Заряжание скважин и камер

Заряжание восходящих скважин. В связи с применением вы­сокопроизводительного бурового оборудования — пневмоударных и шарошечных станков — условия бурения восходящих скважин улучшились. Относительная легкость очистки скважин от шлама способствовала широкому распространению способа бурения вос­ходящих скважин. Однако работы по заряжанию восстающих скважин являются наиболее трудоемкими. Почти 35 % объема ра­бот по проведению массового взрыва падает на заряжание вос­стающих скважин. Поэтому организация работ, совершенствова­ние и механизация способов заряжания восстающих скважин являются важнейшими условиями как увеличения производитель­ности труда взрывников при заряжании, так и улучшения каче­ственных показателей взрыва.

Конструктивно заряд восстающей скважины выполняется в виде сплошного или рассредоточенного удлиненного заряда. В торце скважины устанавливается патрон-боевик с детонирую­щим шнуром. Обычно отрезок ДШ пропускается в одну или две нити вдоль всего заряда в скважине. Согласно некоторым исследованиям скважины глубиной до 12 м можно заряжать без ДШ. Согласно другим — эффект взрыва и устойчивость отбиваемого массива зависят от числа нитей ДШ, типа и массы боевика, его расположения в заряде, числа скважин в веере, числа одновре­менно взрываемых вееров скважин, схем взрывания, интервалов замедления, типа и конструкции забойки. Во многих случаях в каждой скважине помещается по два боевика с электродетона­торами основной и дублирующей электровзрывной сети. Боевики обычно устанавливаются на глубине 2/з и 1/з длины скважины, что способствует более полной детонации ВВ. На одних рудниках боевики размещают на глубине 8—10 м от устья скважины, при этом расстояние между боевиками равно длине одного-двух патронов. На других рудниках электродетонаторы основной и дублирующей сети вставляют в один и тот же патрон-боевик, который помещают в средней части скважинного заряда.

Различными организациями предложен ряд зарядчиков для механического заряжания восстающих и горизонтальных сква­жин. Их применение при заряжании восстающих скважин в два раза повышает производительность труда взрывников.

За последние годы в горнорудной промышленности нашей страны все шире применяются простейшие ВВ — гранулиты и игданиты. Их низкая чувствительность к механическим и тепловым воздействиям позволила механизировать процессы заряжания при проведении массовых взрывов. В связи с увеличением плотности заряжания возросла концентрация энергии ВВ в единице объема скважины.

По сравнению с зарядчиками россыпных ВВ зарядчики патро­нированными ВВ менее производительны, кроме того скважина заполняется взрывчатым веществом не на полное сечение.

На многих предприятиях разработаны и внедрены схемы ком­плексной механизации взрывных работ, позволившие в 5—6 раз повысить производительность труда взрывников и на 15—20 % снизить стоимость добычи.

Заряжание нисходящих скважин отличается от заряжания восходящих скважин простотой и лучшим качеством. В ряде слу­чаев их заряжают вручную. Иногда для устранения «пробок» ис­пользуют навесной забойник диаметром, меньшим диаметра сква­жины на 15—20 мм, который подвешивают к кровле выработки. По мере заряжания забойник сбрасывают в скважину, предотвра­щая образование «пробки». Заряжание нисходящих скважин обычно выполняют взрывник и вспомогательный специально про­инструктированный рабочий. Мешки с ВВ разрезают ножом вдоль или обрезают их нижний угол и ВВ из мешка через воронку высыпают в скважину. По окончании заряжания с помощью дере­вянных лопат или специальных совков выполняют забойку. В ка­честве забоечного материала применяют песок, глину, пссчапо-глинистый состав или буровой шлам.

В связи с развитием механизации взрывных работ объем руч­ного заряжания нисходящих скважин не Укладка ВВ в камерах выполняется в заводской таре или на­валом. При механизированном заряжании используются россып­ные ВВ. Место расположения заряда в камере ограждают брезен­товой перемычкой. Почву камеры застилают брезентом. Через отверстие в перемычке в камеру нагнетают расчетное количество ВВ. Отработанный воздух выходит через неплотности в перемычке.

14.3. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ ВЗРЫВОВ

Долговременная нагрузка на временные целики в отрабаты­ваемых блоках приводит к их разрушению в местах наибольших напряжений. Буровые и другие выработки, пройденные в этих це­ликах, попадают в зону возможных обрушений, поэтому форси­рованному режиму отработки блоков и целиков следует уделить больше внимания. Продолжительность их отработки зависит от организации взрывных работ.

Качество дробления можно регулировать изменением числа открытых поверхностей и их величины, созданием дополнитель­ного подпора из отбитой руды, отбойкой в зажиме и др. На гра­ницах взорванного участка по буровой камере должно быть вы­ставлено ограждение. После каждого взрыва следует тщательно разбирать заколы в прилегающих выработках. За состоянием целиков и кровли в выработках должно быть организовано по­стоянное наблюдение.

Работы по заряжанию скважин, отрезных щелей и выемочных камер должны проводится в предохранительных поясах, надежно укрепленных в буровых выработках.

Заряжание скважин должны выполнять взрывники. При большом количестве ВВ, используемого при массовых взрывах, рабочих, не имеющих прав взрывника, можно привлекать к рабо­там по заряжанию только под надзором взрывников и после инструктажа по правилам доставки ВВ и заряжанию. Рабочие должны знать о характере и объеме предстоящих работ, иметь четкое представление о пропускной системе в районах заряжания, границах опасной зоны и местах расположения постовых.

Пропуска для прохода в район ведения взрывных работ вы­даются комендантом взрыва после получения списка с росписями рабочих и визой работника отдела техники безопасности о том, что инструктаж проведен.

Инженерно-технические работники и взрывники, участвующие в производстве массовых взрывов, также предварительно инструк­тируются ответственным за взрыв.

С начала завоза ВВ район, где ведется заряжание, объявляется опасной зоной и вход в него допускается только по пропускам. При массовых взрывах в подземных выработках устанавливают две зоны, охраняемые постами. Границы обеих зон определяются диспозицией проекта массового взрыва. Руководство постами возлагается на коменданта взрыва и специально выделенных в его-распоряжение разводящих.

Первая зона определяется с момента завоза ВВ в район взрыва и сохраняется до выставления постов охраны второй опас­ной зоны. Она устанавливается обычно исходя из конкретных условий, но не ближе 200 м (по выработкам) от места заряжания.

Вторая зона открывается с начала монтажа взрывной сети и сохраняется до момента взрыва, а иногда вплоть до окончания проветривания. Границы этой зоны (с учетом большого количе­ства ВВ, возможности сильного воздушного удара и выброса ядовитых газов) выносятся, как правило, на поверхность к устьям стволов, штолен, подземных галерей. Вход на вторую зону раз­решается только лицам, монтирующим электровзрывную сеть и имеющим особый пропуск. По окончании монтажа вход во вто­рую зону запрещается. После выставления постов охраны второй зоны посты охраны первой зоны снимаются.

При больших массовых взрывах на момент их производства во избежание отравления ядовитыми газами постовые отводятся от устьев выработок на расстояние, предусмотренное проектом. После взрыва все постовые уходят в подчинение ответственного за проветривание, который, получив положительные результаты анализа проб воздуха, может постепенно уменьшать границы опас­ной зоны, давать разрешение на допуск людей в проветренные участки, переставлять и снимать посты.

Механизированное заряжание ВВ выполняется средствами, допущенными Госгортехнадзором СССР к промышленным испы­таниям или к постоянному применению. К механизированному заряжанию допускаются патронированные, водонаполненные и россыпные гранулированные ВВ, не содержащие в своем со­ставе нитроэфиры, гексоген и тэн.

Транспортирование ВВ с помощью сжатого воздуха произво­дится по трубопроводам (шлангам, рукавам), имеющим удельное электрическое сопротивление не более 10 кОм-м, при обязатель­ном заземлении всей зарядной системы.

Для предупреждения попадания в зарядное устройство или трубопровод посторонних предметов (породы, металла и др.) приемные воронки бункеров и дозирующих устройств должны быть оборудованы металлической (не образующей при ударе искр) сеткой и крышкой. Не допускаются просыпь ВВ или его пыление. Температура поверхности узлов и деталей оборудования при работе зарядчиков с россыпными ВВ не должна превышать 60°С. Скорость подачи патронированных ВВ по скважинам заряд­чиками толкающего типа не должна превышать 0,6 м/с. Подачу боевиков в шпуры и скважины выполняют вручную. При электро­взрывании боевики подают после окончания заряжания.

Одним из наиболее опасных моментов при механизированном заряжании ВВ является образование и накопление значительных по величине зарядов статического электричества. При трении и соударении частиц ВВ в процессе пневмотранспортирования

электрический потенциал может достигать 30 кВ. Его разряд спо­собен воспламенить огнепроводный шнур, взорвать детонирующий шнур или капсюль-детонатор. Высокий потенциал особо опасен при электрическом способе взрывания.

Электризуемость повышается с увеличением скорости тран­спортирования, дисперсности частиц, концентрации аэрозолей В В и уменьшением его влажности. На все это следует обратить боль­шое внимание, особенно на зарядчики, в которых высока скорость движения ВВ.

Для предотвращения образования и накопления больших заря­дов статического электричества необходимо соблюдать следующие меры. Зарядные шланги, рукава и трубопроводы должны изготов­ляться из токопроводящих материалов и иметь хорошее заземле­ние. При работе всех средств механизации и, в частности заряд­ных устройств, должны быть соблюдены санитарные нормы по содержанию пыли — тротила не более 1 мг/м3, аммиачно-селит-ренных ВВ — 10 мг/м3, алюминиевой пудры — 2 мг/м3.

Для уменьшения количества образующейся пыли ВВ необхо­димо увлажнять, а скорость транспортирования ВВ и воздушного потока уменьшить регулированием зазора между зарядным шлан­гом и скважиной (шпуром), регулированием расстояния от конца шланга до заряда и т. д. В случае выхода из строя машин и меха­низмов они должны быть тщательно очищены от остатков ВВ для последующего ремонта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: