Социализация — это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом.
Существующие подходы к проблеме социализации по-разному определяют степень активности личности в процессе ее взаимоотношений с обществом, которое для сохранения своей социальной структуры стремится сформировать в человеке модели ролевого поведения, основанные на социальных (национальных, групповых, профессиональных и др.) стандартах. Личность же, с одной стороны, имеет потребность в зависимости и аффилиации (стремление быть в обществе других людей и быть принятой социальной группой) и поэтому усваивает социальный опыт, необходимый для включения в систему существующих социальных связей; а с другой стороны, стремится к автономии, независимости, свободе и тем самым влияет на общество, вынуждая его удерживать границы его влияния на отдельного человека, корректировать социальные стандарты. То есть в процессе социализации происходит развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.
Средства социализации зависят не только от возрастных особенностей человека, но и от специфики его социального окружения (например, способы вскармливания младенца; тип семейного воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощрения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.).
Большое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные группы. Однако степень влияния различных социальных групп меняется на разных этапах онтогенеза. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском — группа сверстников, в зрелом — трудовой коллектив. При этом степень влияния социальной группы на
Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей 91
отдельную личность зависит от уровня организации и сплоченности самой группы.
В отличие от социализации, которая происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.
В широком смысле воспитание обычно рассматривается как общественное явление, как воздействие общества наличность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.
В узком смысле воспитание характеризуется как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении этих целей.
С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечеловеческих ценностей.
Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии и интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими общесоциальных требований и соответствия/несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.
1. С помощью сообщения и разъяснения «готовых» общественно полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Он опирается на содержательно-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сфе-
Часть!. Педагогика
ры и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.
2. С помощью создания специальных психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность.
Оба эти способа результативны при условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.
Отечественная педагогика наделяет большими воспитательными возможностями коллектив, который, с одной стороны, предоставляет личности возможность проявляться и получать обратные связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны, ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии онтогенеза (но особенно на стадиях становления самосознания) коллектив незаменим как фактор формирования нравственных ориентиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навыков общественного поведения.
Таблица 5.1
Классификация видов воспитания
Основание классификации
Виды воспитания
1.Методологическое (философское)
основание
2. Социальный институт
3. Общие направления
4. Специальные направления
5. Стиль отношений между воспитателя-
ми и воспитанниками_________________
Прагматическое, аксиологическое, гуманистическое и др.
Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), общинное и др. Умственное, нравственное, физическое, трудовое
Политическое, гражданское, правовое,
экологическое, экономическое и др.
Авторитарное, демократическое, либе-
ральное. свободное____________________
5.2. Теории воспитания
Как уже отмечалось выше, понятие «воспитание» является одним из центральных в педагогической науке. В истории педагогики наблюдалась смена господствующих в разные периоды теорий воспитания, среди которых в первую очередь выделяются теория ав-
Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурньж ценностей 93
торитарного воспитания, теория свободного воспитания и гуманистическая концепция воспитания.
Теория авторитарного воспитания, возникшая и доминировавшая в период Средневековья, рассматривала ребенка, ученика как объект, которым следует управлять, определяя его поведение исходя из жестко заданных, преднамеренно ограничивающих его социальных норм (И.Ф. Гербарт). Основными воспитательными приемами в этой концепции считались: угрозы, надзор, приказания и запреты.
Противоположные педагогические представления, цели и методы лежат в основе появившейся в XVIII в. теории свободного (стихийного) воспитания, которая предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе воспитания естественный ход личностного развития (Ж.Ж. Руссо).
И хотя сегодня можно встретить педагогические системы, построенные на одной из этих двух полярных теорий воспитания, однако все большее место в педагогической теории и практике стала заниматьсовременнаягуманистическаяконцепциявоспитания.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность «на других»). И если внутренний план развития личности характеризуется психофизической индивидуальностью и проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании, то внешний (социальный) план формируется и определяется глубиной и темпами приобщения личности к социальным ценностям, уровнем приобретенных на их основе личностных качеств в процессе самореализации и самоутверждения.
Определенное сочетание взаимосвязанных внутреннего и внешнего планов составляет личностную гармонию, которая и является целью гуманистического воспитания, в качестве модели которого выступает идеал всесторонне и гармонично развитой личности. Создание условий для развития и самореализации через построение идеального Я и движение к такому идеалу — задача гуманистического воспитания.
Рассматривая развитие как непрерывный процесс, гуманистическая педагогика утверждает, что чем гармоничнее будет общекультурное, морально-этическое и профессиональное развитие, тем более творческим и социально адаптивным будет человек. Поэтому принци-
'Л Часть 1. Педагогика
пы непрерывности и преемственности являются ведущими в системе принципов гуманистического воспитания. Это соотносится с положением Л.С. Выготского о необходимости ориентироваться в педагогическом процессе «на зону ближайшего развития».
Гуманистическая концепция воспитания позволяет осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритетность развития его индивидуальности, понять соотношение между свободой выбора личностью в самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества.