Об авторе

Выборочная краткая характеристика произведений

Чингиз Айтматов «Белый пароход»

Об авторе

Чингиз Айтматов (1928 — 2008), киргизский писатель, публицист. Родился в селе Шекер, ныне Таласской области Киргизии. Окончил Джамбульский зоотехникум и сельскохозяйственный институт во Фрунзе. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. Окончил Высшие литературные курсы в Москве. В 1990—1994 работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Являлся членом секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, главным редактором журнала «Иностранная литература».

В ранней повести Айтматова «Белый пароход» причудливо сплетаются сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные челове­ческие поступки.

Герой живет как бы в двух измерениях — реальном и вымышленном. Реальный мир воспринимается им как жестокий, грубый и несправедливый. В этом мире властвует объездчик Орозкул. Грубый и наглый бездельник, ничтожный во всех отношениях, он чувствует здесь себя полновластным хозяином. Он упивается своей властью, но хочет еще большего: «Ух, нет у меня большей власти, не таких бы скрутил в бараний рог!..»

Дед Момун ни в чем не может перечить Орозкулу, но старается оградить от его влияния внука и хоть чем-то скрасить одинокую жизнь Мальчика. Момун старается воспитать в мальчике любовь к природе, научить его жить по законам совести и чтить «память рода своего». Именно благодаря деду Мальчик твердо усвоил, что каждый человек должен знать имена своих семерых предков — «если люди не будут помнить отцов, то они испортятся». Сам Момун — вечный труженик и хлопотун — многое умеет в жизни. Но не умеет он заставить других уважать себя. Его позиция — не мешать, не обидеть, услужить, чем удастся, поэтому бороться со злом и несправедливостью он не может.

Мальчик, понимая несовершенство мира, в котором он живет, пытается создать себе другой мир, прекрасный, гармоничный и добрый. В этом сказочном мире можно общаться с окрестными валунами: «лежачим верблюдом», «седлом», «волком»и «танком»-самым любимым, лежащим у реки; с растениями, которые, как и валуны, живые, и среди них есть и «смелые», и «боязливые», и «любимые». В этом мире можно разговаривать не только с самим собой, но и с дедовой фуражкой или биноклем. Можно увидеть с Караульной горы белый пароход и помечтать о том, как, превратившись в волшебную рыбу, будешь плавать по озеру и, когда отец-матрос выловит рыбу сетью, на палубе белого парохода вновь станешь Мальчиком.

Но однажды настал день, когда жестокая реальность разрушила сказку. Мальчик знает, что белые маралы, увиденные Момуном на перевале, пришли вовсе не из другого заповедника. Это Рогатая Мать-Олениха — прародительница рода из легенды, рассказанной дедом, - вернулась, чтобы помочь ему, как когда-то помогла она другим детям. Но, побуждаемый злой волей Орозкула, терзаемый страхом за судьбу внука, посягнув на «память предков, на совесть и заветы свои», Момун идет охотиться на маралов. Он убивает олениху, и оба мира мальчика рушатся одновременно.

Столкновение двух систем нравственности, определившее конфликт произведения, приобретают в повести общечеловеческий смысл. Рогатая Мать-Олениха, воплощение божественной доброты, и Мальчик, один из ее сыновей, воплощение доброты земной, гибнут под натиском злой силы, которой не могут противостоять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: