Проблема истины в философии. Критерии истины.
Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Ценность знания определяется мерой его истинности, истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Проблему истины затрагивали философы разных времен:
Например Парменид говори, что истина – это соответствие бытия и мышления, а Платон, что истина есть сверхэмпирическая идея, ну а Аристотель, что истина- соответствие действительности. • В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении. В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), а также в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).В 20 веке истина рассматривалась, как особый идеальный объект
Истина обладает такими свойствами:
-истина – это всегда процесс
-истина – исторична, «дитя эпохи»
- истина – единство процесса и результыта.
|
|
- истина относительна
- истина конкретна
Виды истины по объему:
- относительная – ограниченно верное знание о чем-либо
- абсолютная – это исчерпывающее, предельное знание об объекте.
Виды истины по содержанию:
- объективная – отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе.
- субъективная – то, как видит и воспринимает мир каждый человек.
Критерии истины:
- ясность и отчетливость мыслимого
- общезначимость
- прагматичность
- Эстетичность
- Реализуемость
- практика
Рационалисты в качестве критерия истинности рассматривали очевидность.
Сенсуалистическая традиция в качестве критерия истины называет ощущения.
В эмперической традиции роль критерия истины выполняет опыт.
Диалектический материализм – практика, которая не сводится к опыту отдельного человека. Отличительные черты практики: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразовательный характер.