Содержание
Аннотация. 4
Тема 1. Рынок – объективное условие и базис маркетинга. 5
Вопрос 1. Маркетинг – наука о рынке: основные понятия. 6
Вопрос 2. Конъюнктура рынка. 11
Вопрос 3. Социально - экономическая сущность маркетинга. 14
Вопрос 4. Маркетинг в системе общественного производства. 17
Вопрос 5. Содержание, цели и функции маркетинговой деятельности. 21
Вопрос 6. Окружающая среда маркетинга. 23
Вопрос 7. Концепции управления маркетингом. 25
Вопросы для самопроверки: 29
Литература по теме: 30
Тема 2. Потребители и сегментация рынка. 30
Вопрос 1. Факторы поведения потребителей. 31
Вопрос 2. Поведение потребителей. 35
Вопрос 3. Моделирование поведения потребителей. 37
Вопрос 4. Сегментация рынка. 40
Вопросы для самопроверки: 43
Литература по теме: 43
Тема 3. Маркетинговые исследования. 43
Вопрос 1. Изучение внешней макро- и микросреды маркетинга. 45
Вопрос 2. Изучение рынка. 48
Вопрос 3. Изучение внутренней среды маркетинга. 62
Вопрос 4. Выбор целевого рынка. 75
Вопрос 5. Методы маркетинговых исследований. 78
Вопрос 6. Процесс и план маркетинговых исследований. 83
Вопросы для самопроверки: 86
Литература по теме: 87
Тема 4. Комплекс маркетинга. 87
Вопрос 1. Товарная политика. 88
Вопрос 2. Ценовая политика. 103
Вопрос 3. Политика формирования сбытовой сети. 110
Вопрос 4. Коммуникационная политика. 115
Вопросы для самопроверки: 124
Литература по теме: 125
Тема 5. Интернет–маркетинг. 125
Вопрос 1. Реклама в Интернете. 126
Вопрос 2. Маркетинговые исследования в Интернете. 129
Вопрос 3. Электронные платежные системы. 130
Вопрос 4. Электронная торговля. 133
Вопросы для самопроверки: 135
Литература по теме: 135
Тема 6. Практический маркетинг. 135
Вопрос 1. Управление маркетингом на предприятии. 137
Вопрос 2. Маркетинговые службы на российских предприятиях. 148
Вопрос 3. Менеджер по маркетингу. 152
Вопросы для самопроверки: 156
Литература по теме: 156
Аннотация
Программа дисциплины «Маркетинг» разработана с учетом государственного образовательного стандарта по специальности «Маркетинг», утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дисциплина входит в состав цикла специальных дисциплин.
Предметом является применения маркетинговых инструментов в сфере предпринимательской деятельности.
Объектом является процесс маркетинговой деятельности.
Изучение дисциплины предусматривает лекционные и практические занятия.
Цель изучения дисциплины: является приобретение знаний и умений по выявлению, созданию и удовлетворению потребностей, разработке стратегий маркетинга, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности.
Задачами изучения дисциплины: является знакомство учащихся с положениями теории и практики маркетинга, обучение учащихся приемам и методам функционального маркетинга, ознакомление студентов с методами сбора и анализа маркетинговой информации, подготовка к работе в условиях реального маркетинга.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен:
Знать:
· особенности и инструменты стратегического и оперативного маркетинга;
· маркетинговую составляющую всех стадий создания и движения товара от его замысла до реализации спроса на него;
· инструменты товарного маркетинга, ассортиментной и марочной политики;
· принципы маркетингового ценообразования;
· технологию сбыта товаров;
· методы формирования каналов товародвижения;
· способы продвижения товаров и другие инструменты воздействия на поведение потребителей;
· методологию маркетинговых исследований.
Уметь:
· ориентироваться на рынке маркетинговой информации;
· грамотно организовать сбор и обработку необходимых для исследования данных;
· осуществить анализ рыночных параметров;
· разрабатывать маркетинговые стратегии исходя из результатов ситуационного анализа и целей фирмы;
· применять полученные знания на практике, в сфере управления рыночными процессами, их регулирования и исследования.
Тема 1. Рынок – объективное условие и базис маркетинга
Цели и задачи изученияданной темы - получение общетеоретических знаний о сущности маркетинга и рынке, как объективном условии и базисе маркетинга. Серьезное и целенаправленное изучение первой темы познакомит студентов с конъюнктурой рынка, принципами, целями и функциями маркетинга, его окружающей средой, методами маркетинговой деятельности и основными концепциями управления маркетингом, а также с основами понятийного аппарата изучаемой дисциплины.
В результате успешного изучения темы Вы:
Узнаете:
· что представляет собой рынок, основные подходы к трактованию понятия «рынок»;
· состав участников рынка и сферы вторжения рыночных отношений;
· основные факторы и особенности, которые необходимо учитывать при анализе рынка;
· основные методы и принципы маркетинговой деятельности;
· содержание понятия конъюнктура рынка как неотъемлемой части маркетингового анализа;
· основные принципы, методы и задачи маркетинговой деятельности;
· как устроена система общественного производства и место маркетинга в данной системе;
· главную цель маркетинга и систему функций маркетинговой деятельности;
· силы и факторы, воздействующие на маркетинг конкретной фирмы;
· основы сегментации рынка;
· основные положения концепций управления маркетингом.
Приобретете следующие профессиональные компетенции:
· умение анализировать рынки с учётом основных факторов и особенностей;
· способность определять рыночную «нишу»;
· навыки использования основных принципов исследования конъюнктуры рынка в сфере маркетинга;
· умение учитывать влияние макро- и микросреды маркетинга;
· умение определять концепции управления маркетингом, используемые различными фирмами.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· Конъюнктура рынка.
· Макросреда маркетинга.
· Маркетинг.
· «Маркетинговая близорукость».
· Обмен.
· Окружающая среда маркетинга.
· Оптимальность.
· Потребительная стоимость.
· Потребность.
· Рынок.
· Рыночная ниша.
· Сделка.
· Сегмент рынка.
· Сегментирование (сегментация) рынка.
· Содействие.
· Спрос (запрос).
· Стимулировать.
· Товарный ассортимент выбора.
· Экономические интересы.
· Эффективность.
Вопросы темы:
1. Маркетинг – наука о рынке: основные понятия.
2. Конъюнктура рынка.
3. Социально-экономическая сущность маркетинга.
4. Маркетинг в системе общественного производства.
5. Содержание, цели и функции маркетинговой деятельности.
6. Окружающая среда маркетинга.
7. Концепции управления маркетингом.