на друга и видеть себя в отражении чужих зрачков. «Ад — это другие — делает вывод один из персон-, как бы мечтая о смерти «в одиночку»,

Альберт Камю (1913—1960),он был вторым сыном сельскохозяйств рабочего и неграмотной служанки. Камю стан-ся журналистом. существенно понятие «абсурда» Камю, подобно Сартру, размышляет о форме и границах человеческ свободы,.Ключевое понятие-«бунт» как способ Противления абсурду челов-го существ-я и неизбеж-ти смерти.Начинает публиковать свои первые статьи в середине 1930 х годов. Тогда же он становится основателем театральной труппы «Театр Труда» и пробует себя как драматург. Но пьесу «Восстание в Астурии», запрещают к постановке.Став участником Сопротивления, писатель с 1942 г. публик свои статьи в подпольной газете «Комба», а затем работал редактором этого издания. В 1942 г. - роман «Посторонний» и не менее знаменитое философское эссе «Миф о Сизифе. Человек для него как «единственноственное существо, претендующее на постижение смысла жизни. «Посторонний» перекликается с «Мифом о Сизифе», где о показаны не только бессмысленность удела Сизифа, но и его презрение к мстительным богам. В романе «Посторонний» ситуация получает развитие в судьбе молодого француза на перв взгляд, обычного служащего. Он живет в пригороде Алжира,изо дня в день ходит на работу, изредка встречается с де­ти I он исполнен презрением I к окружающему его мещанскому миру, везде различает лицемерие. Смерть матери оказыв-ся тем рубежом, миновав который, Мерсо перестает скрывать свое отчуждение от общ-а.. И вот он на берегу моря без особой на то причины убивает араба, попадает на скамью подсудимых, приговаривается к смертной казни. суть поиска абсолютной свободы. Свободы от узких моральных норм соврем буржуазн культуры. Повесть написана в своеобразном стиле — короткие фразы в прошедшем времени,Автор рисует Мерсо как дважды постороннего: миру стереотипных привычек,, но не в меньшей степени и самому себе. По логике романа этот персонаж становится без вины виноватым, Двухчастная композиция романа позволяет увидеть события сначала глазами главного персонажа, а затем воссоздать их с судебной точки зре­ния. И если Мерсо не стремится притворяться, а, напротив, кровенен, правдив, даже циничен, то закон своим истолкованием превращ его де-я в нечто им противоположное, разоблачая тем самым собств-е нежелание взглянуть на вещи «прямо», без лицемерия, Камю запечатлевает в своем герое «человека, кот не претендуя на героизм, согласен умереть за правду». ожидание смерти становится для него приобретением.»

5. Экспрессионизм в Германии — (10-20.г. XX в фр. «выражение, выразительность»). Э входит в европ-ю культуру (1910-е гг.) из нем живописи, оставшись в лит (Г. Тракль, Ф. Кафка), театре (ранний Б. Брехт). Термин в литру принес Хиллер (Мы — экспресс-ты. Мы возвращаем в поэзию содержание, порыв, духовность»)Э. свойственно энергия и страстность, драмат-ть, мрачность.Филос.основы — интуитивизм (воспринимать мир вне анализа, сразу н целиком), феноменология (идеи абстрагирования).Писатели признавали единственно-важным - судьбу человеческого, в бесчеловечном мире. Глав фигура – мален чел, затерянный в огромн мире.Отсюда – склонность к абсурду, созданию образов-символов, (произв. Ф. Кафки). Основная задача - выразить крик души, протест,тяготение в абстракции. Стилистические черты: отказ от ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению.Ведущ жанр — публицист (соц)драма(«драма крика»). Основные ее черты:• Отстраненность от конкретных событий в Германии. Девиз: «Время — сегодня. Место - мир»• Отрицание психологизма. Человек интересовал экспрессионистов в момент наивысшего напряжения духовных сил• Диалог вытес-ся монологом, либо обмен непрекращающ репликами, когда партнеры как бы не слышат друг друга.• Конфликт — в столкновении знания и незнания, одержимости и пассивности.Для философ. обоснования э. важное значе­ние имели книги и статьи В.Воррингера («Абстракция и чувствование».) экспресс-ие журналы «Штурм» «Ровольт» Белые страницы, «Нойе югенд» Этапы развития

1 этап — до 1910 г., когда э. набирал силу, но не имел самоназвания в литературе (Г. Мана, Ф.Кафк, Л.Дёблин); До 1910 г. сюжеты, мотивы, образы в лит обо­значали себя стихийно, в рамках первой «фазы литературного модерна, который перерабатывал идеи Ницше о переоценке всех ценностей» Будущие эксп-ты посещали декадентские кружки, кафе, литературные кабаре, создавая собств объединения(«Самый молодой Эльзас», «Новый клуб», Э «Общество людей искусства»)

2 этап — в 1910—1918 гг. э. развивается вширь и вглубь. Растет число журна­лов и издательств, коллективных и выставок, лит-х вечеров, попыток теор осмысления феномена.возникают те­чения(политич,идейные, эстетическ)

3-й этап (1918—1923) — к концу Первой мировой войны выявл-ся неоднор-ть э. К это­му подталкивает политич сит в Германии. немецкий э. в эти годы заметно «левеет», и многие писатели и художники, Б.Брехт, Й.Р.Бехер —участвуют в революционных со­бытиях 4-й этап в 1923— 1932 гг. размежевание бывших э-тов становится все более непримиримым. Одни отстаивают принципы активного, пролетарско-революционного искусства (И. Бехер,, X. Вальден,), др разв=т идеи автоном­ности искусства(Г. Бенн). э. сохраняется как составная часть мировиде-ния многих немецких прозаиков (А.Дёблин, Л.Франк, Г.Манн, поэтов (Г.Гейм,, Г. Бенн.)Произвед экспресс-в должно было будоражить, возбуждать и шокировать. Отсюда тенденция к карикатурно­сти, к гротеску и фантастике.=> абстракции.

признаки приближения вселенской катастрофы и э-ты стре­мились донести это апокалипсическое видение до др. проблема выражения (эк­спрессии), Две мировые войны, начатые Германией, революц и граждан война, фашистск диктатура (1933— 1945), раскол страны вот что, предчув­ствовали эк-ты, говоря о «конце света.

Закат и крах буржуазного общества эк-ты воспринимали как неминуемую кару за грехи ев­роп цивили. Экс-ы видели в смертельном круговороте очистительный ураган. Экспрес-ты против кровавой бойни.

Основ темы нем э- ма конфликт поколений, тема отцеубийства. Таковы драмы «Нищий», 1912) Р.Зорге, «Сын» В.Хазенклевера, «Отцеубий­ство» А. Броннена, роман «Не убийца, а убитый виноват» Ф. Верфеля. Эротические и сексуальные конфл=ты в них были призва­ны отражать не только лицемерие обществ норм, но и слож­ности роста, взросления. обращ к теме двойнич-ва. Соц мотивы усиливаются в э. с конца Первой мировой вой­ны — у Б. Брехта в «Легенде о мертвом солдате», в драматургии Э.Толлера («Человек-масса»,

Готфрид Бенн (1886—1956) —был практиком и теоретиком, философом и историографом экспрессионизма. Поэт начал сознавать это уже в 1920— 1930-е годы, сам Бенн должен был стать пастором, изучал в Марбурге теологию и филологию, но в 1905 г. перешел на медицинский факультет.Работал врачом-венерологом. Дебютный поэтический сборник Б. «Морг и другие стихотво­рения» (1910) шокировал бурж публику, но был восторже принят экспрессионистами. в нем отражен опыт Первой мировой войны и послевоенной разрухи. В основе его жизн-ой позиции — про­тивопост себя, своего творч «я» общ=ву. Разрыв со своей соц средой, религией Б переживал как характерную черту истори­ч эпохи, он провозгл Поэта хранителем высших ценностей человеческого духа. критик совре­м цивилиз, стараясь обнажить ее раны - роман «Двойная жизнь» (1949) Уже в 1933 был запрещен В 1943 г. Бенн на свой страх и риск и за свой счет издал неле­гально сборник «22 стихот-я», который рас­пр-л среди друзей, в нем он снова бился над центр проблемами человека, в 1949 г. вышло сразу неск книг: роман «Птолемеец», «Статическ сти­хи», сборник стихотворений «Упоенный по­ток», драма «Три старика» И сразу же началась громкая послевоенная слава

Георг Гейм – ключев. фигура Э С ранних лет Гейм начал интерес-ся лит-ой. Первые его стихи относятся к 1899 году. Большое влияние на формир-е его стиля оказали Ницше, Новалис, Мережковский. В 1910 году Гейм быстро приобр известность в лит кругах. Смерть, большие города и война были глав темой. Также многие стихи и прозаич. произвед. Гейма посвящены историч сюжетам: античности («Киприда», цикл стихов «Марафон») и Франц революции («Робеспьер»,).В январе 1912 Гейм, катаясь со своим другом на реке Хафель, провалился под лёд и утонул. Он стал знаменит как «поэт, предсказавший собственную смерть». незадолго до своей гибели, Гейм сделал в дневнике запись сна, кот во многом повторял обст=ва его смерти.

6. Нем роман.эволюция жанра История Герм между двумя мировыми войнами четко лится на два отрезка: Веймар республику (1918— 1933) «Третий рейх» (1933— 1945). в первой половине 1920-х годов выделялся экспрессионизм, а во второй — «новая деловитость» (Г.Фаллада, Э.М.Ремарк, А. Цвейг. тяга к экспер-у в обл формы, к поиску новых худ-ных срв.Это привело к расширению жанровых возможностей романа.

экспр-ты делали ставку на «дух», «вживание» в материал, на возможность иррац постижения дейст-ти. При явном преоблад историч произвед заяв­ляют о себе и др жанры — интел роман, роман-притча, роман-миф, роман о художнике, соц-психоло­гич, сатиричй, автобиографич, семейный роман.

В историческом романе - усиление аналитичности повество­вания,. Поиски в прошлом,, как в тетралогии Т. Манна «Иосиф и его братья» или в дилогии Г. Манна о французском коро­ле Генрихе IV («Молодые годы короля Генриха IV», а также стремление противопоставить совр диктаторам правителей иного склада — человечных,— все это требовало погружения не только в историю, но и в глубины человече натуры.

общ св-ва. – многосл-ть содерж, мифологич символика, (И Иосиф, и Генрих проходят через серию тяжелых испытаний, в результате перерождаются, достигают мудрости,— пульсировала надежда, что силы разума, добра и справед=ти в конечном счете перешагнут через остатки прошлого» и что «разум и действит=ть будут более сча­стливо гармонировать друг с другом»

Роман Томаса Манна «Волшебная гора» вкл в себя черты психологич, сатирич, историч романа, но основной жанровой составляющей является философско-интеллект.

Глав герой романа «Волшебная гора» Т. Манна Ганс касторп проходит путь воспита в замкнутом прострве. Это швейцарс горный санатор Бергоф, Ксторп приезжает в санагорий навестить своего кузена, рассчитывая пробыть там всего три недели, но оказываете во власти «волшебной горы», в кото теряют силу привычны представл о времени, и остается под ее сенью на семь долгих лет. Ганс сталк-ся с неизвестн ему идеями и сферами жизни, кот расширяют его сознание, учат по-новому восприним жизнь, постигать таинств сторону бытия, немыслимого без болезни и смерти.

В трактовке Манна «Волшебная гора» — «арена опасной борьбы за право проникнуть в тайну бытия», «Учителями Касторпа выступают Клавди Шоша, рус женщина «с монгольским разрезом глаз», приобщ-я его к тайнам телесн любви, а также два яростных антагониста — просветитель Сеттембрини, и своего рода «великий инквизитор» — сторонник насильствен управления неразумным человеч-м Лео Нафта.Один призывает Касторпа вернуться к активной деят-сти на благо цивилизации,др— признать власть над человеком иррац начала, согласиться с необход диктатуры. Касторп признавать правоту того или иного не спешит. Путь посвящения ему надо пройти самому, в одиночку.В романе «предпрималась попытка выкл время,чтобы внутр целостность романа ощущалась непрерывно, глава «Снег», в которой заблудившемуся в зимнем лесу и Касторпу откр-ся смысл жизни. Он — в срединном» положении между крайностями. С этой позиции Манн выступил в защиту демократ устоев Веймарской республики, предостерегал от опасности набиравших силу тоталитаристских тенденций современности,

Альфреда Дёблина (1878—1957) отличает ярко выраженный вкус к эксперименту, к поискам новых возможностей повествовательного искусства, в романах «Черный занавес, «Убийство одуванчика» (1913) Дёблин, практикующий врач-психиатр тяготеет к изображению аффективных, патологич черт персонажей, мысли которых предстают в виде «потока сознания- Он разраб-т нов технику письма, чтобы с пом коротких фраз произвести запутанную динамику жизни большого города. «Берлин, Александерплац», Роман состоит из девяти книг, каждой предпослано уведомление о предстоящ событиях, заканч-ся печ исходом.— знак присутствия всеведущею автора. Фабула в кратком предисл,. В ходе преследования воровской банды, в кот Биберкопф состоял против воли, он лишился руки, в финале он стреляет во время облавы в полицейского, попадает в сумаш-ий дом, едва не умирает, но после выздоровления научается довольствоваться малым: устр-ся помощником сторожа на фабрику. Биберкопф отрекся от себя прежнего, и как бы родился заново. Эта сюж линия — лишь одна из составляющих романа, постоянно прерывается, задерж-ся, ход ее изложения замедляется, коммент-ся не имеющими к нейпрям отнош вставными эпизодами. Таковы анекдоты, выдержки из телефон книги, солдатские и народные песни, предвыборные речи, рекламные тексты. В результате возникает ощущение одновр=ти происходящего в одном городе,Часто появляющиеся заметки о быт убийствах и др преступлениях напоминают об убийстве, совершенном Франце, и предвещают убийство Мицци, ставшее для героя финальным ударом судьбы,

др.романы: «Вавилонское странствие»,«маленький берлинский роман» «Пощады не жди». «Ноябрь»,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: