Органы судебной власти

По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.

Суды: конституционный, верховный; суды общей юрисдикции.

Конституционный суд – состоит из 19 судей. Рассматривает Дела о соответствии Конституции, ФЗ, указов президента, конституций республик, споры о компетенции между органами гос власти и федеральными органами, и высшими гос органами, жалобы на нарушение конституционных норм, дает толкование конституции,

Верховный суд – высший орган по гражданским, делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.

Суды общей юрисдикции - возглавляются Верховным судом. Рассматривают гражданские, административные и уголовные дела.

Структура Судов О.Ю.:

- Верховный суд РФ

- верховный суд Республик РФ

- Краевые, областные суды

- суды автономных округов и автономной области

- городские и районные суды

- военные суды

- мировые судьи

Система арбитражных судов (экономические споры):

- Верховный суд РФ

- фед.арбитражные суды округов

- арбитражные суда республик РФ, краев, областей


17 вопрос

Закон – это нормативно-правовой акт наибольшей юридической силы, принятый представительным законодательным органом государственной власти в установленном порядке или референдумом и направленный на регулирование социально значимых, устойчивых общественных отношений.

Признаки закона:

регулирует наиболее важные общественные отношения;

имеет особый порядок принятия;

обладает наибольшей юридической силой;

содержит нормы первичного, исходного характера.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14).

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, а затем подписываются и обнародуются Президентом РФ. Это вопросы, связанные: с ответственностью за захват власти или присвоения властных полномочий (ст. 3); порядок приобретения или прекращения гражданства России (ст. 6); установление перечня сведений, составляющих государственную тайну, и т.д.

Наряду с законами действует второй основной массив нормативных актов – подзаконный.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это разновидность нормативно-правовых актов, которые вторичны по отношению к законам, т. е. принимаются на основе, во исполнение и в соответствии с законами компетентными государственными органами и регулируют общественные отношения. В количественном отношении подзаконные нормативно-правовые акты превосходят законы. Ведущее место среди них занимает президентский указ. Президент РФ согласно ст. 90 Конституции РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить нормам Конституции и ведущих законов и обязательны на всей территории РФ.

Все не законодательные нормативные акты называются подзаконными. При их издании и применении соблюдается принцип верховенства закона. Другой особенностью подзаконных нормативных актов является ограниченность среды их действия, т. е. они действуют в пределах заранее определенной компетенцией издающего органа.

Выделяют следующие виды подзаконных нормативных актов:

 нормативные акты высших органов государственного управления (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ);

 ведомственные нормативные акты (акты министерств, государственных комитетов, служб, ведомств).

Они носят вторичный характер, так как издаются на основе и во исполнение законодательных актов, правительственных постановлений и указов Президента.

Различают нормативные акты местных органов государственной власти и управления и законодательных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления. Они имеют строго ограниченную сферу действия, обусловленную компетенцией органа, их издающего. Они также вторичны.

Подготовка всех нормативных актов осуществляется с соблюдением законодательной техники, включающей в себя приемы и методы внешнего оформления, формулирование проектов нормативных актов, правила организации работы по их подготовке. Все нормативные акты должны отвечать следующим требованиям: иметь указание места их издания; наименование органа, издающего нормативный акт; внешнюю форму его воплощения (закон, указ, приказ министра и т.д.).

Нормативно-правовой акт – это изданный в установленном порядке компетентным органом акт правотворчества, устанавливающий, отменяющий или изменяющий правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Его отличительные черты:

 содержит общие правила поведения;

 имеет письменную форму выражения;

 имеет особый порядок издания.

Нормативно-правовой акт придает юридическим нормам официальный статус и юридическую силу. В отличие от иных форм права нормативно-правовые акты наиболее результативно воздействуют на общественные отношения. Они являются основной и наиболее совершенной формой современного права.


18 вопрос

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Теоретическая (гносеологическая) функция заключается в описании, объяснении и систематизации государственно-правовых явлений, объясняются их роль в обществе, взаимосвязь, свойства, происхождение, развитие. В процессе познания формулируются понятия, принципы, разрешаются проблемы.

Обобщающая заключается в обобщении достижений отраслевых юридических наук, юридической практики и техники. Обобщения позволяют выявить тенденции развития права и государства.

Прогностическая функция представляет собой предсказание развития права и госу-дарства, правовой и политической систем страны, механизма государства, форм права, законодательства и т.д. Здесь могут быть отмечены примерные сроки и темпы развития государственно-правовых явлений. Это актуально и для современных аналитических прогнозов российских государствоведов.

Методологическая функция в советской теории государства считалась главной, по-скольку теория государства и права рассматривалась как наука всех юридических наук. Ее сущность заключается в формировании единообразных представлений о государственно-правовых явлениях среди всех юристов. В теории государства и права происходит постоянный процесс корректировки понятий и категорий, одни из них возникают впервые, другие перестают употребляться, а третьи претерпевают изменения в своем содержании.

Практическая функция теории государства и права заключается в том, что она явля-ется руководством к действию по изменению реальной государственно-правовой действительности. Теория государства и права должна быть приближена к политико-правовой практике государства.

Идеологическая функция формирует у лиц, изучающих теорию государства и права, существующих политических и правовых отношений в стране как справедливых, а государственной власти как легитимной по установлению и методам реализации. При реализации этой функции формируется определенное мировоззрение.

Воспитательная функция заключается в повышении уровня правосознания и право-вой культуры, формировании уважительного отношения к конституции и другим законам страны. В процессе осуществления воспитательной функции происходят обучение, подготовка первокурсников к успешному освоению отраслевых юридических наук.


19 вопрос

Результатом воздействия права на общественные отношения является определенный порядок в общественных отношениях.

Общественный порядок – это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченностью социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, общественному и личному спокойствию». Общественный порядок складывается на основе реализации различных социальных норм: обычаев, традиций, морали, религии, корпоративных, правовых и т.д.

Общ-ый порядок – система охраняемых правом социальных отношений, состоящих из структурных подразделений, элементов, подсистем.

Правопорядок относится к общественному порядку, имеет свои подсистемы и составные части.

Общ-ый порядок родовое понятие, а правопорядок видовое, соотносятся как система действующих в обществе социальных норм с одним из видов – правовыми нормами. Наряду с правопорядком выделяют виды общ-го порядка, например, порядки, возникающие под воздействием норм нравственности или норм общ-ых орг-ций. Правопорядок как вид общ-ного порядка, образуется под воздействием права

Правовой порядок – это часть общественного порядка и представляет такое качество системы общественных отношений, которое складывается в результате реализации законности, норм права.

Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. Отсутствие надлежащего правового порядка разрушает общество.

Это проявляется в незащищенности прав, свобод и интересов граждан, растущей преступности и постоянной угрозе жизни, здоровья, чести и достоинству людей, разрушении экономических и социальных связей и т.д.

В настоящее время в Российской Федерации четкий и жесткий правопорядок – условие суверенного существования государства. пренебрежение к правовым и другим социальным нормам поведения, безнормативность, что повлечет за собой негативные последствия. «народ, оказавшийся без организованного порядка, – или создаст его, или погибнет».

Нельзя отождествлять правопорядок с другими социальными или правовыми явлениями и категориями. Нет и не может быть социального порядка в чистом виде. Правопорядок формируется при решающем участии государства и народа. Это государственно-правовое явление, цель, к которой стремится государственная власть в процессе реализации права. Правопорядок подконтролен государству.

Уровни правопорядка классифицируют по:

1) масштабности: правопорядок страны (федерации), губерний (субъектов федерации) и т.д.;

2) объему и значимости – общий, отраслевой, при реализованности правовых институтов, норм права, специальный;

3) сложности – сложный, упрощенный, элементарный.


20 вопрос:

Нормативно-правовые акты – это акты, устанавливающие, вводящие в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Они являются ведущей формой права. В их массиве выделяется ядро – законодательство, т. е. совокупность законов.

НПА классифицируются: по юр-ой силе и субъектам гос-ного правотворчества.

Юр-ая сила явл-ся особым свойством НПА, определяет его место и роль в системе зак-ва, зависит от положения полномочия органа, издавшего акт, словом, устанавливается отношение одного акта с другим и прямо указывает на иерархию (верховенство или подчиненность НПА), где высшей юр. силой обладают законы.

1 Никто кроме органов законодат. Власти не вправе принимать или отменять законы (К-я РФ п. 1,2 ст.105: ФЗ принимаются Гос-ной Думой, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации РФ)

2. Все правовые акты гос-ва должны издаваться в соответствии с конституцией РФ, если подзаконный акт противоречит закону, то акт должен быть приведен в соответствие с законом либо отменен (п. 1 ст.15 К. РФ).

3. Закон не подлежит утверждению или приостановлению, кроме специально-уполномоченного на то органа зак-ой власти.

Например, Конст-ый Суд может признать закон, принятый Парламентом неконституционным, но отменит его может только сам зак-ый орган. По юр-кой силе все НПА делятся на зак-ны и подзак-ые акты.

Закон –это НПА, обладающий высшей юр-кой силой, принимаемый в особом зак-ом порядке, регулирующий наиболее общ-ые отношения. Законы по своему значению и по юр-кой силе, делятся на основные и обыкновенные.

Основные законы – это Конституции.

1. Конституция в отличие от др. законодательных актов, имеет основополагающий хар-р. народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в правовом гос-ве, учреждает основы гос-го и конст-го строя посредством К РФ., она закрепляет общественно-экономический строй гос-ва, основные права, свободы и обяз-ти чел-ка и гражданина, основы организации и системы гос-ой власти и управления.

2. К. РФ явл-ся ядром системы права, она представляет собой базу для текущего зак-ва, определяет его хар-р.принципы и нормы К. РФ определяют всю систему текущего зак-ва, кот-ое развивает ее положения. К. РФ устанавливает сам процесс правотворчества: юр-кую силу, порядок принятия законов.

3. К РФ обладает высшей юр-кой силой и верховенством. Верховенство-утверждает подчинение деят-ти всех гос-ых орг-ов, общественных орг-ций, граждан принципам и нормам К. РФ.

4. К.РФ в отличие от текущего зак-ва хар-ся стабильность. (устойчивость, неизменность ее предписаний в течение длительного времени) обеспечивается особым, усложненным порядком ее пересмотра и внесения поправок (гл. 9 К. РФ.) К

РФ –это единый правовой акт, обладающий особыми юр-ми свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства гос-ва и общества, закрепляет охраняемые гос-вом права, свободы и обязанности чел-ка и гражданина.

Обыкновенные законы – акты текущего зак-ва, которые посвящены различным сторонам политкой, эк-кой, соц-ой жизни общества, они делятся на текущие и кодифицированные Пример, НПА –закон о бюджете, который действует в течение определенного года, различного рода кодексы, уставы, положения, основы-кодификационные законы. Кодекс-единый НПА, систематизирующий зак-во какой-либо отрасли прав. В нем все, что необходимо для юр-го регулирования, той или иной группы отношений-общие принципы, регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений и правоохранительные нормы и т.д. Единая система материала, распределен по разделам и главам, соглассован. Структура кодекса: общая и особенная, Общие принципы и нормы которые определяют хар-р и содержание норм особенной части. Особую роль в системе зак-ва играют отраслевые кодексы они собирают во едино основные положения зак-ой отрасли, а все иные НПА данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

По хар-ру юр-ких норм содержащихся в кодексах подазделяются на материальные и процессуальные кодексы.

Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: угол-ые зак-ны, законы о труде, фин-вые законы и т.д. Кроме отраслевых существуют межотраслевые законы, в которых содержаться нескольких отраслей права (природоохранительные законы включают в себя нормы админ-го, гр-кого права). В Федерациях особое место в системе источников права занимают ФЗ. Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общ-ым отношениям (это акты различных органов власти). По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются на: общие (на всех лиц, находящихся на территории гос-ва- нормативные предписания высших органов исполнительной власти: нормативные указы Президента, постановления Правительства. В Президентской (суперпрезидентской) республике нормативные указы Президента обладают высшей юр-кой силой в системе подзаконных актов страны), местные (подзаконные акты – органы исп-ой и представительной власти на местах), ведомственные (банковские, транспортные, правоохранительные) и внутриорганизационные.


21 вопрос

Значительной теорией происхождения государства является договорная теория, получившая прочное распространение в XVII –ХУШ веках. В Голландии в XVII веке сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии - Локк и Гоббс, во Франции в XVIII веке - Руссо.

В России представителем договорной теории был революционный демократ А. Н. Радищев (1749-1802), который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

В договорной теории государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.

Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Но это не договор-сделка с будущим носителем власти, а договор, имеющий конститутивный (устанавливающий) характер, создающий гражданское общество и государственное образование - политическую организацию: государство.

В договорной теории в связи с этим различали первичный договор объединения и вторичный договор подчинения, договор народа с князем или иным государственным органом.

Следует подчеркнуть, что при этом общественный договор мыслился не как исторический факт подписания всеми какого-либо конкретного документа, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Договорная теория использовалась в разных целях. Руссо, Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана от недобросовестного, некомпетентного правителя, у которого, таким образом, была лишь производная от народа власть. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он - князь - отныне обладает неограниченными полномочиями. Локк обосновывал конституционную монархию, т. к. общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха.

Отражала эта теория и договорную практику многих феодальных городов, заключавших договор с князем о его материальном обеспечении в обмен на управление городом, на защиту города.

Имела эта теория и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания.


22 вопрос

Нормы права в зависимости от их функций делятся на следующие виды:

- по месту и роли в правовой системе: Учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные:

- по предмету правового регулирования: нормы конституционного права, нормы гражданского права, нормы гражданско-процессуального права, нормы уголовного права, норм уголовно-процессуального права, нормы админ-ного права нормы семейного права, нормы иных отраслей права;

- по методу правового регулирования: императивные (прямого действия – уголовное право), диспозитивные (применяются при регулировании отношений равных субъектов (как правило, в сфере гражданского права), рекомендательные (указывают на желательный вариант поведения);

- по субъектам, издавшим нормы права: нормы, исходящие от гос-ва; нормы, исходящие от гражданского общества;

- по сфере действия: общего действия, ограниченного действия, локальные нормы;

- по времени действия: постоянные; временные;

- по кругу лиц - нормы, регулирующие статус, поведение различных категорий граждан: военнослужащих, авиадиспетчеров, медицинских работников, иных категорий;

- по степени определенности элементов правовой нормы: абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные.

Наиболее распространенной является классификация правовых норм по их роли и месту в правовой системе (учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные).

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы: закрепляют основы общественно-политического строя; закрепляют права и свободы граждан; закрепляют основы политической системы; закрепляют основы правовой системы. Примером указанных норм являются конституционные нормы ("РФ - Россия есть демократическое федеративное правовое гос-во с республиканской формой правления" - ст. 1 Конституции РФ).

Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей и делятся на.

управомочивающие - предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка.

По предмету регулирования: Нормы права делят по отраслевой принадлежности государственного права, административного права, гражданского и уголовного. Отраслевые нормы, к тому же, делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы права – это нормы, определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений.

Процессуальные нормы права – это нормы, определяющие порядок, процедуру, форму реализации или охраны норм материального права, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющие правовые нормы. Выделяют 5 видов процессуальных норм: гражданские, уголовные, административные, арбитражные и конституционные.


23 вопрос

Правовое поведение – это осознанное поведение индивидов и коллективов, предусмотренное юридическими нормами и влекущее за собой юридические последствия.

Выделяют два вида правового поведения – правомерное поведение и правонарушения.

Правомерное поведение иногда называют законопослушным. Причем, оно находит выражение как в положительном действии, так и в положительном бездействии, воздержании от действия, опасных для окружающих индивидов, их объединений, природы. В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия, правомерное поведение подразделяется на правомерное поведение граждан, должностных лиц, государственных и общественных органов, различных объединений. Виды правомерного поведения по мотивации личности:

1) осознанное, целенаправленное, основанное на сознательном отношении субъекта к праву, своему поведению;

2) конформистское (по принципу «как все, так и я»), т. е. подчинение правовым предписаниям без их осознания, приспособленчество;

3) маргинальное (законобоязненное); ненадежный вид правомерного поведения.

Правомерное поведение является разновидностью правового поведения, имеет свою структуру, включающую субъект, объект, субъективную и объективную стороны правомерного поведения.

Субъект правомерного поведения – это лицо, обладающее правосубъектностью, чьи поступки соответствуют правовым предписаниям или не противоречат им.

Объектом правомерного поведения являются определенные блага, на достижение которых направлены поступки субъектов, соответствующие их субъективным юридическим правам и обязанностям. Эти блага могут быть материальными, духовными, личными, а также определенными деяниями, в которых заинтересован субъект правомерного поведения.

Субъективная сторона правомерного поведения – это психическое отношение субъекта к своему поведению, которое предопределяет его правомерность. Субъективная сторона включает в себя мотив (побуждение) и цель (достижение, использование определенного блага, составляющего объект) правомерного поведения.

Объективная сторона правомерного поведения – это действие или бездействие, соответствующее правовым предписаниям или не противоречащее им. Для объективной стороны правомерного поведения имеют значение способы совершения соответствующих поступков, используемые при том средства, реальность достигнутых результатов. Юридической оценке подлежат только объективно выраженные деяния. Значение правомерного поведения заключается в том, что через законопослушание происходит управление обществом, осуществляется его нормальная жизнедеятельность, реализуются права и свободы граждан. В силу этого государство обязано поддерживать правомерное поведение граждан, издавая нормы-стимулы (поощрения, награды, иммунитеты, привилегии и т.д.). Объем законопослушания в любой стране превышает количество правонарушений, а иначе будет революция, гражданская война, свержение правящей политической элиты или потеря государством своего суверенитета и даже его распад. В демократическом государстве правомерное поведение составляет большую и социально-значимую часть действий граждан, что в целом способствует стабильности и развитию общества.

Правомерное поведение может быть классифицировано по разным основаниям. На-ример, по мотивам, побуждающим человека поступать правомерно, оно может быть: обычным, активным, пассивным, основанном на страхе и на злоупотреблении правом.

Обычное правомерное поведение – это повседневная служебная (трудовая) и бытовая жизнь, не выходящая за рамки законов и других актов. Оно лишено каких-либо особых идеологических, нравственных или иных оснований, кроме привычки поступать в соответствии с требованиями правовых норм.

Активное правомерное поведение – это основанные на глубокой убежденности (идеологической, политической, нравственной, правовой) необходимость и целесообразность следовать правовым предписаниям. Оно может проявляться и в сотрудничестве с государственными органами, обсуждении законопроектов в СМИ, собраниях, участии в митингах, членство в общественных организациях и т.д. Чаще всего это правдоискатели, патриоты; убежденные, высоконравственные люди. Они жертвуют личным временем ради общего блага.

Пассивное правомерное поведение (конформистское) представляет собой приспособление, подчинение своего поведения поведению определенной социальной группы или окружающих. Оно не может выражаться в намеренном уклонении от пользования своими субъективными правами (отказ от создания семьи, участия в общественно полезном труде, абсентеизм).


24 вопрос

Внутренние функции государства: понятие и содержание.

Внутренние функции, это функции государства осуществляемые внутри страны.

К внутренним функциям государства относятся:

1. функция охраны прав и свобод человека и гражданина. Ст. 2 Конституции «человек, его права и свобода являются высшей ценностью»

2. экономическая функция, заключается в выработке основных направлений экономической политике в устойчивом режиме. (налоги, кредиты, стимулирование производства)

3.функция налогооблажения, это самостоятельная основная функция современного государства, налог все больше становиться главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

4.функции социальной защиты, призваны обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. (инвалиды, пенсионеры, студенты)

5.Экологическая функция, новое, развивающееся направление деятельности государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и стране. Выражается разработке природоохранного законодательства. (штраф, проверки, вредные выбросы)

6.культурная функция, призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан. Поддержка развития культуры (литературы, искусства, науки и образования)


25 вопрос:

Происхождение и пути формирования права

Причины происхождения права во многом аналогичны причинам породившим государство. Однако между монормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Так в рабовладельческих и феодальных эпохах, в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (своим или чужаком) она совершена (сородича обычно принуждали вернуть похищенное). Теперь же всякое посягательство на собственность влекло суровое наказания, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (убийство) влекло разные санкции по отношению к разным членам сословий и групп.

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права - его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Правовые нормы складывались тремя путями:

1. Перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства

2. Правотворчество государства, которое выражается в издании спец. документов, содержащих юр. нормы, нормативных актов (законов, указов)

3. Судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и преобретающих характер образцов)

На процесс возникновения и развития права оказало влияние множество факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. На Востоке велика роль традиций, здесь источниками права выступают религиозные нормы. В Европе кроме обычаев все больше о себе заявляло правотв-тво государственных органов (закон-ные акты) и суд-е право (прецеденты).


26 вопрос:

Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Метод правового регулирования есть совокупность приёмов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как оно регулирует.

Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.

Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.

Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.

Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - на вопрос, как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер.

При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Их применение зависит от содержания отношений, усмотрения законодателя, сложившейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Названные методы могут действовать самостоятельно и в совокупности, во взаимодействии друг с другом.

Наиболее распространены и популярны по своим характеристикам императивный и диспозитивный методы. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного).


27 вопрос:

Типология государств: понятие и основные подходы

Тип государства это общие черты различных гос.в, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое гос.во – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда.

-феодальное государство- диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою раб.силу капиталисту. Данное гос.во проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство)

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

1. продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

2. показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

1. она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью

2. недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные)

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является как бы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом. Движущей силой круговорота является творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационного подхода:

1. определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

1. недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

2. выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.


28 вопрос

Социальные нормы - это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:

- по способу их установления (создания);

- по средствам охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.

3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.

5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции).

6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.

Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.


29 вопрос

Толкование права - это выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение.

Этапы толкования права тесно взаимосвязаны, уяснение всегда предшествует разъяснению, но иногда разъяснение может вообще не наступить.

1. Толкование - уяснение: норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование это определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием и не является обязательным для других.

2. Толкование - разъяснения: не только осуществляется мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее выражение в специальных актах толкование. Данный процесс имеет документальное оформление, это толкование не только для себя, но и для других, имеющее обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы права осуществляется только уполномоченным на то органом, или должностными лицами.

Толкование-уяснение достигается при помощи определенных способов:

1 Граматический (филологический) способ в силу того, что содержание правовой нормы выражается в тексте нормативно-правового акта (обычно в тексте определенной статьи такого акта), выступает начальным приемом уяснения правовой нормы.

2 Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

3 Историко-политический (историко-целевой) способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие.

4 Специально-юридический способ – это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники. Специально-юридическое толкование включает ряд приемов: 1) нормативное толкование, т.е. такое уяснение воли законодателя, при котором устанавливается нормативность правила поведения; 2) конструктивное толкование, т.е. уяснение особенностей юридической конструкции (договор – купли-продажи или дарения); 3) определение отраслевой принадлежности правовых норм; 4) терминологическое толкование.

Логический способ толкования – это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта.

Виды толкования права по субъектам:

Любое лицо, организация или гос. орган может толковать нормы права, однако последствия такого толкования различны.

В зависимости от последствий толкования-разъяснения норм права можно выделить два основных вида толкования:официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченным на то органам и должностным лицам. Оно оформляется в специальных актах толкования и является юридически обязательным для всех, кого это касается, вызывая определенные последствия.

Официальное толкование разделяется на:

1.нормативное (общее) обязательное для всех лиц и органов подпадающих под юрисдикцию органа осуществляющего толкование, новых норм не создает, разъясняет действующие.

2.казуальное (индивидуальное) касается определенного дела, факта. Оно не имеет общеобязательного значения, его цель - правильное разрешение именно данного уникального случая. Оно обязательно только для решения дела, в отношении которого дано. Поэтому их ни в коем случае нельзя механически распространять на другие однородные дела, поскольку каждое из них имеет индивидуальные особенности.

3.аутентичное (авторское) толкование исходящее от органа или должн.лица, издавших толкуемый нормативно-правовой акт.

4.легальное (разрешенное) официально разрешенное толкование, делегированное какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Чаще всего это ведомственное толкование

Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, а стало быть не имеет юр.силы и не влечет правовых последствий.

Может быть устным или письменным, оно не связано с властью, принуждением, наказанием.

Неофициальное толкование делится на:

1.доктринальное (научное), дается ученными. Ценность его в аргументированности, доказанности, обоснованности. Примерами являются периодические научные комментарии к действующим кодексам. Хотя мнение ученных не обязательны для офиц.лиц, тем не менее их взгляды могут оказывать помощь в правоприменительной практике.

2.профессиональное,дается юристами-профессионалами, судьями, прокурорами, адвокатами, лицами с высшим юр.образованием. Такое толкование может быть устным (консультация), письменным (в виде заключения, справки, статьи)

3.обыденное, это первичный, житейский уровень понимания права обычными гражданами. Характерной чертой является то, что оно может быть неверным, эмоциональным.

Толкование права по объему:

1.Буквальное, такое толкование, при котором словесное выражение нормы права и ее действительный смысл совпадают, "дух и буква адекватны"

2.Ограничительное, при котором норме права придается более узкий смысл, чем это вытекает из буквального текста толкуемой нормы. Например: "Каждый обязан платить налоги" на самом деле не каждый (дети, не дееспособные, душевнобольные)

3.Распространительное, когда норме права придается более широкий смысл, нежели это вытекает из словесного выражения. Например: На территории РФ граждане РФ обладают равными правами и обязанностями", на самом деле еще и лица без гражданства и иностранцы.


Вопрос 30

Неолитическая революция - это переход человечества от присваивающих форм хозяйства к производящим, от охоты – к скотоводству, от собирательства – к земледелию.

В ходе «неолитической революции», человек для удовлетворения своих потребностей от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животных и растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство пищи.

Итогом «неолитической революции» явилось возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ

В изменив­шихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Родовая община постепенно начинает дробить­ся на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников), интересы которых уже не полностью со­впадают с интересами рода. С возникновением семьи нача­лось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повы­шения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появ­ление экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения час­тной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства и права.


Вопрос 31

Правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.

Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, СМИ, по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Цели правового воспитания:

-выработка у гражданина чувства права

-подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать свои интересы законными средствами.

Формы правового воспитания:

1.Правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации, выступление в СМИ, книги)

2.Правовое обучение (передача и усвоение профессиональный знаний в ВУЗах, школах, училищах)

3.Юридическая практика, повседневный опыт (участие в суд.процессах в качестве истца, ответчика, и т.д.)

4.Самообразование (постижение правовых явлений, самостоятельное изучение законодательства, общение с окружающими)

Методы правового воспитания:

-убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение, т.е. способы воздействия на сознание и поведение субъектов.


Вопрос 32

Юридические факты - это жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.

Классификация юридических фактов и ее основание:

1. юридические факты можно подразделить на:

- правообразующие (вступление в брак)

- правоизменяющие (перевод на вышестоящую должность)

- правопрекращающие (смерть, увольнение)

2. юридические факты могут быть:

-положительными, связывают правовые последствия с наличием определенных обстоятельств (наступление юридической ответственности при наличии правонарушения)

-отрицательными, связывают правовые последствия с отсутствием определенных обстоятельств (для регистрации брака, необходимо отсутствие другого зарегистрированного брака)

3.юридические факты делятся на:

-простой юридический факт

-фактический состав, это совокупность юридических фактов, наличие каждого из которых необходимо, а всех вместе достаточно для наступления определенных правовых последствий. (примером фактического состава является состав преступления включающий субъект, объект, субъективную и объективную сторону)

4.по волевому моменту юридически факты разделяют на: события, действия, юридические состояния

-события, не зависят от воли человека (удар молнии, в результате которого начался пожар) разделяются на:

-уникальные

-повторяющиеся

-одномоментные

-длительные

-действия, всегда зависят от воли людей, разделяют на:

-правомерные действия, которые делятся: на

-юридические поступки (не имеют цель вызвать юридические последствия, например: находка)

-юридические акты (направлены на вызывание юридические последствий, пример: сделки, судебные решения) делятся на:

-односторонние (для наступления правовых последствий достаточно воли одной стороны правоотношений)

-неодносторонние (для наступления правовых последствий требуется наличие волеизъявления всех сторон правоотношений)

-неправомерные (уг., гр.,дисципл. правонарушения) делятся на:

-преступления (общественно опасны)

-проступки (административные, дисциплинарные, гражданские)

- юридические состояния, могут зависеть, или не зависеть от воли людей. Примером состояния служит болезнь, которая может наступить помимо воли человека, так и в результате его волеизъявления.


Вопрос 33

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними, их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. В некотором роде внешние функции можно рассматривать как продолжение внутренних. Так например экономическая функция обусловлена мировыми ценами на нефть.

К внешним функциям относятся:

1.функция обороны страны, имеет первостепенное значение, предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрана гос.границы.

2. Дипломатическая функция государства выражается в поддержании мира и мирного сосуществования, обеспечении делового партнерства и сотрудничества, укреплении сотрудничества с зарубежными странами. функция содействия по обеспечению международного мира, связана с деятельностью по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, нераспространения оружия массового уничтожения.

3.функция сотрудничества с другими государствами, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых отношений.


Вопрос 34

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования- обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов.

Основные элементы механизма правового регулирования:

1.Норма права

2.Юридический факт или фактический состав (особенно ораганизационно-исполнительный правоприменительный акт)

3.Правоотношение

4.Акты реализации субъективных прав и обязанностей

5.Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент)

В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норма права, правосознание, режим законности.

Механизм правового регулирования - система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это взятые в единстве и взаимодействии все правовые средства (элементы механизма), с помощью которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования — это определенная идеальная модель, созданная в результате упрощения, огрубления процесса регулирования, отвлечения от каких-то второстепенных, несущественных моментов. Цель этой модели — с определенной степенью наглядности представить в единстве и взаимодействии все правовые средства. Элементы (блоки) механизма правового регулирования можно «привяать» к соответствующим стадиям (этапам) процесса регулирования. Первой стадии общенормативного регулирования соответствует нормативный элемент (нормы права, нормативные акты), к которому следует отнести все что обслуживает нормы права: систематизацию законодательства, законодательную технику, нормативное толкование. Второй стадии регулирования соответствует такой элемент, как правоотношение (субъективные права и обязанности), с помощью которого предписания норм права конкретизируются, трансформируются в субъективные права и обязанности конкретных субъектов в конкретных отношениях. К этому, элементу примыкают юр-ие факты как фактические основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения. Заметим также, что правоотношения имеют два основания для возникновения и движения (изменения и прекращения); нормативное (нормы права) и фактическое (юр-ие факты). Третьей стадии регулирования соответствует такой элемент механизма, как акты реализации (соблюдение, исполнение, использование). Особое место в механизме правового регулирования занимают применение и акты применения. Они, как уже отмечалось, имеют место на второй и третьей стадии, служат двигателем механизма, дают ему энергию, подталкивают к движению. Важное место в механизме занимает правосознание. Оно «обслуживает» все стадии, все элементы правового регулирования. В соответствии с правосознанием создаются нормы права, выносятся индивидуальные применительные акты; оно влияет на акты непосредственных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования). Если акты применения сравнивать с двигателем, то правосознание можно сравнить со смазкой механизма, нормативный элемент — с блоком управления, правоотношения — с системой передач и трансмиссией, а акты реализации - с колесами. Если все элементы механизма лишены дефектов, исправны и смазаны, механизм легко вращается, процесс правового регулирования достигает своей цели. Результатом действия механизма выступают законность и правопорядок


Вопрос 35

Сущность и социальное значение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику "работы" юридических норм.

Прежде всего, право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.

Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.

1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире раздвинуты эти границы, тем более свободны люди в своих действиях.

2. С помощью регулятивно-динамической функции право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т. д. Регулятивно-динамическая функция находит свое проявление в правоотношениях активного типа.

3. Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).

4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Это позитивная ответственность исключает негативную юридическую ответственность. Следовательно, право предоставляет свободу действий его обладателю, а так же, будучи юридическим основанием решений (действий), предохраняет человека от неблагоприятных социальных последствий их принятия (совершения).

Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых, в общем виде, содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу Президента).


Вопрос 36

Правовое государство можно определить, как государство, деятельность которого подчинена праву и в котором признаются, уважаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

Признаки правового государства:

- приоритет права (господства права, разделение властей, права и свободы человека высшая ценность)

-правовая защищенность человека и гражданина

-взаимная ответственность государства и личности (возможность гражданина беспрепятственно обратиться за защитой своего нарушенного права в тот или иной правоохранительный орган, и в первую очередь, в суд)

-высокая правовая культура граждан

-ограниченность деятельности государственных органов правом.

-наличие развитого гражданского общества

-провозглашение и действие принципа разделения властей. (власть не принадлежит «»одним рукам»)

-единство права и закона.

-возвышение роли суда как гаранта прав человека и гражданина.

-верховенство закона в системе нормативных актов (отношения в обществе регулируются ЗАКОНОМ).

Принципы правового государства:

1. Наиболее полное обеспечения прав и свобод человека и гражданина (социальная сторона)

Данный принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Конституции РФ, где сказано, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Правовое государство должно гарантировать каждому возможность всестороннего развития личности. Права человека первичны, возможность осуществления функций гос-ой власти вторичны.

2.Последовательное связывание посредством права политической власти, формирования для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона.)


Вопрос 37

Взаимосвязь государства и права

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: