Эристика – наука о споре (основатель Исократ, греческий оратор, ученик Протагора, этому учили софисты).
Эристический диалог – это диалог, в котором сталкиваются противоположные точки зрения, мнения.
Есть четыре разновидности диалога: (теория латвийского ученого Буша).
1. спор (цель – выяснить истинной тезис, истину), это диалог, в котором отстаиваются преимущественно противоположные мнения. Но для оппонентов главное не победа друг над другом, а выяснение истинности или ошибочности противоположных мнений, их полезности или бесполезности. Стороны допускают возможность собственной неправоты, уважительно относятся к мнению противника.
2. полемика (от греч. «полемос» - война, цель спорщика - победить, отстоять свое мнение во чтобы то ни стало), полемика является противоположностью спора, тут истина не так важна. Партнеры принципиально отрицают возможность и целесообразность компромиссных решений.
3. диспут (имеет значение «военный конфликт»). Это спор, в котором есть третейский судья, в роли судьи может выступать аудитория. Он принимает решение, кто прав, а кто нет, например, заседание суда. Задача - убедить публику,
4. дискуссия (цель - достичь соглашения, например, торговля на базаре).
Дискуссия – диалог, в котором стороны стремятся выработать единое мнение, достигнуть соглашения по обсуждаемому вопросу. «Если единогласие достигнуто, дискуссия оканчивается».
Дискуссия в общепринятом смысле (от латинского discussio – рассмотрение, исследование) – это обсуждение какого-либо вопроса в собрании, «думанье сообща». Разговор двух или более человек всегда имеет что-то от дискуссии: разногласий, противоречий не может не быть у людей. Мы высказываемся, спорим, уступаем или стоим на своем до конца, идём на соглашение или на разрыв.
Дискуссия включает в себя и спор и полемику и диспут. Это достаточно широкое явление. Дискуссия – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива. Часто её отождествляют со спором, но это ошибка. Спор не ведется с целью объединения во мнениях, а для установления истинности одного из представленных суждений; это скорее разъединяющая, чем объединяющая оппонентов процедура. В её ходе могут возникнуть споры, полемика, но цель не может состоять в победе над противником. Дискуссия возникает тогда, когда в обществе возникают противоречия. Это способ их решения. Например, международные переговоры проходят в виде дискуссий. В ходе дискуссии должна быть достигнута договоренность. Кроме того, целью дискуссии м.б.:
*определение меры ценности истинности,
*определение новых свойств и отношений дискуссионного предмета,
*нахождение оптимального решения проблемы,
*выработка адекватной формулировки проблемы,
*генерирование новых идей.
Формы закрытых дискуссий: свободный обмен мнениями, управляемая дискуссия, заседание комиссии и др.
Чтобы дискуссия была успешной – нужен хороший председатель = драматург, составитель сценария дискуссии. Дискуссии противоположен круглый стол, который никем не управляется.
Драматургия дискуссии: (коммуникативные цели)
1. слово председателя (экспозиция)
2. демонстрация тезисов (завязка)
3. аргументация (развитие действия) – сам > по t, труднее всего управляется
4. проект решения (кульминация)
5. принятие решения (развязка)
Дискуссия, видимо, древнейший жанр общения. Генетически он предшествует всем просим жанрам. И монолог, и диалог – производные моменты дискуссии, взятые в отрыве от целого многоголосия шумящего моря человеческого общения. Бахтин говорил, что всякое высказывание можно представлять как реплику в большом, в пределе мировом, диалоге, дискуссии. Границы дискуссии м.б. четко определены в пространстве и времени, а могут отсутствовать как таковые. Вопросы могут решаться быстро, а могут не иметь решения и длиться неопределенно долго.
Теорией дискуссии люди занимаются издавна. Очевиден тот факт, что интерес к подобным вопросам наблюдается в обществе, где обостряются противоречия, прежде всего классовые. И, наоборот, где государственное устройство незыблемо, неизбежно угасание дискуссий.
Во всем мире сейчас наблюдается рост интереса к проблемам аргументации, выходят работы по теории и практике дискуссии.
В технических СМК (в газетах, на радио, телевидении) по традиции долгое время дискуссионный элемент был слаб: преобладали монологические жанры, т.е. созданные одним человеком, выражающие одну, авторскую идею, одну точку зрения (заметка, корреспонденция, репортаж и т.п.) Сейчас жанр дискуссии становится преобладающим в СМИ. Столкновение мнений (со-мнения) представляет предмет интереса аудитории. На экранах мы всё чаще наблюдаем не монологи, произносимые авторитетным тоном, не спокойных, заранее сговорившихся собеседников, а увлеченных, торжествующих или испуганных и сконфузившихся людей, отстаивающих свои мнения.
В такие эпохи, как наша, дискуссия обретает огромное значение. Когда идет борьба противоположных интересов, общество объективно стремится к объединению, к некоторому спасательному общему знаменателю. Там, где теряется необходимое взаимопонимание, люди садятся за стол переговоров, идут на собрания, выясняют причины противоречий, устремляются к тому, что может их снова сблизить – к выработке единого мнения.
106. Система редакционного планирования
Под непосредственным руководством секретариата осуществляются все виды редакционного планирования, начиная от долгосрочного и заканчивая планом номера газеты, контролируется качество текстовых материалов, сроки их подготовки.
Редакционное планирование заключается в разработке текущего, среднесрочного и годового планов.
Годовой план привязан к календарному году и состоит из списка дней рождений компаний, значимых событий, которые требуют комментариев, профессиональных и иных праздников, знаковых дат. Среднесрочный план составляется с учетом годового и охватывает 3-6 выпусков корпоративного СМИ. Он позволяет контролировать развитие издания, последовательность освещаемых тем. На полгода вперед в плане продумываются ключевые темы номеров, составляется список возможных материалов для каждой рубрики.
На основе вышеуказанных планов создается текущий план номера (одного выпуска издания). В нем регламентируется время, отведенное на все этапы производства, указываются темы материалов всех рубрик, в том числе и варианты замены в случае непредвиденных ситуаций, объем материалов в знаках, количество фотографий.
План дает четкое представление о текущей готовности номера, и позволяет в случае необходимости заменять блоки без ущерба для макета издания. Например, за время работы над номером появляется важная новость, происходит событие. Вы знаете объем полосы в знаках, а также представляете себе расположение всех блоков. У вас есть два варианта решения – либо вы заменяете менее значимую новость на равнозначный по знакам текстовый блок, либо обе новости сокращаете до необходимого объема. Полоса не переверстывается, и будет сдана в указанный срок. План разрабатывается для каждого номера, по мере заполнения отмечаются этапы производства, в случае накладок сразу видны сроки сдачи и варианты замены материала.
Все работы по выпуску издания согласно плану ведутся параллельно (сроки сдачи каждой полосы). Одна полоса готова к печати, другая полоса верстается, на третьей - утверждается текст, на четвертой - материал находится в работе. К моменту наполнения последней полосы газета готова полностью (к последней – условно, потому как позже всех обычно укомплектовывается новостная полоса).
Четкое следование редакционным планам гарантирует выполнение сроков и помогает избежать аврала, а значит, и всевозможных ошибок, которые могут свести к нулю результат всей вашей работы.
§ В основе планирования - читательские предпочтения
§ Хорошая газета не та, которая нравится редактору, а та, которая нравится читателю
§ Не планируйте новости, планируйте место под них
§ Планируйте разделы и рубрики (структурированные информационные потоки)
§ Планируйте темы основных публикаций
§ Планируйте всю утилитарную информацию. Никогда не пропускайте публикацию утилитарных рубрик.
§ Особенно тщательно и на длительный срок (до года) планируйте рекламоемкие темы. Регулярные темы и рубрики формируют специализированные целевые аудитории. Их больше всего любит рекламодатель. Советуйтесь с отделом рекламы.
Идеальная схема планирования предусматривает:
- годовые планы (планирование разделов и рубрик, тематических выпусков и полос, сезонные изменения в содержании);
- полугодовые (планирование «долгоиграющих» тем, расстановки акцентов, специальных выпусков и т.п.);
- квартальные (планирование основных публикаций с указанием сроков и исполнителей); - месячные (планирование всех регулярных публикаций по отделам, составление сетевых графиков, формирование «загона»);
- недельные (для ежедневных газет) - планирование номеров с учетом текущих событий, «географии газеты», авторов и т.п
- план номера (для изданий любой периодичности)