Глава I. Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Объект и предмет философии. Специфика философского знания. Мировоззрение. Основные проблемы философии. Функции философии.

Философия – это древнейшая область знания, духовной культуры человечества. Она зародилась в VII – VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции. Появление философского знания стало частью великого культурного переворота. Это означало отход от мифологического познания мира, выход за рамки обыденного сознания, зарождение теоретической мысли. Для философского мышления было характерно стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Э. Гуссерль полагал, что в VII – VI веках до н.э. в Греции «сформировалась новая установка индивида по отношению к окружающему миру. Следствием ее стало рождение, прорыв совершенно нового рода духовной структуры, быстро развившейся в систематически законченное культурное образование; греки назвали его философией. …в изначальном смысле своем это обозначает не что иное, как универсальную науку, науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего»[3]. К.Ясперс назвал эту эпоху осевым временем человеческой истории. «Новое, возникшее в эту эпоху, - писал Ясперс, - сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира»[4].

«Философия» в буквальном переводе означает «любовь к мудрости» или «любомудрие» (от греч. phileo – люблю и sophia - мудрость). Согласно некоторым источникам впервые назвал себя «философом» греческий мыслитель Пифагор.

Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир.

Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

Специфика философского знания. А. Шопенгауэр, характеризуя истинное философское воззрение на мир, писал, что оно «учит нас познавать его внутреннюю сущность и, таким образом, выводит нас за пределы явления, не спрашивает, откуда и куда и зачем, а всегда и всюду интересует его только что мира: иначе говоря, оно рассматривает вещи не в каком-либо отношении, не как становящиеся и преходящие – словом, не в какой-либо из четырех форм закона основания, а, наоборот, имеет своим объектом как раз то, что остается по устранении всего этого подчиненного названному закону способа познания, то, что проявляется во всякой относительности, но само ей не подчинено, то, что составляет всегда равную себе сущность мира, его идею»[5]. Философия – это знание о всеобщем, это освоение действительности в ее глобальных масштабах.

Философское знание отличается от знания других наук. «Философия видит мир из человека и только в этом ее специфичность. Наука же видит мир вне человека», – писал Н.А. Бердяев. Философское знание – это ценностное знание. Оно о месте и роли человека в мире. Это не характерно для других наук.

Философия антидогматична. Философское знание предполагает свободу мысли, но при этом оно всегда связано с историческим временем.

Итак, специфика философского знания в том, что в философии объединены такие способы человеческой деятельности как научно-теоретический и ценностный, духовно-практический.

Основные проблемы философии. На протяжении всей своей истории философия рассматривает целый ряд проблем. Их состав и выражение может несколько меняться от эпохи к эпохе. Однако, между ними есть и общее. Многие из них неразрывно связаны с существованием человека, с его потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. Еще одним источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В настоящее время ряд философских проблем связан с перспективами развития цивилизации и тем обстоятельством, что человек столкнулся с глобальными проблемами. Таким образом, некоторые философские проблемы возникли еще в далеком прошлом, но и настоящее время порождает свои вопросы, ответить на которые может только философия. В любом случае, все они являются результатом многообразных потребностей человека.

Проблемы философии всеобщи и предельны. В отличие от проблем других наук, философские не имеют окончательного решения. Их называют «вечными», потому что человек обращается к ним снова и снова. Они переосмысливаются в свете нового опыта, знаний, применительно к конкретной ситуации. При этом они не теряют своего значения. И. Кант считал философию наукой о последних целях человеческого разума. Он выделил четыре основных вопроса: 1.Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?

Одной из основных проблем философии является проблема первоосновы мира: материальной или идеальной.

Не менее важной является и проблема познаваемости мира, которая рассматривается в рамках общей теории познания – гносеологии.

Особое место в философии занимает проблема человека и его места в мире.

Функции философии. Среди функций, выполняемых философией, в первую очередь выделяют мировоззренческую функцию. Она состоит в том, чтобы дать человеку общий целостный взгляд на мир. Благодаря этому, человек способен сформировать собственное понимание своего места и роли в мире. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и свое место в мире. Мировоззрение является необходимой составляющей сознания и познания. Оно подвержено историческим переменам. Как уже было сказано, мировоззрение – это система, а значит, в нем можно выделить ряд элементов. В его состав входят знания, как повседневные, так и профессиональные, а также научные. Однако, знания не определяют полностью мировоззрения. Кроме знаний о мире, мировоззрение включает ценности, на основе которых формируются нравственные, эстетические и другие идеалы, убеждения и веру.

Философия помогает человеку осмыслить свою жизнь. Философское знание гуманистическое. Оно помогает человеку найти ответы на волнующие его вопросы. Это вопросы о жизни и смерти, о неминуемости последней. Человеку трудно примириться со временем. Философия не может освободить человека от его течения, но помогает найти смысл в своем существовании. Она освобождает человеческую личность от внешнего насилия и дает ей внутреннее содержание. По словам Вл.С. Соловьева, «она делает человека вполне человеком».

Именно в рамках философского знания осуществляется разработка представлений о ценностях, таких, как добро, справедливость, красота. Представления об общественном идеале также формируется в рамках философских систем. Общество не просто изучается философами, будь то Платон, Аристотель, Локк, Монтескье, Фихте или Маркс. Не менее важное место в их концепциях отводится вопросу о том, каким должно быть общество. Социальная действительность всегда расходится с идеалами. Однако, критика социальной действительности, содержащаяся в работах философов, порождает стремление изменить ее, сделать лучше.

Философия способна оградить человека от узких и поверхностных рамок обыденного типа мышления. Философское мышление воспитывает такие качества личности, как самокритичность и критичность, сомнение.

Помимо мировоззренческой функции, философия выполняет еще и методологическую функцию. Это функция философии по отношению к науке. Философское знание и знание научное связаны непосредственно. В. Виндельбанд отмечал, что «будучи сначала вообще единой неразделенной наукой, философия при дифференцированном состоянии отдельных наук, становится отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук в одно общее познание, отчасти проводником нравственной или религиозной жизни, отчасти, наконец, тем центральным нервным органом, в котором должен доходить до сознания жизненный процесс всех других органов. Составляя первоначально саму науку и всю науку, философия есть позднее либо резюме всех отдельных наук, либо учение о том, на что нужна наука, либо, наконец, теория самой науки»[6].

Философия содействует приросту научных знаний, создает предпосылки для научных открытий. Например, атомистическая концепция, созданная в античности, определила направленность поиска в естествознании. Философские принципы и понятия проникают в ткань науки, без их участия невозможно представить себе научные теории и их развитие.

При этом следует помнить, что частные науки не изучают формы мышления, его законы и логические категории, но они в них нуждаются. Частным наукам необходимы и логика, и гносеологии, и всеобщая методология познания. Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных сферах. Следовательно, частные науки нуждаются в философии, она для них практически значима.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: