В этом сечении концентратором напряжений является посадка подшипника опоры №1 с натягом (см. рис.11).
Коэффициент запаса прочности по напряжениям кручения:
,
где τ-1=203МПа; β=0,95; kτ/ετ=2,56 [1, табл.8.7]. d=50 мм.
τυ = Т1/Wк,
где Т1=324,4·103 Н·мм.
Момент сопротивления кручению определяется по формуле:
,
где - момент сопротивления изгибу:
, =25.103мм3
τm=τυ = 324,4·103/25.103=12,9МПа,
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям определяется по формуле:
,
где σ-1=350 МПа; kσ/εσ=3,6 [1, табл.8.7]; ψs=0,27 [1, c.166, 164];
Изгибающий момент в сечении Б-Б:
Ми= .103Н·мм (см. рис.11).
sυ= Ми/Wи=201,4.103/12,5.103=16,21 МПа.
.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
.
Рассмотрим сечение в середине пролета под шестерней (сечение В-В). Концентратор напряжений – зубья шестерни. Кt = 1,5; et = 0,73 εσ =1,6; Кσ =1, 6; β=0,97.
Момент сопротивления кручению поперечного сечения вала:
=
Амплитуда напряжений кручения:
τа =τm=
Wx- момент сопротивления изгибу поперечного сечения вала -шестерни: Wx=29,03.103мм3
|
|
Мизг – суммарный изгибающий момент в сечении под опорой №4 (см. рис.11):
Мизг =
Коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
4.10.2 Ведомый вал:
Рассмотрим сечение на входном участке вала (А –А, рис.12). Концентратор напряжений обусловлен наличием шпоночной канавки, вал испытывает напряжения кручения. Коэффициенты концентрации напряжений по кручению: Кt = 1, 9 [1, табл. 8.5]
Масштабный фактор: et = 0,73 [1, табл. 8.8]
β – коэффициент, учитывающий качество обработки; β=0,97; [1,с162.].
Wк нетто- момент сопротивления кручению поперечного сечения вала:
=
Амплитуда напряжений кручения τа =τm=
Второе опасное сечение Б-Б - участок вала под подшипником, ослабленный посадкой с натягом (см. рис.12).
τ-1=203 МПа; β=0,95; kτ/ετ=2,95 [1, табл.8.7]; d=45 мм.
τυ = Т/Wк,
где Т2=1328,8·103 Н·мм.
Момент сопротивления кручению: ,
где - момент сопротивления изгибу.
,
;
τυ = 1328,8·103/68600= 19,3 МПа,
.
σ-1=350 МПа; kσ/εσ=4,25 [1, табл.8.7]; ψs=0,27 [1, c.166, 164]; d=35 мм.
Изгибающий момент в сечении В-В: Ми=619,6 Н·м (см. рис.12);
sυ= Ми/Wи=619600/34300=20,16МПа;
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:
.
Результирующий коэффициент запаса прочности:
.
Рассмотрим сечение в середине пролета под колесом (сечение В-В). Концентратор напряжений –шпоночная канавка. Кt = 1,5; et = 0,73 εσ = 1, 6; Кσ = 1, 6; β=0,97.
Wк нетто- момент сопротивления кручению поперечного сечения вала:
=
Амплитуда напряжений кручения:
τа =τm=
Wx- момент сопротивления изгибу поперечного сечения вала: Wx=50,3.103мм3
Мизг – суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении:
|
|
Мизг =
Коэффициент запаса прочности по напряжениям изгиба:
Результирующий коэффициент запаса прочности:
Таким образом, в наиболее опасных сечениях валов , т.е. прочность ведущего и ведомого валов достаточна.
4.11 Выбор уплотнений валов.
Уплотнительные устройства применяют для предохранения от вытекания смазки из подшипниковых узлов, а так же для защиты их от попадания извне пыли и влаги. В качестве уплотнений для валов используются манжетные уплотнения, т.к. они широко применяют при жидкой смазке подшипников.
Манжета (рис. 14) состоит из корпуса, изготовленного из бензомаслостойкой резины, каркаса, представляющего собой стальное кольцо Г- образного сечения, и браслетной пружины. Каркас придает корпусу манжеты жесткость. Браслетная пружина стягивает уплотняющую часть манжеты, вследствие чего образуется рабочая кромка шириной b=0,4…0,6 мм, плотно охватывающая поверхность вала. Манжеты применяют при скорости скольжения до20м/с.
Рис.14 Резиновая армированная манжета ГОСТ 8752-79.
Размеры манжеты для ведущего вала: d х D х h=50х 70 х10мм
Размеры манжеты для ведомого вала: d х D х h=70х 95х12мм
Скорость скольжения ведущего вала:
Vcк1= ,
где n1- частота вращения ведущего вала редуктора; n1=460,6мин-1;
dв1 – диаметр вала под манжетой; dв1 =50мм
Vcк1=
Скорость скольжения ведомого вала:
Vcк2= ,
где n2- частота вращения ведущего вала редуктора; n2=115,1мин-1;
dв1 – диаметр вала под манжетой; dв1 =70мм
Vcк1=
Поскольку рабочая скорость в зоне контакта кромки манжеты меньше допускаемой, выбранные манжеты подходят в качестве уплотнений для проектируемого редуктора.
4.12. Выбор крышек подшипников
Выбираем закладные крышки подшипников (рис.15). Эти крышки не требуют крепления к корпусу винтами. Кольцевой выступ, выполненный на наружней поверхности крышки, препятствует вытеканию масла из корпуса. Размеры крышек определяют в зависимости диаметра подшипника D [2, с.114].
Для ведущего вала: Крышка сквозная: S - толщина кольцевого выступа: S =8 мм; D=90мм, Do =100мм; d=80 мм.
Крышка глухая: S - толщина кольцевого выступа: S =8 мм; D=90мм, Do =100мм; d=80 мм.
Для ведомого вала: Крышка сквозная: S - толщина кольцевого выступа: S =8 мм; D=125мм, Do =135мм; d=115 мм.
Рис.15 Крышки подшипника закладные: глухая и сквозная
Крышка глухая: S - толщина кольцевого выступа: S =8 мм; D=125мм,
Do =135мм; d=115 мм.