Лингвистические воззрения щербы

(1880–1944) -прежде всего специалист по фонетике и фонологии. Он развил воспринятую им от Бодуэна концепцию фонемы и разработал оригинальную «ленинградскую» фонологическую концепцию, приверженцы которой совместно с Щербой образовали Ленинградскую фонологическую школу. Ее полемика с Московской фонологической школой – яркий эпизод истории отечественной фонологии.

Значителен и вклад Щ в общую лингвистику, лексикологию и лексикографию, теорию письма. Важные идеи содержатся в его статьях О частях речи в русском языке, Опыт общей теории лексикографии, Очередные проблемы языковедения. Щ предложил оригинальную концепцию языка и речи, отличную от концепции Соссюра, введя разграничение не двух, а трех сторон объекта лингвистики: речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. С постановкой данной проблемы связано и рассмотрение Щ вопроса об эксперименте в лингвистике. Лингвистический эксперимент, в понимании Щ, – это проверка правильности/приемлемости языкового выражения. Арбитром при этом может выступать сам исследователь. Получаемые в ходе эксперимента суждения о неправильности/неприемлемости построенных выражений превращают эти выражения в отрицательный языковой материал, являющийся важным источником сведений о языке. Понимаемый таким образом лингвистический эксперимент является методологической основой современной лингвистической семантики, одним из методов исследования в изучении бесписьменных языков, а отчасти и социолингвистике. Щ была поставлена проблема построения активной грамматики, идущей от значений к выражающим эти значения формам, предложил 1 в отечеств языкознании научную типологию словарей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: