Типы культур по способам передачи информации (концепция Г.Маклюэна)

В основе типологии лежат средства общения, которые формируют в сознании людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет тип культуры. В соответствии с этим выделяют культуры:

1. Дописьменные (бесписьменные): важнейшее средство общения и передачи информации - язык. Он не только обеспечивает непосредственное общение и трудовую деятельность людей, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры. Канал трансляции – устная речь, формы общения основаны на слухе. Исключение: танец, ритуал, обряд. Мышление – мифологическое, интуитивно-образное. Восприятие мира синкретичное. Человек не разделяет мир на составляющие. Доминирует коллективное сознание общины (ритуалы, обряды, обучение). Круг текстов и фиксируемой информации ограничен количественно и качественно. Долговременная информация ограничена той, которая содержится в мифе, фольклоре и исторических приданиях. Объем знаний не превышает того, что могли удерживать в памяти и передавать младшим главные хранители народного опыта. В информационно-кодовых процессах доминирует ориентация на сохранение порядка и нормы. Цикличная концепция времени определяет значимость повторяемости, неизменности, воспроизводимости, т.е. календарь, обычай, ритуал. Особое внимание уделяется гаданиям, пророчествам, приметам. Господствует ориентированность на будущее. Этот период в истории развития человечества самый длинный.

2. Письменные (книжные): Формируются впервые в цивилизациях Древнего Востока. Доминирующий канал передачи информации – зрение, а не слух. Письменность, в особенности книгопечатание сформировали взгляд на мир в виде линейной перспективы. Интенсивно развиваются и распространяются рациональное мышление и знания. В европейской культуре закрепляется доминирующее положение науки, следствием чего является развитие техники, промышленная революция. Книга – первый продукт массового производства. Увеличивается количество циркулирующей в обществе информации, количество создаваемых текстов, меняется их качество. Стимулируются процессы фрагментации общества и отчуждения человека, так как печатное слово позволило познавать мир индивидуально, вне коллективного сознания общины. В информационно-кодовых процессах доминирует ориентация на нарушение порядка, т.е. акцентирование происшествий, событий, причем в первую очередь они фиксируются единичные, впервые случившиеся, которые не должны были случится и кажущиеся маловероятными. У человека появляется неомания – потребность постоянно потреблять новости. Коммуникация становится более ответственной и трудной в силу оторванности от контекста создания текста, минимизации вербалики, невозможности переспросить или уточнить.

3. Экранные (информационные): рождаются в условиях электроники, когда современные средства коммуникации создают новые формы общения. Два периода, связанные с развитием телетехнологий: первый – развитие теле-, видеокоммуникаций; второй – развитие персонального компьютера. Установление глобальной коммуникативной сети. Дает возможность каждому человеку получить любые знания не выходя из дома. Вследствие этого цивилизация и культура переходят в принципиально новое состояние – глобальный гиперинтеллект (индустрия данных и знаний). Сложное соотношение двух противоположных тенденций: упрощение контактов между людьми и как следствие нарушение национальных, гос-венных и культурных границ, что активно формирует единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях; децентрализация распространения актуальной информации и все более дробное сегментирование коммуникативной культурной среды вплоть до разрушения контактов с реальным миром. Резкое ускорение информационных процессов: очень удобно и продуктивно/ разрушительное воздействие на человека, так как таким образом человек отрывается от книги, медленного вдумчивого и систематического чтения и перечитывания, навязывается режим клипового мышления: чем быстрее меняются картинки, тем веселее. Возрастание роли визуальной информации: телевидение, кино, видео. Формирование массовой культуры: перестает существовать оппозиция массовая/элитарная культура. Массовая культура – подтягивается в своем художественном и эстетическом смысле к высокохудожественным эталонам.

5 характеристик массовой культуры:

1. общедоступность – причина успеха массовой культуры. Человек нуждается в быстром и эффективном отдыхе.

2. занимательность - достигается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы, юмор.

3. серийность, тиражируемость – проявляется в большом выпуске продуктов массовой культуры.

4. пассивность восприятия – не требует домысливаний.

5. коммерческий характер – продаваемость. Продукт массовой культуры – товар для массовых продаж, поэтому он должен быть демократичным (нравится большому числу людей). Производители такой продукции ориентируются на самые фундаментальные вкусы и эмоции.

6. Создание мира поведенческих моделей, которые ежедневно окружают человека и программируют его деятельность в возрастающих масштабах. Информация доступна всем и получить ее можно мгновенно. Человек не в состоянии строить свое мировосприятие постепенно и последовательно, неторопливо, а ему приходится учитывать все факторы. Т.к. времени на анализ факторов нет, то приходится полагаться на интуицию, уставившись в телевизор.

Заключение темы: Т.о. расширявшаяся на протяжении столетий книжная галактика Гутенберга, построенная на рационализме, перешла в фазу интуитивного сжатия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: