Глава II. Проблема бытия в философии

Понятие «бытия». Основные историко-философские традиции в понимании бытия. Бытие и небытие. Ориентация на бытие в практической жизни.

Рассуждения о бытии составляют целый раздел философии – онтологию. Для выработки такого понятия («бытия») нужна определенная культура мышления, способная перейти от эмпирической реальности к недоступному никакому опыту, сверхчувственному, трансцендентному миру абстрактных идей и понятий. Одному разуму это, как правило, не под силу. Требуется весь человек – с его умом, сердцем, волей.

Первая особенность философского понимания бытия связана с идеей единства и целостности, Все сущее объединяется одним самым общим признаком – весь мир существует, есть. Свойство «быть» присуще не только любому материальному объекту, но и любому идеальному образованию. Мысль, если она возникла, тоже есть. Бытие, таким образом, выступает в качестве всеобщего, единого и целостного начала для всего множества. С другой стороны, каждая вещь представляет собой лишь частицу бытия и как часть является всего лишь фрагментом целостного бытия.

Проблема бытия родилась как ответ на реальные, жизненные вопросы, которые задавал себе человек. Она отражала определенные запросы и потребности людей.

Парменида, жившего в Греции в V-IV веках до н. э., считают первым философом, обратившим внимание на осмысление бытия самого по себе. Если об изменяющемся, становящемся и исчезающем у нас есть только мнение, то о неподвижном, неделимом, лежащем в основе всего сущего, мы имеем истинное знание. Подлинное бытие, которое постигается умом, всегда есть. Оно целостно, недвижно, неделимо. От него ни отнять ничего нельзя, ни прибавить. Чего нет, нельзя ни познать, ни изъяснить. Говорить и мыслить можно лишь то, что есть. Сверх-бытия ничего нет и не будет. Парменид писал: «Остается только один разумный путь, который говорит: «ЕСТЬ». На нем – очень много знаков что сущее непорожденное, оно и не может погибнуть, целостное, однородное, непоколебимое и законченное. Оно не «было» и не «будет», так как она «есть» теперь – все вместе, одно, непрерывное. Ибо какое рождение будем взыскивать с него? Как и откуда оно выросло? Из не-сущего? Этого я не позволяю тебе высказывать или думать, ибо нельзя ни высказать, ни подумать: «не есть»…Так же как и из сущего сила вероятности никогда не позволит рождаться чему-нибудь, кроме него самого…»[7].

Идея подлинного бытия, к которому должен приближаться эмпирический земной мир, была воспринята христианской философией. Первая книга Моисея в Библии на русский язык переводится как «Бытие». В ней, во-первых, подчеркивается производный характер этого мира. Его сотворил Бог за шесть дней. Отсюда все сущее должно быть благодарно Творцу. На шестой день Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Но после изгнания из рая основным признаком человеческого бытия по Библии, является егоущербность. Человек за свой грех обречен на мучения – в поте лица есть хлеб, со скорбью питаться от Земли, в болезни рождать и т. д. Средневековая философия разработала подробную схему расположения всех существ на лестнице бытия, в зависимости от степени причастности их к подлинному, Божественному бытию.

Новое время отказалось от идеи абсолютного бытия. Вместо выделения потустороннего и трансцендентного начала в качестве основы всего сущего философы стали в самом сущем искать высшие цели и смысл. Возникает гуманистическая философия, объявляющая жизнь и потребности человека подлинным бытием. Уже не единство, а многообразие, не умозрение, а опыт больше интересуют естествоиспытателей и философов. Человек убеждается в бесконечности Вселенной, но чувствует себя потерянным на Земле. Идея Бога являлась символом устойчивости и покоя. С падением божественного авторитета стали рушиться авторитеты вообще. Начинавшиеся в Новое время обособления, индивидуализация, являются трагичным следствием «онтологического нигилизма». Люди начали жить сушим, забыв о поиске Единого и Истинного бытия. Внутри христианства произошли реформы, подменяющие высшие духовные ценности ценностям земного благоденствия. В философии все большее распространение получал материализм.

Гегель попытался объединить в своей системе единство идеи с многообразием природы. Но дальше, в марксизме, все-таки возобладала тенденция объяснения мира из него самого, без обращения к метафизике бытия. Интересно, что понятие бытия является одним из главных в философии Маркса. Бытие определяет сознание. Бытие первично.

Одновременной реакцией на абстрактный идеализм Гегелевского типа и на материализм Маркса явилась философия экзистенциализма. Согласно Сартру, человек не поддается определению, так как сначала существует, появляется в мире, и только потом определяется каким-то понятием. В бытии человека существование предшествует сущности. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Человек делает себя сам. Такая философия, по мнению Сартра, отдает каждому человеку вовладение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

По мнению М. Хайдеггера вопрос о бытии, поставленный в античности, предрешил судьбу западного мира. Он повлиял на мировоззренческие и ценностные установки западного мира. Европейская культура в совершенстве овладела способностью мыслить в пространстве чистой мысли. Хайдеггер обратил внимание на то, что люди очень часто «держатся» только за сущее. Представляя сущее в его бытии, они думают, что тем самым понимают бытие сущего. При этом они даже не задумываются о различии того и другого. Даже философия, по его мнению, перестала задаваться вопросом об истине самого бытия. В действительности же человек принадлежит своему существу лишь постольку, поскольку слышит требование бытия. Только от этого требования у него «есть» то, в чем обитает его существо. Забвение истины бытия под напором сущего Хайдеггер называет «отпадением». Это, в свою очередь, порождает тоску по подлинному бытию.

Русскаярелигиозная философия конца XIX начала XX веков также исходила из того, что было дано человеку изначально, до всяких форм человеческой деятельности. В бытии сливаются человек и Абсолют, природа и Бог. Причем, не рассудочное познание, а скорее, переживание точнее и глубже отражает суть этой связи. Франк писал о непостижимом, таинственном характере глубин бытия. Эти глубины открываются в какой-то мере в подлинно религиозном чувстве, в наслаждении произведениями искусства, перед лицом событий, которые нас потрясают, в детских впечатлениях от величия природы и т. д. В этом отношении русская философия оказалась верной классическим традициям разделения бытия на подлинное и не подлинное и выступила с резкой критикой господствовавшего на Западе субъективизма, гносеологизма, индивидуализма.

Бытие предельно общее понятие. Оно включает в себя все, что есть. А как же быть с тем, чего нет? Можно ли его обозначить термином «небытие»? Парменид считал это глупостью – о том, чего нет, нельзя ни говорить, ни мыслить. Есть только бытие. Небытия нет.

Платон утверждал, что и небытие каким-то образом существует, и бытие каким-то образом не существует. Раз в одинаковой степени существует большое и небольшое, красивое и некрасивое и т. д. значит - бытие и иное пронизывают друг друга, значит - все многими способами существует, многими не существует. Гегель тоже в своей логике говорит о необходимости синтеза бытия и ничто в более глубокое понятие становления. При становлении объект и есть вроде, и нет его, так как он все время становится другим. Экзистенциалисты выразили диалектику бытия и небытия, характеризуя человеческое бытие не как что-то жесткое (не может быть, потому и. есть), а как нечто проблематичное, выражаемое всегда в категориях возможного.

А. Чанышев в своем «Трактате о небытии» писал, что «бытие есть только тень небытия, его изнанка; оно, как сверкающая всеми цветами радуги пленка нефти на поверхности океана, океана небытия». Философы, по его мнению, стараются подчинить небытие бытию, боятся небытия. Но небытие не только существует, онопервично и абсолютно. Все возникает на время, а погибает навечно. То, что есть – лишь малая часть того, что есть, что было и что будет. Выходит, что того, чего нет, гораздо больше, чем того, что есть. Человек должен обладать трезвым сознанием небытия. Иначе, столкнувшись с тем, что все преходяще, он впадает в ужас, станет нигилистом, циником. Если же он понимает смерть, разлуку, ложь и т. д. как естественное, закономерное и первичное, то у него хватит мужества быть несмотря на ничто (а не только несмотря ни на что). Заканчивает А. Чанышев свой трактат словами: «Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв».

Экзистенциалисты также подчеркивали важность понятий «небытие» и «ничто». Во-первых, человек сознает свою конечность, поэтому человеческое бытие есть «бытие-к-смерти».

Во-вторых, отсутствие чего-либо часто в большей степени определяет состояние и поведение человека, чем присутствие. Поскольку человек вообще стремится к тому, чего нет, можно вместе с Сартром сказать, что он «не есть то, что он есть» или «он есть то, чего нет».

Размышления над онтологическими проблемами имеет огромное мировоззренческое значение. Через метафизику бытия сознается наша онтологическая причастность ко всему, что существует. Поиск целостности позволяет в незначительном, на первый взгляд, явлении обнаружить родственные узы. Соприкосновение с корнями бытия наполняет смыслом и нашу собственную жизнь, и бытие окружающего мира. В то же время человек начинает сознавать свою ответственность за все существующее и происходящее. Бытие объединяет все и всех, и потому от поведения каждой частицы зависит степень всеобщей гармонии.

Сущностная онтологическая общность зовет к глубинному, бытийственному общению. Функциональное и ролевое общение основано на взаимовыгодном обмене информацией, функцией. При «бытийственном» общении человек адресует себя другому целиком и надеется на адекватное восприятие. Примером подобного общения могут быть случаи, когда люди жертвуют своей жизнью ради другого человека или ради какого-то дела.

Э. Фромм в своей книге «Иметь или быть?» выделяет два основных способа существования человека – по принципу обладания и по принципу бытия. Существование по принципу обладания характерно для тех, кто все хочет превратить в свою собственность. Такие люди измеряют свое бытие только тем, чем они обладают и что потребляют. Жизнь по принципу бытия характеризуется подлинной причастностью к миру, жизнелюбием. Фромм рассматривает такие формы жизнедеятельности, как учеба, беседа, вера, любовь, власть и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: