Общая характеристика транспортного законодательства

Основные положения нового российского законодательства о транспортных договорах изложены в гл. 40 ГК "Перевозка" и гл. 41 "Транспортная экспедиция". Эти две главы содержат всего 20 статей, в которых определяются важнейшие условия этих договоров и имеются отсылки к специальным актам транспортного законодательства. Так, в настоящее время действуют Воздушный и Водный кодексы Российской Федерации, уставы автомобильного и железнодорожного транспорта и др., в которых содержится регламентация транспортных договоров.

Наличие целой системы законодательных актов об отдельных видах транспортных перевозок обусловлено значительными транспортно технологическими и правовыми особенностями в организации перевозок на отдельных видах транспорта, а также большим объемом нормативного регулирования в данной области.

Наряду с транспортными уставами и кодексами, к перевозкам применяются положения ряда новых законов РФ. Например, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Действие этого Закона согласно п. 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. распространяется на перевозки пассажиров и багажа.

По вопросам деятельности транспорта и организации перевозок издан также ряд подзаконных актов — указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации. Например, постановление от 4 декабря 1992 г. № 936 "О мерах по обеспечению стабильной работы транспорта при перевозках экспортных грузов", которое относится к железнодорожному, морскому и речному транспорту.

Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов. При этом подробно определяется порядок выполнения основных транспортных операций (оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках и т. д.), а также особенности перевозок отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.) и грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении.

В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по таким перевозкам определяются соглашением сторон, если законодательством не установлено иное. Эта формула, отражающая общие идеи ГК о свободе договора в условиях перехода к рыночным отношениям, на транспорте применяется с большими ограничениями. Это обусловлено тем, что транспортное законодательство ввиду наличия жестких транспортно-технологических требований к выполнению основных перевозочных операций и массовости таких операций содержит преимущественно императивные нормы, которые не могут быть изменены сторонами при заключении договора перевозки. В ином положении находится морской транспорт — в особенности при перевозках на основании чартера, где большинство условий перевозок грузов определяются по соглашению сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: