Бюджетное устройство предполагает наличие разных уровней в бюджетной системе.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов РФ.
3. Местные бюджеты.
Бюджеты нижестоящих органов местного самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В унитарных государствах бюджетная система включает два уровня - это гос.бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеративных государствах - это три уровня.
Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах:
1. Принцип единства -обеспечивается единой правовой базой формирования бюджета и использованием единой бюджетной классификации, форм бюджетной документации, принципами бюджетного процесса и единой социально экономической и налоговой политикой.
|
|
2. Принцип полноты - означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме.
3. Принцип достоверности – означает реалистичность бюджетных показателей.
4. Принцип прозрачности (открытости) - требует обязательной публикации, утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении, это открытость для СМИ и общества.
5. Самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направление и эффективность их использования.
ФЕДЕРАЛИЗМ БЮДЖЕТНЫЙ — распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
В федеральном законодательстве для взаимодействия бюджетов разных уровней предполагается использование и применение различных регуляторов.
Дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений или условий их использования.
Межбюджетные трансферты предоставляются в форме дотаций, субсидий и субвенций и иных безвозмездных и безвозвратных перечислений из одних бюджетов другим бюджетам бюджетной системы РФ, а также в форме бюджетных кредитов.
|
|
Субсидии - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Бюджетные кредиты - предоставляются на платной и возвратной основе, бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ или местным бюджетным фондам предоставляются, как правило, на срок до 1 года в объемах и в порядке, предусмотренных условиями выделения бюджетных ассигнований, которые утверждаются федеральным законом, законами субъектов РФ в бюджетах на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.