Налоговый контроль как основа пресечения и предупреждения нарушений в налоговом законодательстве

Отражение результатов налоговых проверок в бухгалтерском и налоговом учете

Ответственность за налоговые правонарушения по административному законодательству

Ответственность за налоговые правонарушения по налоговому законодательству

Виды юридической ответственности за нарушения в области налогов и сборов

Налоговый контроль как основа пресечения и предупреждения нарушений в налоговом законодательстве

Тема 5. Налоговые правонарушения, выявляемые при проведении налогового контроля

Налоговый контроль является необходимым условием и важнейшим механизмом налогового администрирования. Главная его цель - препятствовать уходу от уплаты налогов, обеспечивать своевременное поступление в бюджетную систему налоговых платежей в полном объеме.

Эта цель достигается за счет разрешения налоговыми органами ряда задач. Одной из таких задач является выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в области налогов и сборов, а также обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности. Рассмотрим конкретные процессуальные действия, которые налоговые органы и их должностные лица правомочны осуществлять в рамках проведения контрольных мероприятий.

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах возможно лишь при наличии доказательств совершения противоправных действий и виновности лица. Поэтому все действия по осуществлению налогового контроля подлежат документированию должностными лицами налоговых органов, т.е. документальному оформлению фиксации нарушений законодательства о налогах и сборах.

Обнаруженные должностными лицами налоговых органов нарушения в области законодательства о налогах и сборах фиксируются путем составления процессуальных документов.

Деятельность налоговых органов при выявлении административных правонарушений, связанных с нарушениями законодательства о налогах и сборах, регламентирована нормами п. 15 ст. 101 и п. 13 ст. 101.4 НК РФ. Первая из указанных статей определяет порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, а вторая - порядок производства по делу о налоговых правонарушениях, выявленных вне рамок проведения налоговых проверок.

Как в п. 15 ст. 101, так и в п. 13 ст. 101.4 НК РФ предусмотрено, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. В указанных нормах также установлено, что рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Данное положение согласуется с общей нормой п. 2 ст. 10 НК РФ, в соответствии с которой производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном законодательством РФ об административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5, ст. ст. 15.1, 19.7.6 данного Кодекса. Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Соответственно, должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об указанных административных правонарушениях.

В пункте 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ также установлено, что помимо указанных случаев должностные лица налоговых органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 15.3 - 15.9, 15.11, ч. 3 ст. 18.15, ч. 3 ст. 18.17, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 данного Кодекса.

Предупреждение в праве есть универсальная мера государственного управления, посредством которого осуществляется правовое воздействие на волю, сознание, поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе в сфере налоговых правоотношений, возникающих между налогоплательщиками (гражданами и организациями) и государством (в т.ч. субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями). С помощью средств предупредительной деятельности регулируется и стимулируется должное поведение участников отношений.

Предупредительная деятельность есть комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами исполнительной власти с целью недопущения противоправных явлений, формирования у граждан сознания действовать в рамках правовой нормы.

Предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах и административных правонарушений в налоговой сфере предполагает, с одной стороны, защиту финансовых интересов государства и общества в целом, с другой - стабильность функционирования системы государственного управления.

Как свидетельствуют данные статистики, основными способами совершения правонарушений в области налогов и сборов являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений.

Другие способы совершения налоговых нарушений встречаются значительно реже: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%).

Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю и сознание налогоплательщика (плательщика сборов).

Эффективность предупреждения правонарушений в области налогов и сборов в полной мере зависит от правового регулирования налоговых отношений, соблюдения участниками налоговых отношений предписаний Налогового кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, правовых принципов, а также целей и задач предупредительной деятельности.

Правовое регулирование является надежным и высокоэффективным средством, позволяющим обеспечить законность, целенаправленность, слаженность и упорядоченность предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов.

Правовое регулирование предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов необходимо как для совершенствования самой налоговой системы, программно-целевого подхода к разработке и применению предупредительных мер, обеспечения соответствия задач и возможностей субъектов предупредительной и профилактической деятельности, так и для последовательной охраны прав и законных интересов граждан и организаций.

Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

Право выполняет свою социальную функцию регулятора общественных отношений лишь в тех случаях, когда должным образом обеспечена реализация его предписаний. Наибольшей эффективности правовые методы деятельности достигают в сочетании с организационными и информационными основами предупреждения. Поэтому в целях эффективной работы по пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах необходимо также осуществлять мероприятия организационного, информационного, технического и иного (не правового) характера.

К мероприятиям организационного характера относят:

- планирование предупредительной деятельности в сфере нарушений законодательства о налогах и сборах;

- осуществление организационно-штатных действий по созданию групп, основным направлением деятельности которых будет предупреждение налоговых правонарушений;

- разработка организационно-технических и тактических мероприятий по изучению и нейтрализации нарушений законодательства о налогах и сборах, их дальнейший анализ, разбор, детализация;

- обоснование материально-технического обеспечения этих групп и их действий;

- обмен информацией;

- изучение международного опыта и опыта работы других организаций и их подразделений; и др.

К организационным мероприятиям можно также отнести: выявление правонарушений и преступлений в сфере налогов и сборов, их регистрация, компьютерная обработка данных, анализ, исследование приемов и способов совершения нарушений законодательства о налогах и сборах, исследование деликтологической ситуации и причин ее возникновения, исследование личности правонарушителя, изучение направлений и тенденций нарушений законодательства в области налогов и сборов и многое другое. Важным направлением этой деятельности должна стать выработка рекомендаций и предложений, направленных на предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выделяют также организационно-управленческие меры предупреждения налоговых нарушений законодательства о налогах и сборах, к которым относят: программно-целевое планирование или координацию деятельности субъектов предупредительной деятельности, в том числе создание информационного банка данных о совершенных налоговых правонарушениях и лицах, их совершивших, обмен между заинтересованными органами власти информацией, способствующей налоговому администрированию (например, банк данных о выданных или утерянных паспортах, умерших гражданах), оптимизации структуры управления данной сферой.

Особую актуальность приобретают также вопросы информационного администрирования и информационного обеспечения деятельности налоговых органов в связи с предупреждением нарушений законодательства в области налогов и сборов и придания стабильности доходам бюджетной системы. Такая позиция подтверждается в письме ФНС РФ от 23 марта 2009 N ММ-18-1/54 "О мерах налогового администрирования". В настоящее время в налоговых службах внедрена и функционирует автоматизированная информационная система АИС "Налог".

Система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Техническими являются мероприятия по совершенствованию форм и методов налогового контроля, повышению квалификации руководителей организаций и бухгалтерских работников, техническому перевооружению налоговых органов.

Обеспечить предупреждение нарушений законодательства в области налогов и сборов можно не только путем наказаний и установления запретов, а также соблюдением субъектами налоговых отношений предписаний законодательства о налогах и сборах и административного законодательства.

Предупреждение нарушений законодательства в области налогов и сборов может быть достигнуто посредством точного и неуклонного соблюдения основных начал - принципов. Расширение и укрепление правовых начал в демократическом обществе есть одна из отличительных черт его развития. В сфере предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов они проявляются в развитии правовых основ предупредительной деятельности. Это означает, что предупредительная деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих мероприятия по предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, должна основываться на следующих правовых принципах: соблюдение принципа законности, верховенства закона, соответствие российского права международному праву, соблюдение при подготовке правовых предписаний прав и законных интересов граждан, предпринимателей, юридических лиц и организаций, недискриминация, равенство перед законом и др.

Важными элементами предупреждения являются цели и задачи. Среди целей и задач предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов можно выделить общие и частные. Общими целями предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов являются: обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет установленных законодательством налогов и сборов, предотвращение угрозы финансовой безопасности государства.

К частным целям можно отнести: правовое воздействие на волю, сознание, поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, предотвращение совершения новых правонарушений, сокращение нарушений законодательства о налогах и сборах посредством совершенствования налоговых отношений, правовой регламентации предупредительных мер, использования средств убеждения (профилактика, пропаганда, обучение, критика и др.), изучения международного опыта предупредительной работы и др.

Для достижения целей предупредительной работы в налоговой сфере необходимо разрешить целый ряд задач, основной из которых является укрепление финансовых основ государства. Это предполагает, в свою очередь, на основе мониторинга реально складывающейся в налоговой сфере ситуации по уплате налогов (сборов) и функционирования налоговой системы РФ: выявление, исследование на основе анализа и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению налоговых правонарушений; возмещение ущерба, причиняемого бюджетной сфере налоговыми правонарушениями, выявление налогоплательщиков всех категорий, должностных лиц организаций и органов, наделенных специальной компетенцией, потенциально склонных к совершению налоговых правонарушений, предусмотренных нормами главы 16 НК РФ и главы 15 КоАП РФ.

Пресечение нарушений законодательства в области налогов и сборов реализуется в момент проведения налоговыми органами камеральной или выездной проверки, проверки информации и документов, поступивших от различных субъектов в налоговые органы в целях принятия после выявления адекватных мер по уже совершенным налоговым правонарушениям и административным правонарушениям в налоговой сфере, а также возможности недопущения их совершения не только установленными, но и другими однородными субъектами, а также вредных последствий. Пресечение правонарушений в области налогов и сборов в процессе реализации полномочий налоговых органов, которые позволяют им прекратить деятельность, порождающую противоправные деяния в налоговой сфере. Так, например, налоговые органы имеют право приостанавливать операции по счетам в банках и других кредитных организациях, налагать арест на имущество, осуществлять действия по аннулированию или приостановлению лицензий, выданных на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски.

Критерий эффективности предупреждения и пресечения нарушений законодательства в области налогов и сборов заключается в следующем:

а) изучении динамики и видов нарушений законодательства о налогах и сборах как в целом по России, так и в отдельно взятом регионе;

б) исследовании причин деструктивного поведения участников налоговых правоотношений и предпосылок развития нарушений законодательства о налогах и сборах, а также условий, способствующих совершению конкретных видов налоговых правонарушений;

в) изучении девиантного поведения налогоплательщиков (физических и юридических лиц);

г) выработке предупредительных мер в сфере налогов и сборов, а также разработке рекомендаций, направленных на предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах;

д) деятельности по предупреждению нарушений в сфере налогов и сборов в части преодоления объективно-негативных факторов в развитии экономики и субъективного фактора в целях создания условий формирования у населения психологии добросовестного налогоплательщика;

е) оказании положительного влияния на сферу налогообложения путем повышения уровня и темпов развития производства (реального сектора экономики), снижения инфляции, стабилизации курса национальной валюты, увеличения доходов населения, более эффективного использования бюджетных ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: