Пирамиды

Знать хоронили в мастабах, фараонов в грандиозных гробницах – пирамидах. Эти гигантские сооружения возводили, сплавляя каменные блоки на барках по Нилу и втаскивая их затем по наклонной плоскости наверх: один слой камней (более метра высотой) над другим. Пирамиды облицовывали известковыми плитами, пригнанными друг к другу столь плотно, что казалось, будто они сделаны из цельного камня. С северной стороны (пирамиды точно ориентированы по сторонам света) длинный коридор спускался через толщу камня к скальному основанию. От этого коридора другой поднимался вверх к погребальным камерам. После погребения коридоры засыпали камнями, чтобы обеспечить сохранность мумии. Почти в центре пирамиды была расположена царская камера с саркофагом, которая повторяла форму мастабы. В толще пирамиды могли находиться еще т.н. камера царицы и несколько других малых камер, которые должны были играть роль сердаба. Капелла располагалась в отдельном здании у подножия пирамиды. Эти колоссальные гробницы стали символом вечности, свидетельством страстного стремления древних египтян к стабильности. В эпоху Среднего царства (2050–1700 до н.э.) фараонов хоронили в скальных гробницах в районе Бени-Хасан. Вход в погребальную капеллу украшал портик из двух шестнадцатигранных столбов; из капеллы к погребальной камере вел коридор. Как и в мастабах, сюжетами настенных рельефов и росписей служили сцены из повседневной жизни покойного, его семья и слуги. Сокровища, хранившиеся в мастабах, пирамидах и скальных гробницах, впоследствии притягивали грабителей. Строители эпохи Нового царства (1600–1100 до н.э.) создали глубокие подземные гробницы Долины Царей. Галереи длиной до 46 м проникали в толщу скал у их подножия и вели в помещения, выполнявшие функции сердаба и погребальной камеры. Вход тщательно маскировался строительным мусором. Хорошо скрытая от «посторонних» глаз гробница Тутанхамона была обнаружена лордом Карнарвоном и Говардом Картером только в 20 в. ПИРАМИДЫ, монументальные гробницы фараонов Древнего Египта и некоторые культовые сооружения Центральной Америки. Египетские пирамиды обычно построены на квадратном основании, их четыре грани сходятся вверху в одной точке; пирамиды, построенные американскими индейцами, меньше по размеру, чаще всего имеют ступенчатую усеченную форму.

ПИРАМИДЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

По времени и месту постройки египетские пирамиды можно разделить на две группы. К первой относятся пирамиды, построенные в эпоху III–XVII династий (ок. 2620–1550 до н.э.) фараонами египетского происхождения. Сохранилось около 80 пирамид, в основном в окрестностях Мемфиса и Эль-Файюма, на западном берегу Нила. Еще больше пирамид было построено близ Напаты и в Мероэ в Судане эфиопскими правителями Египта – фараонами XXV династии и их наследниками, которые правили только в Судане (715 до н.э. – 332 н.э.). По внешнему виду пирамиды разделяются на два класса: ступенчатые пирамиды, в которых четыре грани регулярным маршем поднимаются от основания к прямоугольной платформе наверху, и правильные пирамиды. Ступенчатые пирамиды древнéе геометрически правильных пирамид. Самая ранняя из них была построена в Саккаре для Джосера, первого фараона III династии (ок. 2780 до н.э.). Его наследник по имени Сехемхет тоже избрал для постройки своей пирамиды Саккару. Известно еще четыре пирамиды, которые находятся в Завиет эль-Ариан близ Мемфиса, в Сила в Эль-Файюме, Нагада и Эль-Кула в Верхнем Египте. Первая из этих четырех пирамид была построена неким фараоном по имени Хаба, создатели трех других ступенчатых пирамид не установлены. Все эти постройки, вероятно, относятся к концу эпохи IV династии (ок. 2460 до н.э.).

Пирамида Джосера.

Самой внушительной ступенчатой пирамидой и одним из выдающихся памятников архитектуры Древнего Египта является пирамида Джосера. Проект был выполнен Имхотепом, жрецом Гелиополя, позднее обожествленного. Ступенчатая пирамида Джосера была главным элементом обширного комплекса построек и открытых дворов, окруженного стеной высотой 11 м и длиной по периметру 1,6 км. Пирамида была начата как мастаба – низкая квадратная в плане гробница. Пять ярусов, несколько отличающихся по высоте, были поставлены на это первоначальное здание, которое со всех четырех сторон наращивалось, пока не обрело свою окончательную форму. В завершенном виде пирамида достигала в основании 125 м с востока на запад и 109 м с севера на юг, а в высоту – 62 м. Под пирамидой, на глубине более 27 м, находятся погребальная камера фараона, выстроенная из гранита, и погребальные камеры 11 членов его семьи, связанные одна с другой сетью подземных коридоров и галерей, пробитых в скальном грунте. Стены двух небольших помещений близ погребальной камеры фараона и одной из галерей были облицованы голубыми глазурованными изразцами, имитирующими тростниковые циновки, которые обычно украшали стены жилых домов того времени. В галерее изразцы перемежались резными известняковыми плитами с рельефами, на которых фараон показан отправляющим религиозные обряды. В сооружении ступенчатой пирамиды Джосера египтяне впервые начали использовать в качестве строительного материала камень. Так, деревянные двери были заменены неподвижными каменными имитациями в открытом, полуоткрытом или закрытом положении; связки тростника, которые обычно поддерживали устланные циновками крыши древнейших жилищ, послужили прототипами приставных колонн с каннелированными, или «гофрированными» стволами. Приставные колонны, имитирующие отдельные стебли и цветы папируса и лотоса, в их природном состоянии непригодные для использования в качестве опор, вероятно, были копиями архитектурных элементов, которые раньше изготовлялись из дерева.

Правильные пирамиды.

Геометрически правильные пирамиды появились впервые в начале IV династии (ок. 2570 до н.э.). Среди сохранившихся сооружений нет двух одинаковых по размеру; архитектурное решение и декор связанных с ним построек нигде не повторяется. Однако за очень немногими исключениями все они были возведены по одному плану.

Общий план.

После смерти фараона его тело переносили для очищения и бальзамирования в храм на границе пустыни на западном берегу Нила. Как правило, стены внутри храма покрывались раскрашенными рельефами с культовыми сценами. Лучше всего сохранившийся храм этого типа относится, однако, к расположенному в Гизе пирамидному комплексу Хефрена, фараона IV династии. Толстые стены храма облицованы полированным гранитом и лишены декора, если не считать высеченных над двумя входами надписей с именем и титулатурой фараона. От этого нижнего храма на запад вел длинный крытый ход. Самый ранний из таких коридоров не имел покрытия, но когда вошло в обычай украшать стены раскрашенными рельефами, коридор получил плоскую крышу, прорезанную посередине узкими щелями, пропускающими свет. Возможно, впервые подобным крытым коридором снабдили Большую пирамиду. Коридор вел к наиболее пышно обставленному и оформленном зданию комплекса – заупокойному (поминальному) храму. Он состоял из пяти главных частей: входного зала; открытого двора, обычно окруженного крытым коридором; пяти ниш для статуй; кладовых и святилища, задняя стена которого противостояла восточной стороне пирамиды. Расписные рельефы на стенах внутри храма представляли сцены религиозных празднеств и важных событий из жизни фараона. Кладовые в свое время были заполнены ценностями. Многочисленные статуи фараона, изображающие его иногда вместе с царицей или богами, находились как в заупокойном храме, так и в нижнем храме в долине. Пирамиду и заупокойный храм окружала стена, ограждающая участок с еще несколькими малыми пирамидами – усыпальницами цариц или постройками ритуального назначения. Число этих малых пирамид колеблется от одной (в самых ранних комплексах) до десяти, как в ансамбле пирамиды фараона XII династии Сенусерта I (ок. 1950 до н.э.) в Эль-Лиште. Внутри, а иногда и вне ограды были захоронены большие деревянные ладьи, согласно верованиям египтян перевозившие фараона в иной мир. Погребальные камеры в ступенчатой пирамиде Джосера были вырыты под землей в скальном грунте. В правильных пирамидах, однако, эти помещения обычно встраивались частично или полностью в каменную кладку наземного сооружения. Входы в пирамиды эпохи Древнего Царства в основном (за исключением некоторых гробниц фараонов XII династии) расположены у подножья северного фаса; низкий узкий коридор ведет к погребальной камере, устроенной в центре пирамиды, под вершиной. Некоторые из древнейших пирамид имели не одну, а больше погребальных камер. В «надломленной» пирамиде Снофру в Дахшуре близ Каира высоко прорезанный в западном фасе отдельный вход ведет во вторую камеру.

Пирамида Хеопса, или Большая пирамида

в Гизе, со стороной квадрата основания, равной 230 м, первоначально имела высоту 146,7 м. Верхушка обрушилась на 9,4 м. Основание пирамиды занимает площадь в 5,3 га. Подсчитано, что для постройки Большой пирамиды понадобилось 2 300 000 каменных блоков, вес каждого в среднем 2,5 т. По размеру с Большой пирамидой может сравниться только стоящая по соседству пирамида Хефрена. Сторона ее основания короче на 20 м, а высота вертикали меньше примерно на 3 м. Третья пирамида в Гизе, построенная сыном Хефрена Микерином, занимает менее четверти территории Большой пирамиды. Последующие строения были, как правило, еще меньше. Большая пирамида имеет три камеры: одну подземную и две, называемые Покоем фараона и Покоем царицы, на разных уровнях в теле пирамиды. Эти две верхние камеры соединены галереей длиной 47 м и высотой 8,5 м, перекрытой великолепным ложным сводом. Подобной галереи нет ни в одной другой пирамиде. Покои фараона, в которых находится незаконченный гранитный саркофаг, целиком выстроены из гранита. Перекрытие камеры образуют девять блоков, положенных вровень и весящих ок. 400 т. Над перекрытием устроены пять отдельных отсеков. Четыре из них имеют плоские потолки, а пятый – скатную крышу. Эта хитроумная конструкция, вероятно, предназначалась для распределения нагрузки и снижения давления массы камня непосредственно на перекрытие камеры. В северной и южной стенах Покоя фараона находятся прямоугольные проемы шахт (возможно, вентиляционных), ведущих наружу. В примыкающей «комнате подъемных дверей» три гранитные двери были опущены и запечатали царскую комнату после погребения. Гранитные блоки, сложенные в большой галерее, были спущены вниз и закрыли отверстие над входным коридором. Полагают, что последние рабочие покинули пирамиду по крутой «шахте выхода» и затем по входному коридору. Подземную камеру, возможно, построили для обмана грабителей. Камера царицы изначально предназначалась не для захоронения, а для погребальных даров. Наружные стены пирамиды были облицованы известняковыми плитами. В 820 халиф аль-Мамун проник в погребальную камеру фараона, но нашел там только незаконченный саркофаг. Останки Хеопса, фараона, для которого была возведена эта пирамида, так и не были найдены.

Пирамиды эпохи Среднего Царства.

Фараон XI династии Ментухотеп V Небтауира (ок. 2040 до н.э.) ввел новый тип пирамиды. На западном берегу Нила близ Фив, в долине Дейр-эль-Бахри, он построил террасный заупокойный храм, увенчанный пирамидой, перед которой находился двор, засаженный тамарисками и сикоморами. Интерьеры поздних пирамид, особенно эпохи конца XII – начала XIII династий, были спроектированы с величайшей изобретательностью. Тем не менее погребальные камеры и храмы всех пирамид были разграблены. По своей структуре поздние пирамиды значительно уступают пирамидам Древнего Царства. Поначалу только внутреннее ядро, а в период XVII династии и все сооружение, за исключением замкового камня, т.е. самого верхнего в конструкции, были сложены из кирпича. Каменные пирамиды царей и цариц эфиопских династий были сравнительно небольшими, со стороной основания в 12 м и с углом наклона в 68 градусов.

Строительство пирамид.

Даже при участии огромного числа рабочих возведение пирамиды и комплекса окружающих зданий должно было занимать несколько лет. Греческий историк Геродот (ок. 450 до н.э.) так описывает сооружение Большой пирамиды: «Они работали сменами по сто тысяч человек, каждая смена по три месяца. Десять лет люди занимались подготовкой дороги для доставки камня... Десять лет, как уже говорилось, ушло на создание этой дороги и тайных помещений на холме, где стоят пирамиды... Сама пирамида строилась двадцать лет» (История, книга II, 124). Подготовительная работа включала выравнивание и разметку площадки с тем условием, чтобы четыре стороны здания как можно более точно были ориентированы по сторонам света. При строительстве Большой пирамиды в центре площадки была оставлена часть скалы. Это сократило количество камня, необходимого для кладки, но значительно затруднило работу землемеров. Тем не менее им удалось достичь большой точности; размеры четырех сторон основания практически совпали. Ориентация восточной стороны показывает ошибку на 5°30ўў к западу от северной точки, на других трех сторонах ошибки составили менее половины этого отклонения. Еще ранее на месте строительства и в карьерах Туры, на противоположном берегу Нила, напротив Гизы и Саккары, началась добыча высококачественного облицовочного известняка. Гранит, который доставляли по реке за 800 км из Асуана, применялся редко. Добытые ранее блоки местного камня, вероятно, большей частью были использованы для создания дороги. После того как нижний ярус пирамиды был уложен от центра наружу, строители столкнулись с проблемой подъема камня на следующие уровни. Эта задача была решена с помощью кирпичного пандуса. Некоторые исследователи полагают, что были возведены четыре пандуса, которые начинались от углов основания и каждый, подобно кушаку, опоясывал пирамиду. Скудная информация, которой мы располагаем, заставляет предположить, что был построен единственный пандус снаружи, от одной из сторон пирамиды до требуемого уровня, а затем по мере того, как она росла, наращивался в высоту под одинаковым углом наклона. Поскольку весь строительный материал можно было по этому пандусу доставлять наверх волоком или на деревянных катках, на трех других сторонах достаточно было устраивать необходимые для работы опорные насыпи. После водружения на место замкового камня пандус и леса должны были разбираться сверху вниз по мере выглаживания (облицовки) наружных поверхностей пирамиды, которые до этого оставались необработанными. Наконец, когда восточная сторона была расчищена, можно было строить заупокойный храм и крытый коридор над мощеной тропой. Нижний храм в долине мог быть поставлен на более ранней стадии.

ПИРАМИДЫ НОВОГО СВЕТА

Общественная жизнь создателей пирамид – майя, теотиуаканцев, тольтеков, ацтеков и родственных им народов – была сосредоточена главным образом в крупных религиозных центрах, иногда называемых городами, в застройке которых доминировали пирамиды. Почти всегда они задумывались как религиозные сооружения, служившие огромными монументальными платформами для храмов на их плоских вершинах. Пирамиды в целом не так высоки, как египетские, но некоторые из них обладают значительно большей массой. Огромная пирамида Кетцалькоатля в Чолула в центральной Мексике, высотой 64 м и со стороной основания 350 м, занимает площадь более 12 га, которая в 2,5 раза превышает территорию, занимаемую Большой пирамидой в Гизе. Существует множество небольших пирамид с крутым наклоном граней и стороной основания 15 м и менее. В отличие от египетских пирамиды Центральной Америки редко имеют внутренние помещения или погребальные склепы. Часто внутри это просто насыпь щебня, зато снаружи сооружение много сложнее. Обычно пирамиды составлены из архитектурно проработанных террас; большинство из них первоначально были облицованы белым известняком, посаженным на известковый раствор. Храм, венчающий пирамиду, обычно представляет собой небольшое помещение без окон, выстроенное из камня или адобы (битой глины), к которому по фасаду пирамиды ведет широкая лестница. Полагают, что только жрецам позволялось подниматься по ступеням храма и что во время церемоний толпы зрителей собирались на площади внизу. Обряды жертвоприношений совершались в храме, после чего тело жертвы сбрасывали вниз по лестнице. В самых крупных городах, таких, как Копан и Киригуа в Гондурасе, Тикаль в Гватемале, Чичен-Ица на п-ове Юкатан и Теотиуакан в Мексике, обширные комплексы пирамид были выстроены вокруг дворов и площадей. В отдельных случаях, как в Копане и Киригуа, на ровном месте был возведен целиком искусственный акрополь; ансамбль включал террасы, «утопленные» дворы и пирамиды. Две самые знаменитые пирамиды Нового Света – пирамида Солнца и пирамида Луны в Теотиуакане.

Храмы.

Погребальная капелла существовала отдельно от самого погребения, задолго до создания гробниц Долины Царей. В Гизе храм Сфинкса был связан с Великой пирамидой закрытым переходом. В храме отесанные гранитные монолиты поддерживали каменную кровлю; центральный пролет был выше боковых, пропуская внутрь свет через боковые верхние окна. К эпохе Нового царства храм уже приобрел каноническую форму. Аллея, по обе стороны которой выстроились сфинксы, вела к монументальному входу, оформленному в виде двух пилонов. По обе стороны от входных ворот возвышались гигантские статуи богов или правителей. Наружные фасады храма были покрыты рельефами, прославлявшими власть фараона и его победы. Единственный дверной проем, располагавшийся между пилонами, вел в залитый солнцем перистиль – внутренний двор, окруженный колоннадой. Пройдя перистиль и продолжая двигаться по центральной оси, можно было попасть в гипостиль – многоколонный зал, плоскую кровлю которого поддерживали тесно поставленные столбы; за ним находилось святилище со священной баркой фараона. Меньшие помещения вокруг святилища служили сокровищницами, складами и т.п. По мере движения от входа к святилищу потолок снижался, а пол повышался, словно сдавливая пространство. Поскольку окон не было, гипостиль освещался через двери, ведущие в него из перистиля, и до святилища доходил лишь слабый отсвет. Такие храмы могли иметь колоссальные размеры, как храм Амона-Ра в Карнаке, где расстояние от первой пары пилонов до стены святилища более трехсот метров (см. КАРНАК ЕГИПЕТСКИЙ). Стремясь превзойти предшественников, фараоны пристраивали к комплексу все новые и новые пилоны и перистили. Колонны древнеегипетских храмов сохраняют свою преемственность от растительных форм: их цилиндрические стволы слегка сдавлены у основания, где ствол обегают раскрашенные рельефные изображения листьев. Капитель сначала расширяется, а затем сужается наподобие закрытых бутонов лотоса и папируса; рельеф и раскраска имитируют плотно сжатые лепестки цветка. У более высоких колонн центрального нефа гипостиля капителям придана колоколообразная форма раскрытых цветков тех же растений. В других случаях мы обнаруживаем еще более древнюю форму колонны в виде связки тростника, восходящую к эпохе Древнего царства. Росписи стен и колонн гипостильного зала обычно изображали растения в нижнем ярусе, людей за различными занятиями – во втором, летящих птиц – в третьем, и над всем этим – синее небо, усеянное звездами. См. также КОЛОННА. Привычные элементы храмовой архитектуры сохраняются и в таком комплексе, как поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, где внутренние помещения глубоко врезаны в скальный массив наподобие древних подземных гробниц. Здесь шестнадцатигранные колонны, по-видимому, ведущие свое происхождение от квадратных в плане опор храма Сфинкса, обрамляют перистиль. В Абу-Симбеле Рамсес II приказал высечь свой заупокойный храм в скале. Его фасад с гигантскими статуями фараона по сторонам от входа занял место пилонов, а гипостиль и святилище находятся в толще скалы. Важное место, которое занимали в зодчестве древних египтян погребальные сооружения, свидетельствует об огромной роли религии; мощь этих построек отразило страстное желание оставить о себе память.

КАРНАК ЕГИПЕТСКИЙ,

комплекс храмов в 2,4 км к северу от Луксора на Ниле в Верхнем Египте, где располагался религиозный центр древней Египетской державы. Это огромное скопление строений, возводившихся без единого плана на протяжении долгого времени – от правления Сесостриса (Сенусерта) I (примерно 1970–1934 до н.э.) до императора Августа. Хотя многие храмы Карнака были почти полностью разрушены, сохранившееся представляет собой самый обширный комплекс древних сооружений из существующих на Земле. Некоторые из древнейших храмов Карнака были разобраны в период правления царей последующих эпох. Полученный при этом камень использовали в качестве строительного материала. Так, небольшой храм Сесостриса I из белого известняка был целиком извлечен, блок за блоком, из огромного пилона Аменхотепа III (1455–1419 до н.э.). За исключением храма Сесостриса и нескольких современных ему известняковых блоков периода XII династии, до сих пор находящихся in situ в центральной части занятого храмами участка, большинство сохранившихся строений датируется периодом Нового царства (ок. 1580 – ок. 1070 до н.э.). Первым фараоном этой эпохи, развернувшим строительство в Карнаке, стал Тутмос I из XVIII династии (1538–1525 до н.э.). Тутмос I окружил стеной памятники периода XII династии и пристроил два больших привратных сооружения из песчаника (ныне известные как пилоны IV и V), а также колоннаду позади пилона V. Перед пилоном IV была воздвигнута пара великолепных обелисков из красного асуанского гранита, один из которых возвышается на этом месте и по сей день. В период правления его дочери Хатшепсут было построено замечательное святилище из красного и черного гранита, позднее разрушенное и использованное Аменхотепом III в качестве строительного материала, но в наши дни воссозданное в Музее храмов под открытым небом, расположенном поблизости. На север и на юг от этого замечательного сооружения, находившегося немного восточнее от монументов отца Хатшепсут, отходили два крыла с раскрашенными рельефами, на которых изображена царица, участвующая в различных культовых обрядах перед Амоном-Ра и другими богами Карнака. Между двумя пилонами, сооруженными в период правления Тутмоса I, Хатшепсут установила два обелиска, один из которых сохранился до наших дней и представляет собой цельный блок из красного гранита 30 м в высоту, а его квадратное основание имеет стороны по 2,6 м. Оба обелиска происходят из каменоломен Асуана, доставлены на расстояние в 209 км вниз по Нилу, воздвигнуты, снабжены надписями аны и отполированы за 7 месяцев. Обелиск Хатшепсут – по-видимому, самый совершенный из сохранившихся египетских памятников – и его двойник позднее были вмурованы в стену на высоту 25 м и скрыты от глаз внутри храма, возведенного племянником и преемником царицы – великим Тутмосом III. Поскольку в раннюю пору его жизни Хатшепсут препятствовала его восхождению на трон, после ее смерти Тутмос разрушил большинство возведенных ею памятников, а с оставшихся стесал надписи с ее именем. Тем не менее именно он стал следующим великим строителем Карнака. При нем были воздвигнуты обелиски (ни один из них не сохранился в Египте, но некоторые были вывезены в другие страны), пилоны и колоннады, включая знаменитый церемониальный зал в восточной части комплекса. На главной оси храма, протянувшейся с востока на запад, Тутмос III соорудил пилон VI, однако, следуя примеру своего отца Тутмоса II, он возвел также один пилон (ныне известный как пилон VII, тогда как пилон Тутмоса II обозначается номером VIII) на новой поперечной оси, в итоге придавшей первоначально прямоугольному в плане храму вытянутую Т-образную форму. К востоку от этой постройки было создано большое «священное озеро». В первом дворе поперечного крыла храма находился т.н. тайник – углубление в полу, где во время раскопок 1902–1909 обнаружено 17 тыс. бронзовых и 779 каменных статуй, среди них – великолепные шедевры египетской скульптуры. Век за веком их устанавливали во дворах и залах храма, пока их не скопилось такое множество, что последующие правители посчитали необходимым освободить занятое статуями пространство, а сами скульптуры ради их сохранности поместить в специальный тайник. Несколько отдельных строений были сооружены в Карнаке ближайшими преемниками Тутмоса III, но следующим великим строителем стал Аменхотеп III, который возвел еще один большой пилон (пилон III) немного западнее, перед обелисками Тутмоса I. Это, наверное, самое амбициозное из имеющихся здесь сооружений. Ядро постройки было сложено преимущественно из фрагментов разобранных памятников предшествующих царей. В свою очередь, этот пилон, как и все его предшественники, со временем превратился в фасад большого храма, а затем, в период следующего активного строительства – в правление царей XIX династии (1342–1206 до н.э.) Сети I и Рамсеса II – перед ним был дополнительно возведен большой гипостильный зал. Этот зал, вероятно, спланированный еще Аменхотепом III как огромный открытый двор с величественной центральной колоннадой, а с фасада загороженный пилоном II, сооруженным Хоремхебом – первым царем XIX династии, был перестроен и принял свой окончательный вид при Сети I и Рамсесе II. Колонны и опиравшееся на них перекрытие двора между пилонами III и II составили крупнейшее единое помещение из всех когда-либо сооружавшихся в зданиях культового назначения, площадью в 5000 кв. м. Гипостильный зал, одно из чудес света, имеет в общей сложности 134 огромных колонны – по шесть в двух центральных рядах, остальные 122 колонны размещены в семь рядов с каждой стороны. Замечательная центральная колоннада состоит из самых больших в мире колонн, каждая из которых сопоставима по размерам с колонной Траяна в Риме. Их капители возвышаются над полом на 24 м и столь велики, что на каждой могло бы разместиться по сто человек. Колонны семи боковых рядов имеют высоту 13 м; таким образом, опирающаяся на колонны кровля представляет собой первое в истории сооружение, по конструкции напоминающее собор с высоким центральным нефом и боковыми приделами. Хоремхеб, построивший пилон II перед двором, столь великолепно завершенный при Рамсесе II, использовал для фундамента сооружения блоки от многочисленных зданий, возведенных знаменитым «царем-еретиком» Эхнатоном. Они были разрушены столь основательно, что невозможно определить их характер или даже местоположение. Кроме того, Хоремхеб продлил идущую с севера на юг ось огромного храмового комплекса, начатого при Тутмосе II и Хатшепсут, возведя южнее два еще более массивных пилона (ныне обозначаемых номерами IX и X). Строительство по оси «восток – запад», в свою очередь, завершилось в период правления Эфиопской династии (751–656 до н.э.) возведением в западном ее конце последнего и самого крупного пилона (обозначаемого как пилон I). На этом закончилось формирование фасада карнакского храма, обращенного к протекающему поблизости Нилу, с которым храм был связан каналом. На пристани канала перед храмом иероглифами отмечена высота разливов Нила в разные периоды египетской истории. В обширную группу святилищ входят также храмы меньших размеров, расположенные за пределами огромной территории описанного храма Амона. На севере находится огороженный стенами комплекс храмов бога войны Монту, а примерно в километре к югу, за пилоном X по поперечной оси находится впечатляющая группа из трех храмов, два из которых построены Аменхотепом III, а один – Рамсесом III (ок. 1180 до н.э.). Оба комплекса соединены широкой дорогой, по обочине которой стоят ряды каменных сфинксов с головами барана (священного животного Амона). Эти храмы были посвящены богине Мут, супруге Амона. Хотя в настоящее время они сильно разрушены, но великолепно смотрятся около большого искусственного озера в форме конской подковы. Наконец, на западе от пилонов IX и X, несколько обособленно от других строений Карнака, был возведен великолепный храм, посвященный Хонсу, сыну Амона и Мут. Его начали строить при Рамсесе III, но барельефы убранства были завершены лишь двенадцать столетий спустя – при императоре Августе. В древности территория карнакского храма по всему периметру была окружена толстыми высокими стенами из сырцового кирпича, в которых на определенном расстоянии друг от друга располагались огромные каменные ворота. К числу самых впечатляющих из них относятся те, что находятся непосредственно перед фасадом храма Хонсу. Построенные при Птолемее III (246–222 до н.э.), эти ворота в свое время служили одним из главных входов на территорию храма Амона и были связаны с древним городом Фивы и расположенной поблизости группой храмов (в 2,4 км к югу) монументальной аллеей сфинксов. Большинство их в наши дни находится под современным городом Луксором, но раскопками Египетской службы древностей выявлен участок этой аллели. Часть территории древних Фив, примерно в километре к северу от Луксора, на том же восточном берегу Нила, занимает селение Эль-Карнак, относящееся к провинции Кене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: