Тема 2. Понятия «методика» и «технология» воспитания

Понятия «методика», «методика воспитания», «технология», «технология воспитания».

Искусство и технология воспитания. Составные элементы воспита-тельных технологий: учет актуальных потребностей детей, позитивное восприятие педагогом воспитанника, воспитание без принуждения, психолого-педагогическая поддержка, обращение личности к самой себе.

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — мысль, причина; методика, способ производства) — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства; в узком — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

Технология воспитания – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. «КАК?» - коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта;

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции;

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая);

Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия)

Искусство воспитания это общее целое из множества составляющих. Этими составляющими являются – забота о здоровье, забота о материальной основе ребенка, моральное воспитание, закалка духа и чувства ответственности и многое-многое другое.

Классики отечественной педагогики всегда понимали педагогику не толь­ко как науку в строгом смысле слова, но и как искусство воспитания. Любо­пытно, что, несмотря на близкую к актерскому делу публичность и словесность воспитательной деятельности, она все-таки ближе к искусству врача. Об этом очень интересно размышлял более ста лет назад известный русский историк педагогики Л. Н. Модзалевский. Он замечал, что педагогика, бесспорно, яв­ляясь наукой, является и искусством, но никак не изящным, а понимаемым «только как разумное, своевременное, искусное применение общих законов и правил к частным случаям, к отдельным индивидуальностям». Таким обра­зом, в искусстве воспитания всегда присутствует некая техническая составля­ющая, которая именуется технологией. «Технология» образовано от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение. Технология воспитания — это система разрабо­танных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспи­тательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастер­ства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.

Любая деятельность, в том числе и педагогическая, может быть организована технологически либо основываться на интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленной цели во всей системе. В узком – это проявление индивидуального мастерства педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Методы, составляющие основу традиционной воспитательной технологии: убеждение, внушение, подражание, упражнение, побуждение – в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить гуманистической технологией. Ее ключевыми звеньями выступают следу ющие составляющие.

Учет актуальных потребностей детей разного возраста. Чтобы по-настоящему понять внутренний мир ребенка (учащегося, студента), необходимо знать сложившуюся у него структуру потребностей. Следует изменить точку зрения, сформировавшуюся в прежние времена, о том, что существуют «плохие» и «хорошие» потребности. Это педагогический миф. Потребности ребенка не имеют знака, они лишь обеспечивают выживание и адаптацию. Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей.

Совершенно очевидно, что непосредственным «трансформатором» структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. При этом используются эффективные механизмы реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения: воздействие на эмоционально-познавательную сферу (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей).

Позитивное восприятие ребенка (учащегося, студента) педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенка, верить в его силы и возможности. Следует смотреть и на недостатки ребенка как на его достоинства, которым еще не найдено применение. При этом щадяще применяется прежде всего психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие. Оно предполагает воспитание с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье. Педагог принимает ребенка (а следовательно, и его родителей) таким, каков он есть. И только затем, благодаря терпению, состраданию и любви, он будет становиться таким, каким его хочет видеть педагог, общество.

В современной социокультурной ситуации необходимы гуманистические деятельностные технологии, обеспечивающие «проживание», т.е. приобщение к знаниям и жизненному опыту ребенка. Суть идеи заключается в том, что все талантливы, что любого ребенка можно всему научить, если верить в него и доверять ему, делать не за него, а вместе с ним, расширяя и обогащая зону ближайшего развития. -Это требует исключительного напряжения познавательных и нравственных сил воспитателя, его системной высококультурной работы. Но только такое напряжение и может дать положительные результаты, развить в педагоге гуманистическое мастерство.

Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Под насилием понимается то, что заставляет совершать действия и поступки, не соответствующие его совести, а следовательно, оно сдерживает развитие сил и потенциала воспитанника, приводит к отставанию в физическом, нравственном, духовном развитии. Этика ненасилия – подлинная основа гуманизма, поэтому она и является системообразующим началом технологии гуманистического воспитания. Воспитание без принуждения и насилия в свою очередь способствует формированию личности, отвергающей принуждение в любых формах, она обеспечивает развитие самосознания и ответственности. Только тот человек способен овладеть гуманными принципами построения отношений с другими людьми, природой, самим собой, кто ответственен за свои действия и поступки, кто принимает иное – других людей, природу, материю как равных себе, как то, что нельзя покорять, а с чем необходимо сотрудничать. Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в предоставлении ” ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, иметь право на собственное мнение, ивой путь к истине.

Гуманистическая технология требует воспитания в ребенке, молодом человеке таких качеств, как взаиморасположенность, доброжелательность, открытость, целенаправленность, умение общаться и расширять сферу коммуникаций, не быть высокомерным, не властвовать над другим, понимать его, проявлять спокойствие и управлять своими эмоциями, давать себе объективную самооценку, не усугублять конфликтные ситуации, избегать открытых столкновений – находить компромиссы и взаимопонимание. Идея ненасилия включает следующие этические моменты общения: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступкам и милосердию; подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему мои поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; признавать ценности другого как свои; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым. Этика ненасилия немыслима без таких качеств, как терпимость, милосердие, уважение и в значительной степени альтруизм.

Психолого-педагоги ческая поддержка предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии взрослеющей личности. Одновременно она является реализацией гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие.

Принимать ребенка (учащегося, студента) таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности. Это означает, что в организации воспитания следует идти естественным путем, от личности ребенка, беря за исходную точку не детей вообще, а вполне конкретного индивида. Для этого надо знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания вообще, есть только воспитание предельно конкретное и в конкретных условиях.

Доверять ребенку (учащемуся, студенту), В этом суть подлинной гуманистической позиции, Ома связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия. Со стороны воспитанников гуманистические отношения проявляются в их откровенности перед воспитателем, в уверенности в его понимании и доброжелательности. Только так воспитанник будет открыт воспитателю и будет готов принимать его советы и следовать им. Воспитатель, в свою очередь, выражает свои гуманистические отношения посредством веры в своих воспитанников, в их стремление к самосовершенствованию.

Признавать ребенка (учащегося, студента) как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса. Строго соблюдать их социальные и моральные права. Быть снисходительным, учитывать возраст, небогатый жизненный опыт, половые различия, помогать избавиться воспитаннику от комплексов, вести себя естественно и непринужденно.

Поддержать в сложных жизненных ситуациях. Ребенок (учащийся, студент) имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя. У творческих педагогов это проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими отметками, не жалуются родителям на воспитанника, предлагают необходимую «опору», дают ему право на свободный выбор и др. Основой поддержки является подлинно духовный контакт педагога и воспитанника. Именно от этого зависит эффект воспитательного взаимодействия.

Прощать воспитаннику его ошибки, просчеты, неудачи. Это не значит, что следует полностью исключать наказания. Дело в другом: воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.

Обращение личности к самой себе. Процесс жизнедеятельности строится так, чтобы он имел характер достижения ребенком (учащимся, студентом) поставленных целей. Общеизвестно, что ребенок выступает как объект воздействия семьи, школы, социальной среды, в меньшей степени – как субъект воспитания. Воспитание, которое не ориентируется на развитие положительных качеств ребенка, не оправдывает своего назначения.

Гуманистические технологии призваны способствовать развитию личности, преображать ее, поднимать на новый, более высокий уровень. Это своеобразное восхождение по ступенькам от уровня осознания первичных потребностей к уровню культуротворчества. Достигается такое восхождение через постепенное, поступательное развитие и совершенствование: мыслительное, эмоциональное, речевое, поведенческое, коммуникативное, физическое – становится возможным благодаря помощи извне (сопутствующие условия, психолого-педагогическая поддержка, наличие идеала и собственные усилия ребенка, его целеустремленность, самоконтроль, желание, «способность к рефлексии).

Основой саморазвития являются жизненные потребности в освоении и выполнении социальных ролей, которые непосредственно вызывают саморазвитие личности – слияние и сопряжение личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности.

Свобода и творчество – основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер. Творчество – не только путь к ненасилию в педагогике, оно выступает условием гуманизации процесса воспитания и тесно связано со свободой, поскольку творчество возможно только при свободе самовыражения личности, реализации ее убеждений. Именно в творчестве человек выступает как свободный представитель рода человеческого. Поэтому развитие творческой активности ребенка выступает одним из главных условий гуманистической системы воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: