Билет № 39 Конституционные принципы судебной власти

1)Понятие и система конституционных основ судебной власти.

1. Конституционные принципы судебной власти (закреплены в конституции РБ) – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, т.к. конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. В литературе отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Традиционно в их перечень включены следующие конституционные положения:
1) принадлежность судебной власти только судам
2) независимость судей и подчинение их только закону
3) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах
4) гласность рассмотрения дел в судах
5) Состязательность и равенство сторон в процессе
6) право граждан на судебную защиту
7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь
8) презумпция невиновности
9) выборность и назначаемость судей

Значение конституционных принципов судебной власти состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. Во-вторых они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международных сообщений в области судоустройства. В-третьих – конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти.

2. Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст.6,26 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Перечень действующих судов на территории РБ в ст.5 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти.

Принцип независимости судей и подчинение их только закону в ст.110 и 112 конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:
1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов
2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.
Ст.25 кодекса "о судоустройстве и статусе судей" устанавливает систему гарантий этого принципа.
Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установлением законодательными актами, порядком их назначения, приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебного постановления и запрещения требования ее разглашения, ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться выполнения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. СМИ не вправе предрекать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народных заседателей. Одной из гарантий является предписание ст.111 конституции о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности, выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст.113 конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст.132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.

Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст113 конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства.

Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст.115 конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей.

Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст.60 конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст.10 кодекса "о судоустройстве и статусе судей". При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.
Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью корпоративных адвокатов и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям.

Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.

Принцип выборности и назначаемости судей. 3 способа формирования судебного корпуса:
1) назначение судей населением и государственными органами власти
2) назначение высшими должностными лицами государства
3) смешанный
РБ присущ третий способ назначения судей. 6 судей конституционного суда РБ назначаются советом республики и 6 президентом. Судьи районных, городских, межгорнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя верховного суда РБ. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом РБ по совместному представительству министра юстиции РБ и председателя высшего хозяйственного суда РБ. Судьи верховного суда и высшего хозяйственного суда РБ назначаются президентом с согласия совета республики по представлению соответствующего председателя верховного суда и председателя высшего хозяйственного суда.

2)Основания и условия оказания международной помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности.

Статья 469. Основание для оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности

Основанием для оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности является просьба органа иностранного государства, в которой содержатся положения о ее сути и указываются сведения об уголовном деле, о фактических обстоятельствах и правовой квалификации деяния, текст положений уголовного закона иностранного государства, которыми предусматривается ответственность за это деяние, сведения о размере причиненного вреда, а также иные сведения, необходимые для ее исполнения. Просьба органа иностранного государства должна быть представлена в письменной форме, заверена подписью его должностного лица и скреплена гербовой печатью органа иностранного государства.

Статья 470. Общее условие оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности

Общим условием оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности является наличие:

1) заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий;

2) письменного обязательства органа иностранного государства об оказании международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности;

3) письменного обязательства органа иностранного государства о соблюдении условий, предусмотренных соответственно статьями 471–480 настоящего Кодекса;

4) иных документов и материалов, необходимых для исполнения просьбы органа иностранного государства;

5) заверенного письменного перевода на один из государственных языков Республики Беларусь просьбы органа иностранного государства и прилагаемых к ней документов и материалов, указанных в пунктах 1–4 настоящей статьи.

Статья 471. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о вызове лица для производства процессуальных действий

1. Просьба органа иностранного государства, содержащая положение о вызове лица в иностранное государство для производства процессуальных действий с его участием в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителя, свидетеля, эксперта, может быть исполнена при наличии заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий, а также если орган иностранного государства представит письменные обязательства, что лицо, в отношении которого поступила такая просьба:

1) не будет привлечено в этом иностранном государстве к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности, задержано, заключено под стражу или подвергнуто наказанию в связи с его показаниями или заключениями либо за деяние, совершенное им до пересечения государственной границы этого иностранного государства;

2) получит возмещение расходов, связанных с его вызовом, в порядке, указанном органом иностранного государства.

2. Письменное обязательство органа иностранного государства, предусмотренное пунктом 1 части 1 настоящей статьи, не исполняется, если лицо, прибывшее по вызову органа иностранного государства на территорию иностранного государства и имеющее возможность ее покинуть, в течение тридцати суток после получения официального уведомления о том, что его присутствия более не требуется, не покинуло территорию этого иностранного государства или если такое лицо, покинув иностранное государство, добровольно возвратилось на его территорию. В этот срок не засчитывается время, в течение которого лицо по независящим от него обстоятельствам не могло покинуть территорию иностранного государства.

Статья 472. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о передаче на время лица для производства процессуальных действий

1. Просьба органа иностранного государства, содержащая положение о передаче на время лица, которое отбывает наказание в виде лишения свободы на территории Республики Беларусь, иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве свидетеля или потерпевшего, может быть исполнена при наличии заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий, а также если орган иностранного государства представит письменные обязательства, что лицо, в отношении которого поступила такая просьба:

1) будет содержаться под стражей и будет возвращено в Республику Беларусь в срок, установленный Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем;

2) не будет привлечено в этом иностранном государстве к уголовной, административной, гражданско-правовой ответственности или подвергнуто наказанию в связи с его показаниями либо за деяние, совершенное им до пересечения государственной границы этого иностранного государства;

3) будет освобождено из-под стражи и получит возможность беспрепятственно возвратиться в Республику Беларусь в случае, если Генеральная прокуратура Республики Беларусь уведомит орган иностранного государства, что переданное на время лицо отбыло наказание или освобождено от наказания;

4) в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей части, получит возмещение расходов, связанных с его пребыванием на территории иностранного государства и возвращением в Республику Беларусь, в порядке, указанном органом иностранного государства.

2. Письменное обязательство органа иностранного государства, предусмотренное пунктом 2 части 1 настоящей статьи, не исполняется, если лицо, переданное на время иностранному государству, освобожденное из-под стражи и имеющее возможность покинуть его территорию, в течение тридцати суток после получения официального уведомления о том, что его присутствия более не требуется, не покинуло территорию этого иностранного государства или если такое лицо, покинув иностранное государство, добровольно возвратилось на его территорию. В этот срок не засчитывается время, в течение которого лицо по независящим от него обстоятельствам не могло покинуть территорию иностранного государства.

Статья 473. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о передаче лица для отбывания наказания

Просьба органа иностранного государства, содержащая положение о передаче лица, осужденного к лишению свободы на территории Республики Беларусь, иностранному государству для отбывания наказания на его территории, может быть исполнена, если:

1) в отношении этого лица имеется вступивший в законную силу приговор суда Республики Беларусь;

2) лицо, в отношении которого поступила такая просьба, является гражданином этого иностранного государства;

3) имеется согласие лица, в отношении которого поступила такая просьба, на отбывание наказания в виде лишения свободы на территории этого иностранного государства;

4) имеется письменное обязательство органа иностранного государства об исполнении приговора суда Республики Беларусь;

5) на момент получения такой просьбы этому лицу осталось отбывать наказание в виде лишения свободы не менее шести месяцев.

Статья 474. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о применении к лицу меры пресечения с целью выдачи

Просьба органа иностранного государства, содержащая положение о применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу с целью его выдачи иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, может быть исполнена при наличии:

1) заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о применении к этому лицу меры пресечения в виде заключения под стражу или заверенной копии вступившего в законную силу судебного решения иностранного государства по уголовному делу о назначении ему наказания в виде лишения свободы;

2) письменного обязательства органа иностранного государства о последующем представлении просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о выдаче этого лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания.

Статья 475. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о выдаче лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания

1. Просьба органа иностранного государства, содержащая положение о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, может быть исполнена при наличии заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о применении к этому лицу меры пресечения в виде заключения под стражу или заверенной копии вступившего в законную силу судебного решения иностранного государства по уголовному делу о назначении ему наказания в виде лишения свободы, а также если орган иностранного государства представит письменные обязательства, что лицо, в отношении которого поступила такая просьба:

1) не будет подвергаться без соответствующего решения Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя в этом иностранном государстве уголовному преследованию и (или) не будет осуждено либо задержано в целях отбывания наказания за преступление, совершенное им до пересечения государственной границы этого иностранного государства, за исключением преступления, послужившего основанием для такой просьбы;

2) не будет выдано или передано третьему государству без соответствующего решения Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя;

3) сможет свободно покинуть территорию этого иностранного государства после прекращения уголовного преследования и (или) отбывания наказания либо освобождения от наказания.

2. Письменные обязательства органа иностранного государства, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, не исполняются, если лицо, выданное иностранному государству, находящееся на территории этого иностранного государства и имеющее возможность ее покинуть, в течение сорока пяти суток после прекращения уголовного преследования и (или) отбывания наказания либо освобождения от наказания не покинуло территорию этого иностранного государства или если такое лицо, покинув иностранное государство, добровольно возвратилось на его территорию. В этот срок не засчитывается время, в течение которого лицо по независящим от него обстоятельствам не могло покинуть территорию иностранного государства.

Статья 476. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о выдаче на время лица для производства процессуальных действий

1. Просьба органа иностранного государства, содержащая положение о выдаче на время лица, которое отбывает наказание в виде лишения свободы на территории Республики Беларусь, иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого, может быть исполнена, если отсрочка выдачи лица может повлечь истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности или затруднить расследование преступления, при наличии письменных обязательств органа иностранного государства, что лицо, в отношении которого поступила такая просьба:

1) будет содержаться под стражей и будет возвращено в Республику Беларусь в срок, установленный Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем и не превышающий трех месяцев;

2) не будет подвергаться без соответствующего решения Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя в этом иностранном государстве уголовному преследованию, за исключением преступления, послужившего основанием для такой просьбы, а также не будет осуждено либо задержано в целях отбывания наказания за преступление, совершенное им до пересечения государственной границы этого иностранного государства.

2. По просьбе органа иностранного государства срок, указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи, может быть продлен Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем.

Статья 477. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение об уголовном преследовании лица

Просьба органа иностранного государства, содержащая положение об уголовном преследовании лица, может быть исполнена, если представлены материалы уголовного дела или их заверенные копии, а также их заверенный письменный перевод на один из государственных языков Республики Беларусь, предметы, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или добыты преступным путем, либо другие предметы и документы, которые могут служить средствами по обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств уголовного дела, выявлению виновных либо опровержению обвинения, заявления потерпевших или их представителей об осуществлении уголовного преследования (при их наличии) и сведения о возмещении вреда, причиненного преступлением (при наличии таких сведений).

Статья 478. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение об исполнении судебного решения иностранного государства по уголовному делу

Просьба органа иностранного государства, содержащая положение об исполнении судебного решения иностранного государства по уголовному делу в отношении лица, отбывающего наказание на территории иностранного государства, может быть исполнена, если:

1) имеются заверенная копия вступившего в законную силу судебного решения иностранного государства по уголовному делу о назначении наказания лицу, в отношении которого поступила такая просьба, и информация об отбытой части наказания;

2) лицо, в отношении которого поступила такая просьба, является гражданином Республики Беларусь;

3) имеется согласие лица, в отношении которого поступила такая просьба, на отбывание наказания на территории Республики Беларусь;

4) на момент получения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение об исполнении наказания в виде лишения свободы, лицу, в отношении которого поступила такая просьба, осталось отбывать наказание в виде лишения свободы не менее шести месяцев;

5) деяние, совершенное лицом, в отношении которого поступила такая просьба, является преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Статья 479. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о транзитной перевозке лица

1. Просьба органа иностранного государства, содержащая положение о транзитной перевозке через территорию Республики Беларусь лица, в отношении которого принято решение органа другого иностранного государства о его передаче на время этому иностранному государству для производства процессуальных действий с его участием в качестве свидетеля или потерпевшего, либо о передаче для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, либо о его выдаче для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, либо о выдаче на время для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого, может быть исполнена при наличии заверенной копии соответствующего решения органа иностранного государства.

2. В случае осуществления транзитной перевозки лица, указанного в части 1 настоящей статьи, через территорию Республики Беларусь воздушным транспортом без посадки на ее территории просьба органа иностранного государства, содержащая положение о транзитной перевозке лица, не представляется.

Статья 480. Условия исполнения просьбы органа иностранного государства, содержащей положение о передаче предметов

Просьба органа иностранного государства, содержащая положение о передаче предметов, которые служили орудиями преступления, или сохранили на себе следы преступления, или добыты преступным путем, либо других предметов и документов, которые могут служить средствами по обнаружению преступления, установлению фактических обстоятельств уголовного дела, выявлению виновных либо опровержению обвинения, может быть исполнена при наличии заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий, а также если орган иностранного государства представит письменные обязательства, что:

1) эти предметы будут безвозмездно возвращены на территорию Республики Беларусь в срок, установленный Генеральным прокурором Республики Беларусь или его заместителем, либо после окончания производства по уголовному делу с согласия Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя будут безвозмездно переданы непосредственно лицам, имеющим право на эти предметы, если они не откажутся их принять;

2) права третьих лиц на эти предметы будут сохранены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: