Изобразительное искусство как культурно-семиотическая система

Не имеет аналогов в мире животных.

Протоискусство:

· магия

· обряд: культовое поклонение

· тренировка накануне охоты

· познавательная деятельность (накопление и передача знаний)

Изобразительные/ неизобразительные искусства

Иконичность и конвенциональность в пластичных (пространственных искусствах)

Пластические: живопись, графика, скульптура, архитектура

1. Иконичность/условность

Общая чувственно-материальная основа: красота цвета, линии и формы объединяет все формы изобразительного искусства.

Функции декоративных элементов:

· обрядово-магическая: знаки-обереги, культовые постройки

· опознавательно-геральдическая

· суггестивная (внушающее-воспитательная) – по отношению к соплеменникам/неприятелю

В отличие от речевого высказывания произведения изобразительного искусства не строятся из единиц младшего ранга. Изобразительное искусство не имеет младших рангов. Основная единица – целостное и законченное изображение. Это и отличает его от других семиотик.

2. Прямая и сильная иконичность

3. Произведения изобразительного искусства не развертываются во времени. Их восприятие одномоментно.

4. Произведения визуальных искусств не обладают протяженностью во времени, отражают статику мира.

5. произведения пластичных искусств чисто физически занимают пространство (памятники, архитектурные сооружения).

6. Имеет психологическое и эмоциональное воздействие на людей.

(Станко́вое искусство — род изобразительных искусств, произведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декоративного или утилитарного назначения (в отличие, например, от произведений монументального искусства или книжной иллюстрации). В живописи — это картины; в скульптуре — статуи, бюсты, группы, станковые рельефы; в графике — эстампы, станковые рисунки. Идейно-художественная выразительность произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся.

Монументальное искусство (лат. monumentum, от moneo — напоминаю) — одно из пластических пространственных изобразительных и неизобразительных искусств; данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают таковую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий и в разных техниках. К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи,

Сооружения и монументы обычно древнее, чем люди: отдель­ный человек просто застает их как данность, как часть мира. Люди в какой-то мере «просто» живут в этом пространстве — прохо­дят рядом, гуляют, назначают свидания «под башмаком» (скульп­турного изображения человека), привыкают к произведениям ис­кусства как к константам своего мира. Однако «просто жизнь» под сенью монументов отличается от «просто жизни» в отсутствие монументов; жители селения, где есть только хижины (избы), отличаются по ментальности от жителей поселка, в котором есть хотя бы одно небудничное сооружение — святилище, храм.

Пространство, насыщенное семиотически значимыми объек­тами, — «населенная архитектура» и «обитаемая скульптура» — оказывает постоянное, хотя и разной силы, воздействие на со­знание человека. Особая действенность сооружений и монументов в том, что они находятся не в музее и не в доме, а просто занима­ют часть окружающего пространства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: