Особенности литературного процесса

В уже характеризовавшейся ситуации рубежа XVIII-XIX вв., когда украинский язык сохранялся только в устной речи, и позже - в условиях правительственных запре­тов и преследований - процесс становления украинского литературного языка приобрел особую важность и особую сложность. М.Грушевский писал: "Язык ре­шил судьбу украинского возрождения, восстановив разорванную связь между ин­теллигенцией и народом..." Отсюда - и особенности украинской литературы XIX в. - народные темы творчества, реализм и демократизм.

Первым произведением на народном языке, начавшим процесс его оформления в современный литературный язык, стала "Энеiда" И.Котляревского. Пародия на по­эму Вергилия, где троянский герой Эней предстал казацким ватажком, была опуб­ликована в Петербурге в 1798 г. без ведома автора. Уже после ее успеха, Котля­ревский дополнил, расширил свою поэму, написал музыкальные комедии "На­талка-полтавка", "Москаль-чарiвник".

Юмористический и сатирический тон произведений Котляревского был подхвачен другими писателями, прежде всего кружка, центром которого был Харьковский университет. Его ректор П.Гулак-Артемовский писал стихи на украинском языке. Получили известность басни Е.Гребинки. Он брал классические сюжеты и прида­вал им выразительный украинский колорит. Позже Е.Гребинка переехал в Петер­бург, писал повести на русском языке, был в числе друзей молодого Т.Шевченко.

К харьковскому кружку принадлежал и И.Квитка-Основьяненко - основоположник украинской художественной прозы. Его повести разнообразны: одни - написаны с юмором, другие - сентиментальны, третьи дают реалистические картины (лучшая - "Сердешна Оксана"), иные проникнуты народными верованиями и преданиями ("Конотопська вiдьма"). Квитка-Основьяненко прервал традицию использования украинского языка только в комических жанрах.

Безусловно, переломным в становлении украинского литературного языка и об­щественном признании украинской литературы стало творчество Тараса Григорь­евича Шевченко. "Его творчество, - писал М.Грушевский, - это творчество народа, достигающего сразу, без посредствующих степеней, высокого интеллектуального развития и индивидуального сознания и соединяющего в своих созданиях непо­средственность народной поэзии с сознательностью литературного творчества". Широко известны основные вехи жизненного пути Шевченко: рождение в семье крепостных пана Энгельгарда, ранняя смерть родителей, работа "в наймах" и у пана казачком, переезд в Петербург, знакомство с земляком – художником И.Сошенко, выкуп из неволи на деньги, вырученные от продажи портрета В.Жуковского работы К.Брюллова, учеба в Академии художеств, участие в Ки­рилло-Мефодиевском обществе, арест и 10-летняя рекрутчина с запретом писать и рисовать, смерть вскоре после возвращения из ссылки. Первый "Кобзарь" выхо­дит в 1840 г. в Петербурге, через год - "Гайдамаки". Гениальный поэт, Шевченко внес в украинскую литературу новое содержание: яростный протест против крепо­стного права, защита свободы и достоинства личности, восхищение народными движениями, призыв к бщественной справедливости. Личность и творчество Шев­ченко – символ всей украинской культуры.

Противоречивость духовной жизни Украины того времени отразилась в творче­стве писателя, лингвиста, историка, публициста П.Кулиша. Это имя, почти на пол­века незаслуженно забытое, сейчас привлекает пристальный интерес. Сторонник культурно-национального возрождения, Кулиш мучительно метался в поисках его путей: от нелегального Кирилло-Мефодиевского общества - к литературной дея­тельности в Петербургской "Основе", от союза с галицкой общественностью – к надеждам на польскую помощь. Бесспорно значение его этнографического сбор­ника "Записки о Южной Руси", исторического романа "Чорна рада".

Демократическое направление в украинской прозе развивала Марко Вовчок (М.Виленская). Ее сборник "Народнi оповiдання", повести "Iнстiтутка", "Кармелюк" потрясают трагической правдивостью картин крепостнического гнета, трогают об­разами простых людей. На русский язык рассказы перевел И.Тургенев. Т.Шевченко в стихотворении "Марку Вовчку" обращается к ней как к продолжа­тельнице дела своей жизни.

Произведения знаменитого украинского баснописца Л.И.Глебова в русле демо­кратических настроений того времени в аллегорической форме изображали бес­правие простых людей, своеволие помещиков, лицемерие, ханжество.

С.Руданский закончил медицинский факультет Петербургского университета и ра­ботал врачом в Ялте в Крыму. Популярность ему принесли "спивомовки" - сатири­ческие небольшие стихи, диалоги. Только после его преждевременной смерти Елена Пчелка и другие писатели собрали и опубликовали его замечательные, в стиле народных песен, лирические стихи.

И.Нечуй-Левицкий создал в отечественной литературе жанр социально-бытовой повести. Писатель, многие годы работавший учителем в школах и гимназиях прак­тически по всей Украине, прекрасно знал все слои украинского общества: жизнь крестьян после ликвидации крепостного права, быт рабочих, проблемы взаимоот­ношений интеллигенции и народа ("Кайдашева сiм'я", "Микола Джеря").

На революционно-демократических принципах базировалось творчество Панаса Мирного (А.Я.Рудченко). Автор новаторских социально-психологических романов и повестей о народной жизни, он поднял украинскую прозу до высокого уровня ху­дожественного совершенства. Романы "Хiба ревуть воли, як ясла повнi?"(совместно с И.Билыком), повести "Лихi люди", "Лихо давне i сьогочасне", "Голодна воля", пьеса "Лимерiвна" и другие его произведения - это огромная ху­дожественная эпопея, которая отражает жизнь украинского народа на протяжении почти всего XIX в., особенно в пореформенное время. Новым для украинской ли­тературы в творчестве П.Мирного было то, что главное внимание уделялось внут­реннему миру героев, их переживаниям, мотивам поступков, эволюции взглядов.

Служению идеалам трудового народа посвятил творчество революционер-демо­крат П.А.Грабовский, умерший в ссылке в Тобольске. Рассматривая литературу как "живую творческую силу общественного движения", он создал прекрасные ре­волюционные стихи (сборники "Пролiсок", "З пiночi", "Кобза").

В 70-е годы приходит в литературу И.Франко. Человек разносторонне одаренный, он проявил себя в поэзии и прозе, драматургии и публицистике, новеллистике и литературной критике, истории и этнографии, философии и политике. Сын кресть­янина-кузнеца из-под Дрогобыча, с трудом получивший возможность закончить школу и гимназию, И.Франко так формулировал свое кредо: "Как сын крестьянина, вскормленный твердым мужицким хлебом, я чувствовал себя обязанным отдать свой труд этому простому народу". Своему принципу Франко следовал и в литера­турно-издательской деятельности (альманах "Друг" во Львове), и в политической борьбе (несколько раз арестовывался за социалистические взгляды, участвовал в основании Украинской радикальной партии), но наиболее впечатляюще и после­довательно – в литературном творчестве: лирические сборники "З вершин i ни­зин", "Пiв'яле листя", историческая повесть "Захар Беркут", остросоциальный "Бо­рислав смiеться", поэма "Моiсей", психологическая драма "Украдене щастя". И.Франко многое сделал для сближения литературного процесса в Западной и Восточной Украине, расширения контактов с европейскими литературами (был избран членом многих научных обществ, переводил Байрона, Гейне, Гёте).

Ярчайшим явлением украинской литературы явилось творчество Леси Украинки (Л.Квитка-Косач). Она разорвала круг традиционной самобытной тематики, обога­тила украинскую поэзию, драматургию образами мировой истории, глубокими ху­дожественными обобщениями, картинами столкновения философских, этических идей. В ее воспитании, образовании уже проявились сложившиеся к 70-м годам национальные традиции. Отец -участник движения "Громад", друг М.Драгоманова, мать – писательница Елена Пчелка. И.Франко писал, что после шевченковского "Поховайте та вставайте" Украина не слышала такого сильного, горячего поэтиче­ского лова. С поразительным мужеством Л.Украинка противостояла личной тра­гедии - уже в детстве ее постигла тяжелая, неизлечимая тогда болезнь. Вынуж­денная подолгу жить на Кавказе, в Египте, Италии, она никогда не замыкалась на лечении, изучала историю, культуру, традиции стран, куда привела ее судьба. От лирики писательница идет к поэмам ("Давня казка", "Самсон", "Роберт Брюс") и венчают ее творчество драматические поэмы ("У катакомбах", "Касандра") и по­этические драмы ("Лiсова пiсня").

В 90-х годах начинается творчество М.М.Коцюбинского. В этот период он посте­пенно освобождался от культурнических иллюзий и утверждался на революци­онно-демократических позициях. Он развил жанр сихологической новеллы и про­должил традицию социальной повести. Уже в ранних своих произведениях пока­зывает благородство простых тружеников, пробуждение них чувства собственного достоинства, их стремление к свободе.

Можно выделить следующие этапы развития украинской литературы в

ХIX в.:

- рубеж XVIII-XIX вв. и начало XIX в. - появление первых произведений на народ­ном языке (прежде всего "Энеiда");

- 40-50-е годы XIX в. - творчество Шевченко и оформление украинского литера­турного языка, главное место в тематике занимает реалистическое изображение жизни народа;

- вторая половина XIX в. - широкая палитра литературных жанров, углубление со­циального, появление психологического анализа, обогащение проблематики, ус­ложнение образного ряда, особенно в творчестве И.Франко, Л.Украинки, объеди­нение литературного процесса в Западной и Восточной Украине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: