Монтаж, наладка и эксплуатация подъёмной установки

Все вновь монтируемые и реконструируемые шахтные подъёмные установки независимо от их назначения, типа и места установки перед вводом в эксплуатацию должны быть подвергнуты ревизии, наладке и испытанию.

Ревизию, наладку и испытание эксплуатируемых подъёмных установок производят в соответствии с требований Правил безопасности в угольных шахтах (ПБ) и Правил технической эксплуатации угольных шахт (ПТЭ) специализированные наладочные бригады один раз в год по графикам, согласованных с шахтами, производственными объединениями по добыче угля и местными органами Госгортехнадзора. Электрическая часть и аппаратура автоматизированных подъёмных установок подлежит ревизии и наладке через 6 мес.

Наладочные работы производятся с целью:

- проверки соответствия установки проекту, ПБ, ПТЭ, Правилам устройства электроустановок (ПУЭ);

- устранение обнаружение дефектов и выявленных отклонений от проекта действующих правил, инструкций и нормативов;

- обеспечение бесперебойной и безаварийной работы подъёма;

- улучшение технико-экономических показателей подъёмной установки (увеличение срока службы оборудования, повышение производительности, снижение расхода электроэнергии и пр.) путем модернизации оборудования на основе последних технических достижений;

- проверки соблюдения обслуживающим персоналом ПБ, ПТЭ, Правила технической эксплуатации электроустановок

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, действующих инструкций и нормативов;

- инструктирования обслуживающего персонала по уходу и эксплуатации подъёмной установки.

В наладочных работах на установке принимает участие шахтный персонал, закрепленный за наладочной бригадой на весь период работ.

Наладочные работы на установке осуществляют в соответствии с графиком проведения ревизии, наладки и испытания подъёмной установки, составленным и согласованным с главным механиком предприятия и лицом, ответственным за эксплуатацию подъёмной установки и утвержденным руководством шахты.

Одновременно с ревизией и наладкой шахтный персонал производит маркшейдерскую проверку копровых шкивов, копра и установки подъёмной машины в соответствии с требованиями ПТЭ.

При вводе в эксплуатацию новых подъёмных машин, кроме перечисленных выше работ, необходимо произвести:

1) проверку фундамента до начала монтажа и в процессе монтажа;

2) проверку геометрической правильности установки машины, горизонтальности валов и подшипников (производится маркшейдером шахты);

3) маркшейдерскую проверку правильности установки копровых шкивов и определение углов девиации каната (производится маркшейдером шахты); для многоканатных машин - проверку соотношения геометрических элементов в объёме, регламентированном методическими указаниями ВНИМИ;

4) испытание электрооборудования в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок;

5) прокручивание машины, обкатку ее на холостом ходу и под нагрузкой продолжительностью 72 ч, после чего повторно осмотреть копровые шкивы, навивки, тормозные устройства, валы и подшипники, соединительные муфты, указатель глубины, двигатели и т.п. при необходимости произвести наладку соответствующих узлов, а также подтяжку болтов, шпилек, жимков и т.п.

В соответствии с требованиями ПБ и ПТЭ после ревизии и наладки необходимо провести контрольные испытания подъёмной

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
установки комиссией в составе главного механика шахты и представителя наладочной бригады.

Главный механик шахты обеспечивает необходимы технологический режим работы установки при испытаниях, а руководитель наладочной бригады – методическое и метрологическое обеспечение проведения испытания.

О проведении контрольных испытаний составляется протокол по установленной форме в четырех экземплярах (для шахты, производственного объединения по добыче угля, РГТИ и наладочного управления), который утверждает начальник энергомеханической службы производственного объединения. Утверждение протоколов обеспечивает главный механик шахты. В протоколе фиксируются сведенья о неустраненных дефектах с указанием сроков устранения и наименования организации, силами которой рекомендуется производить работы.

Машинный зал многоканатных установок располагается на копре. В машинном зале размещают органы навивки, двигатель, распределительное устройство, реверсор, пульт управления.

В здании подъёмной машины для монтажных и ремонтных работ имеется подъёмный кран грузоподъёмностью 60 т.

В здании должно быть рабочее и аварийное освещение. Рабочее освещение осуществляется от сети 220 В, а аварийное - от аккумуляторных батарей напряжением 12 В. При ремонтах дополнительное освещение осуществляют переносными лампами напряжением 12 В.

Температура в здании должна быть не ниже 12 °С и поддерживается зимой с помощью центрального отопления. Здание подъёмной машины должно быть обеспечено противопожарными средствами.

Для каждой подъёмной установки необходимо иметь: паспорт подъёмной машины, схему тормоза, принципиальную и монтажную схему коммутации, инструкцию для машиниста подъёмной установки, схемы парашютных устройств, прошнурованные журналы: «Книга осмотра подъёмной установки», «Книга осмотра подъемных канатов и их расхода» и «Книга приемки и сдачи смен». В машинном зале в

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
рамке под стеклом вывешивается инструкция для машиниста, принципиальная электрическая схема управления, схемы тормоза и парашютных устройств.

Подъёмная установка находится в ведении главного механика шахты. К машинистам подъёмных установок (операторам) предъявляются определенные требования, касающиеся стажа их работы на шахте, медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов на право управления подъёмной машиной и стажировки по специальности. В обязанность машиниста входит прием - сдача смены, управление, уход и надзор за машиной. Каждый непонятый сигнал должен быть воспринят машинистом как сигнал «Стоп», после чего он выясняет причины неясного сигнала.

Каждая аварийная остановка машины, а также все замеченные повреждения должны быть записаны машинистом в журнал. Машину можно пускать в ход после того, как установлена причина предохранительного торможения.

Для каждой установки в резерве должны быть: подъёмный сосуд, направляющий шкив, секции обмотки подъёмного двигателя, двигатель тормозного компрессора, комплект футеровки и тормозных колодок, быстроизнашивающиеся узлы и детали, части к аппаратам управления и защиты, испытанный подъёмный канат, уравновешивающий канат (полный комплект канатов).

Особенности эксплуатации многоканатных установок, по сравнению с одноканатными, определяются меньшими размерами машины, расположением её на копре и необходимостью контроля равномерного распределения нагрузки между всеми подъёмными канатами. Этот контроль производится еженедельно при помощи динамометров одновременно с измерением потери сечения канатов. Выравнивание усилий производят специальными регулировочными устройствами на подъёмных сосудах.

Особое внимание при эксплуатации должно быть обращено на точность проточки канавок футеровки многоканатного ведущего шкива. При несоблюдении этого радиусы обхвата будут различными, а распределение нагрузки в канатах неравномерным, в связи с чем возникает опасность прогрессирующего аварийного износа футеровки.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
4.2.Планово-предупредительные осмотры и ремонты.

Представляют систему периодически повторяющихся мероприятий по проведению запланированных во времени профилактических работ по осмотру, уходу и надзору с устранением неисправностей, а также ревизий и ремонтов, восстанавливающих работоспособность оборудования установки.

Виды и периодичность осмотров, объёмы работ и нормативы времени на их выполнение регламентируются ПБ, ПТЭ и отраслевыми инструкциями.

Для подъёмных установок приняты следующие виды осмотров:

- ежесменный осмотр (приемка-сдача смены), производится машинистами с участием дежурного слесаря; продолжительность осмотра 15…20 мин;

- ежесуточный осмотр, производится бригадой под руководством механика подъёма; осмотру подлежат подъёмные сосуды, проводники, загрузочные и разгрузочные устройства, направляющие шкивы, все агрегаты и узлы подъёмной машины; результаты осмотра записывают в «Книгу осмотра подъёмной установки», которая имеет два раздела. В первом разделе против каждого объекта осмотра отмечаются: Н - объект неисправен; У – объект исправен; «—» - осмотра не было; во втором разделе записывают характер и степень неисправности объекта; главный механик должен наметить мероприятия по устранению неисправностей и ответственных за это лиц; продолжительность осмотра устанавливается в зависимости от глубины ствола и должна быть не менее 2,5 ч.

Текущий ремонт производят еженедельно бригадой по осмотру и ремонту и ремонту установки под руководством механика подъёма. Ремонт проводят на месте установки оборудования, он заключается в восстановлении или замене быстроизнашивающихся деталей, устранение всех дефектов, замеченных при осмотрах. Для текущего ремонта отводится 2 ч в неделю.

Не реже одного раза в 15 дней главный механик шахты проверяет правильность работы предохранительного тормоза и конечных выключателей защиты от переподъёма путем искусственного переподъёма на малой скорости.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ
Ревизию и наладку подъёмной установки производят один раз в год специализированной бригадой при участии представителя энергомеханической службы шахты.

Технический осмотр и испытания проводят через 6 мес после ревизии и наладки. Объём этой работы, выполняемой комиссией под руководством главного механика шахты, определен «Инструкцией по техническому осмотру и испытанию эксплуатационных и проходческих подъёмных установок».

Капитальный ремонт из-за и длительности работ предусматривает остановку на длительное время по графику, составленному главным механиком производственного объединения. При составлении графика руководствуются нормативными сроками службы элементов подъёмных установок. Полный срок службы до списания многоканатной подъёмной машины – 20 лет, такие же сроки службы имеют подъёмные электродвигателя. Период до капитального ремонта для подъёмной машины равен 10 лет и для всех подъёмных двигателей он равен 10 годам. Остальное электрооборудование имеет полный срок службы 12…15 лет и до капитального ремонта 6…7 лет.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ГМЕХ.157.20.000.ПЗ



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: