Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.
Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия. Суд появился в государстве как орган охраны права, его защиты от нарушений, как орган судебной власти, осуществляющий специфическую государственную функцию – правосудие.
Существует 2 точки зрения: 1. суд относится к правоохранительным органам. 2. суд не относится к правоохранительным органам.
Суд стоит на вершине, т.к. судебный орган, единственный из всех правоохранительных органов окончательно судит о праве, от имени гос-ва решает вопросы о виновности или невиновности лица, о применении или неприменении к нему соответствующего наказания. А следственный комитет, адвокатура, нотариат, при осуществлении своей деятельности играет вспомогательную суду роль.
Правоохранительная деятельность - это урегулированная законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридич. санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно - правового воспитания граждан.
Основные признаки:
· в процессе осуществления правоохранительной деятельности реализуется закон, т.е. применяется норма права.
· правоохранительная деятельность связана с восстановлением нарушенного права и справедливости в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения к правонарушителю.
· правоохранительную деятельность осуществляют специально уполномоченные на то субъекты: уполномоченные государственные органы (следователь, судья, суд, прокуратура);
· правоохранительная деятельность осуществляется в форме строго определённой законом;
· решения, принятые уполномоченными должностными лицами, обязательны для исполнения всеми субъектами.
К основным задачам правоохранительной деятельности относятся:
ü охрана общественного строя в государстве;
ü охрана экономической системы;
ü охрана политической системы;
ü укрепление законности и правопорядка;
ü защита основных прав и свобод граждан;
Взаимодействие правоохранительных органов с Высшими органами государственной власти
Правоохранительные органы РБ в процессе осуществления своей деятельности тесно взаимодействуют с органами государственной власти и управления различного уровня, трудовыми коллективами предприятий, учреждений и организаций, а также со средствами массовой информации.
Основным признаком правоохранительной деятельности является то, что ее реализация возлагается, прежде всего, и в основном, на специально уполномоченные государственные органы, образование которых, организация и деятельность регламентируется в установленном законодательством порядке, в том числе путем установления особых процедурных правил для решения стоящих перед ними вопросов.
Вместе с тем следует сказать о том, что правоохранительные органы реализуют свои полномочия хотя и самостоятельно, но в тесном взаимодействии с органами государственной власти и управления.
Во-первых, правоохранительные органы образуются высшими органами государственной власти и управления в строгом соответствии с административно-территориальным устройством страны, на правовой основе, установленной Конституцией и другими законодательными актами.
Во-вторых, правоохранительные органы разрабатывают и вносят в установленном законом порядке в органы государственной власти и управления предложения по совершенствованию законодательства по вопросам, относящимся к их компетенции.
В-третьих, в своей деятельности правоохранительные органы подконтрольны и подотчетны республиканским органам государственной власти и управления.
В-четвертых, Республиканские органы государственной власти уполномочены решать некоторые вопросы формирования центральных правоохранительных органов. Высшие должностные лица всех силовых структур назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом.
В-пятых, Республиканскими органами государственной власти и управления принимаются законы и другие нормативные правовые акты, которые реализуются правоохранительными органами и таким образом проверяется жизнеспособность закона, его действенность.
В-шестых, высшие органы государственной власти и управления выступают в роли гаранта, обеспечивающего условия для нормального функционирования, эффективной деятельности центральных правоохранительных органов.
В-седьмых, для характеристики взаимоотношений, взаимодействия высших органов власти и управления с правоохранительными органами принципиальное значение имеет осуществление первыми конкретных мер по укреплению законности и правопорядка, а равно обеспечению согласованных и эффективных действий в данной области.