Тайна имен атлантов

Олег Гуцуляк,

Кандидат философских наук

ТАЙНА ИМЕН АТЛАНТОВ

1.

Платон сообщал в своих диалогах, что имена родоначальников атлантов его предок Солон объяснял по-гречески потому, что его информаторы-египтяне, в свою очередь, «объясняли» их имена по-египетски. Т.е. нам не известно автентическое имя Атланта, сына Посейдона, и его наследников — атлантов.

Но Платон упоминает атлантическое («туземное») имя брата-близнеца Атланта. Это — Гадир. Ещё во времена Платона оно было понятно грекам, так как обозначало земли в самом устье Гибралтара на берегу Атлантического океана (теперь — город Кадис или Гадейра, Gadeiros на юге Испании), получившего имя своё “Гадирской области”, epihorion Gadeirion, и тут же находился незапамятно древний город Тартесс (Tartessos у италийцев и эллинов, Tarschisch у финикийцев и пунов, Turscha у египтян; область этого полиса называлась Тартесс (Ταρτησσίς), ныне Андалусия и Мурсия). “Есть у них (тартессян) книги, законы и поэмы шеститысячелетней будто бы древности”, – сообщает Страбон. Преэллинский город Тартесс – великая европейская столица бронзового века, здесь-то и родился средиземноморский рынок меди и серебра из богатейших Сьерра-Моренских рудников и касситеритского олова, столь драгоценного для сплава с медью, дающего бронзу. Якобы основан Тартесс либо тирсенами-этрусками из Малой Азии, либо иберами (турдетаны и турдулы) до прихода сюда финикийцев. Тартесская талласократия в Средиземном море оперировала в районах побережья Ливии (Северной Африкой) до пределов Египта и Европы до Тирении (Верхней Италии) и выступала в роли торгового посредника между странами северо-западной Европы и Средиземноморьем.

Но на марокканском побережье, аккурат напротив Канарских островов, есть город Агадир (в 508 км на юг от Касабланки, в регионе Сусс), напоминающий своим названием древний Гадир (Кадис) в Испании. Еще в середине 1920-х годов в местности Тарудант (60 км восточнее Агадира) нашли следы бронзовой культуры, а также пирамиду и циклопические стены. Правда, эти исследования продолжения не получили. Но Агадир – это не только название города, но и имя собственное. Так в Марокко принято называть также укрепленные жилища (букв. с берберского «укрепленный чердак»). В стране есть целый район агадиров. Может быть, в стародавние времена они-то и являлись форпостами атлантов, прибывших сюда с затопленной родины [Кривошеев 2009].

Тартесское золото шло с берегов Гвинеи, древнего царства Уфа. Здесь, в земле йорубов и иабадинов, в священном городе Ифэ, близ устья Нигера, была найдена литая из бронзы голова бога моря Олокуна. В царской диадеме – простом между двумя рядами жемчужин, обруче, с небесною или морскою звездой и возносяшимся над нею фаллическим столбиком, широкоскулый, широконосый, толстогубый, настоящий негр, – чернокожий Посейдон.

Противоположным Гадиру, но уже на африканском берегу Атлантики, есть город Лараш (провинция Тетуан), названный древними Лике (Ликсус). Римляне только его, рядом с Римом, награждали эпитетом "вечный город" (!) и почитали в нём могилу Геркулеса, а финикийцы знали этот город под именем "Мак Семес" — "Город Солнца". Археологические поиски, отнесшие его возникновение к 1100 г. до н.э., обнаружили здесь могущественную мегалитическую культуру солнцепоклонников (которыми, согласно Платону, были и атланты). Вот как описывал Тур Хейердал дошедшие до наших дней величественные постройки Ликса: "Камни различной величины и формы тщательно обтесаны, имеют вертикальные и горизонтальные грани и строго прямые углы; они очень точно пригнаны друг к другу, словно кубики некой складной картинки-пазла, и даже в тех случаях, когда эти блоки имеют неправильную форму и много – десять или даже двенадцать – углов, они очень точно совпадают один с другим. Эту уникальную, нигде в мире более не встречающуюся технику я считаю своего рода личным клеймом ее изобретателей". Это дало возможность Т. Хейердалу утверждать, что именно Ликс был прообразом Атлантиды — отсюда прямо открывается путь к великому Западному континенту: от города Ликс берет начало океанское течение, которое чётко направляется в сторону Мексиканского залива [Хейердал 1982:54].

Солон истолковал по-гречески имя Гадир как Эвмел"Имеющий овец", хозяин-овчар. Интересно отметить тут, что другим сыном бога Посейдона, как и Гадир-Эвмел, хозяином овец был одноглазый циклоп Полифем ("многогласый"). Можно ли отождествить этих двух мифических персонажей?

Также Геродот говорит, что Геракл, угоняя быков Гериона, прибыл в ту, бывшую тогда пустынной, землю, которую теперь населяют скифы. Герион жил за пределами Понта, обитая на острове, который греки называют Эрифея: «… Он находится возле Гадир, расположенных по ту сторону Геракловых столпов у Океана " [Геродот. История. Кн. 4, п.8].

В журнале "Курьер ЮНЕСКО" (1990 г., № 7) секретарь Испанской Королевской Академии баскского языка, этнограф Хосе М. Сатрустеги привел миф жителей Пиреней басков о мести Неба. Согласно с ним один одноглазый кривоногий пастух овец оскорбил месяц Март за его суровую погоду. Оскорбленный Март решил отомстить, но был уже последний день этого месяца. Тогда он выпросил у месяца Апреля одолжить ему два с половиной дня и устроил сильную бурю, вследствии чего реки и ручьи вышли с берегов и стадо овец одноглазого пастуха погибло. Во время попытки спасти хотя бы одного барана, животное с перепугу рогом выбила своему спасителю его единственный глаз. Вот почему пастухи Иберии боятся первых дней Апреля, одолженных когда-то Марту.

Не есть ли этот баскский миф о природном катаклизме свидетельством об ужасном потопе, вследствии чего погибла могущественная цивилизация Атлантиды, а спаслись только пастухи высоко в горах (как Пиренней, так и Канарских островов[1])? Может, герои этого предания являются символом "братской" атлантам цивилизации на территории Иберии до прихода туда индоевропейцев?

В марте 2011 г. информационные агенства облетела новость, что группе исследователей удалось окончательно установить местонахождение легендарного города атлантов. Атлантида, полагают ученые, была погребена под толщей воды в результате разрушительного цунами, которое тысячи лет назад прокатилось по югу Испании. Данные, полученные благодаря радару, цифровому картографированию и другим техническим новшествам, позволили специалистам выявить целый город, упрятанный под болотами Дона-Ана-Парка — местечка к северу от Кадиса. Комплекс сооружений выстроен в форме концентрических колец — в точном соответствии с описанием древнегреческого философа Платона, благодаря которому до нас дошли сведения об Атлантиде. «Мы обнаружили то, что еще никому и никогда не удавалось увидеть, — заявил глава исследовательской группы, профессор Хартфордского университета (штат Коннектикут, США) Ричард Фройнд. — Эти данные представляют безусловный интерес для археологов и придают гораздо больший смысл нашим поискам». По убеждению исследовательской группы, к гибели Атлантиды привело стихийное бедствие, аналогичное разрушительному цунами, произошедшему в Португалии в ноябре 1755 года, когда кварталы Лиссабона смела 10-этажная волна. Важной частью исторической головоломки является повышенный фон метана над древними развалинами. Выброс газа, утверждают ученые, свидетельствует о том, что на этом месте в одночасье погибло огромное количество людей. Как и многим жителям португальской столицы, некоторым обитателям Атлантиса удалось пережить катастрофу, считают ученые. Выжившие впоследствии выстроили «мемориалы»» — найденные в разных местах и в разное время каменные строения, по форме напоминающие город, найденный в болотах под Кадисом. Именно их обнаружение убеждает Фройнда в собственной правоте. Если при расследовании преступлений вам нужно искать следы денег, то в археологии вам следует найти камни, — заключает Р. Фройнд. Например, под илистыми отложениями дельты реки Гвадалкивир ученые обнаружили признаки наличия там в древности города с кольцевой структурой. И, наконец, добравшись до древних развалин, возраст которых составляет около 2800 лет, ученые нашли вырезанный в камне силуэт воина, охраняющего вход в потерянный город.

Существует гипотеза [Пилецкий 2009:89], согласно которой дату в 9000 лет назад (до разговора эгипетского жреца из Саиса с архонтом Солоном, 570-560 гг. до н. э), когда произошла война Атлантиды и Афин, надо интерпретировать как 9000 сезонов по 121-122 дня и в этом случае события могут быть отнесены к концу IV тысячелетия до н.э. и тем самым привязаться к таким событиям, как распад индоевропейской общности и началом широкомасштабной индоевропейской экспансии в Европу, в том числе и на Иберийский полуостров.

2.

Германские саги рассказывают о слепом боге Хёдре или Хёде ("Борце"), сыне могущественного бога-шамана Одина. Хёдр убил светлого бога Бальдра веткой омелы, которую ему в руки подсунул бог-трикстер Локи (финн. "лоухи" — "огонь" или др.-исл. "логи" — "огонь"). Считается, что Локи в мифах упоминался как брат-близнец Одина, а Хёдр — это сам Один как воплощение "слепой доверчивости" брата. Из мифологических текстов причина слепоты Хёдра неизвестна, но возможно, что ослеп он из-за приближения к "космическому Огню", и не без помощи лукавого брата. Позже, в преданиях датчан, образ Хёдра трансформировался в героя Хаддинга ("Могущественный борец"), которому помогает сам бог Один под личиной одноглазого старца (кстати, по другим мифам, Один обменял свой глаз на источник мудрости). Одновременно Хаддинг считался земным воплощением бога Нёрда (Нертуса), аналога античного Геркулеса, а его брат-близнец Фрото ("Мудрый"), во время царствования которого на земле был "золотой век изобилия", — воплощением сына Нёрда Фрейра. Фрейр-Фрото стал родоначальником мореплавателей, а его морская империя погибла от нашествия морских полчищ демонического конунга Мюссинга.

Таким образом, напрашиваются параллели с похожими именами Гадир и Хёдр, c преданиями об одноглазости, братьях-близнецах и природный катаклизм со стороны океана. Возможно, что древние германцы получили эти известия от предыдущего населения Европы.

Некоторые исследователи считают, что до прихода индоевропейцев Западную Европу населяли рядом с иберо-басками ещё и берберы (египтяне называли их "ливийцами" и непосредственно граничили с ними на западе, а в некотором времени были долгое время оккупированы ими), субстрат которых обнаруживается у первых индоевропейцев Запада — кельтов [Pokorny 1927; Pokorny 1962]. Якобы именно они упоминаются в ирландских сагах как фоморы, возглавленные демоническим одноглазым Балором, которого побеждает его внук (сын дочери) Луг Самилданах (во многом аналогичен германскому трикстеру-пересмешнику Локи и балтскому богу радости Лиго). Также отцом героя кельтов Финна был Голлом (goll "одноглазый") на прозвище Аэд (aed "огонь"), которого убил Нуад, сын Морны, за что Финн и мстит своему деду по матери Тадгу, сыну Нуада.

3.

Нам не известно как древние египтяне "по своему" объясняли Атланта. Но вероятнее всего следует отождествить его с египетским богом Гором ("Высота"), который, как и Атлант, был владыкой пространства между небом и землей. Образ Гора — сокол, символ — крылатый солнечный диск. Хотя Гор не имеет брата-близнеца, но мотив слепоты в мифе о нем присутствует: брат-близнец его отца Осириса Сет вырвал у племянника глаз и только потом Гор побеждает дядьку. Свой глаз Гор дает проглотить Осирису — и тот оживает. Оживший бог передал свой царский трон в Египте Гору, а сам становится царем потустороннего мира, где его охраняют сыновья Гора, которые, к тому же, выполняют функцию Атланта — поддерживают небо над землей.

Но за некоторыми версиями мифа Гор, сын Изиды (Гор-са-Исет) считался под именем Гор-Ур (где "ур" — "могучий, великий") братом-близнецом именно Сета, что упоминает и Плутарх, называя Гора "Гором Древним". Соединение имен Сет и Гор в древнеегипетском языке означает "царь" (swth-hr) [2], что через тысячи лет благодаря коптским монофизитам через Балканы попало в древнерусские былины как "Святогор". Носитель этого имени, кстати, гибнет именно так, как и царь Египта Осирис: примиряет к себе гроб, который оказывается ему "в пору", и не может снять крышку.

О том, кто были те боги, поведал жрец Манефон, ставший первым египтянином, написавшим на греческом историю своей страны. Им же, со слов жрецов, был составлен список египетских царских династий. Египтологи признают только ту часть этого списка, которая относится ко временам правления фараонов. И категорически не признают реальное существование тех, кто назван до них. Манефон утверждал, что вначале на протяжении 12 300 лет Египтом правили семь великих богов: Птах – 9 тысяч лет, Ра – 1000 лет, Шу – 700 лет, Геб – 500, Осирис – 450, Сет – 350, Гор – 300 лет. Во второй династии богов было 12 правителей – Тот, Маат и десять других, они правили страной 1570 лет (что в перерасчете на одного – около 120 лет). Далее был период хаоса, продолжавшийся 350 лет, пока на трон не взошел фараон по имени Мен (Ме-нос), который, как принято считать, и стал первым фараоном Египта.

Египтяне сложились к IV тыс. до н.э. на стыке двух народов (рас): темеху/тиумах (светловолосые) и техену (тёмноволосые и смуглые). Именно темеху были правящей аристократией и считались потомками бога Ра. По мнению И.М. Дьяконова и А.Ю. Милитарёва, практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы: 1) в египетских росписях, изображающих ливийцев-кихну конца 2 – начала 1 тысячелетия до н.э., живших у западных границ Египта, т.е. в Восточной Сахаре; 2) на Канарских островах, как потомки гуанчей; 3) сюда же можно отнести и голубоглазых берберов-шатенов Атласских гор (северный Алжир и Марокко). Поскольку Восточная Сахара подверглась очень ранней аридизации, здесь вряд ли следует искать родину какой бы то ни было значительной популяции; кроме того, имея в виду, вероятно, европейское происхождение светлокожих европеоидов, правильнее предположить, что в Восточную Сахару они попали уже вторично, с гор Атласа или из Западной Сахары.

На острове Мальта находится мегалитический храм Hal Saflienti, на территории которого было обнаружено неизвестное захоронение людей, у которых был очень большой объем головы. Останки этих людей могут быть тем недостающим звеном, которое связывало древнюю культуру Месоамерики и Египта и над поисками которого так долго проводят исследования историки и археологи. Исследователи предполагают, что черепа могли принадлежать неизвестному ордену священнослужителей, главным талисманом которых бала змея. Это не первая находка больших черепов, ранее в 1985 году похожие захоронения были обнаружены в других мальтийских храмах – Hal Saflienti, Taxien, Ggantja. Обнаруженные черепа находились длительное время на обозрении в Археологическом музее столицы Мальты Валлетты, но по неизвестным причинам были спрятаны в закрытых хранилищах доступ, в которые запрещен практически всем. Единственными доказательствами находок можно считать фотографии, которые сделали доктора М.-Э. Мифсуд и Ч. Санова-Вентура. В книгах, которые написали и издали ученные были подробно описаны черепа и сделан подробный анализ неправильных и патологических характеристик. В книгах подробно описаны такие факты как полное отсутствие видимых костных швов и очень странная форма черепа. Итальянские журналисты смогли добиться разрешения на посещение закрытых хранилищ на Мальте и сделали довольно подробное описание увиденного. Так стало известно, что в помещении вместе с черепами хранится статуя богини, так же сделано описание черепа найденного в храме. Задняя часть очень вытянута и в затылочной области отсутствуют косные швы, что не подлежит описанию ни одной известной патологии. Вытянутая форма черепа не могла не повлиять на черты лица, которые должны были быть змееобразными, это подтверждается и древними описаниями жрецов Мальты и Гоцо в старинных легендах и преданиях. Жрецы проповедовали культ воды, и их главная богиня ассоциировалась со змеей, которая сопровождала человека и в загробной жизни. В древние времена змея была символом исцеления и здоровья. Для ученных остается загадкой происхождение людей с черепами непонятной формы. Было ли это последствием неизвестных патологических заболеваний или черепа принадлежали людям неизвестной расы, о которой ни чего не известно. Если изменения были последствиями болезней, то их владельцы, очевидно, страдали от непрерывных и мучительных головных болей, которые сопровождали их до смерти. Передвижение людей, вероятно, было ограничено из-за большого давления внушительного веса головы на позвоночник. Ученные выдвигали и фантастические версии о происхождении людей с такими черепами, но ни одна версия не имеет прямых доказательств или опровержений.

4.

Японцы такжe знают двух братьев-близнецов. Но функции у них противоположны: созвучный Гадиру-Хёдру по имени Ходери ("сияющий огонь") является богом рыбаков и моря, а Хоори ("бог ослабления огня") – покровитель охоты и гор. В мифах рассказывается, что Хоори получил победу над Ходери, отводя воду с его полей и затопляя его суходольные фермы. Во время вражды братьев появляется седовласый старец и помогает Хоори приплыть к дворцу «морского царя». Хоори женится на прекрасной морской царевне Тоётама-химэ. Когда же он хочет вернуться на землю, морской царь дает ему потерянный им рыболовский крючок брата и две волшебные драгоценности, вызывающие прилив и отлив. С их помощью Хоори победил брата.

Но более всего поражает, что Хоори имеет эпитет Амацу-хитаки-хикохо-но микото, что переводится как "Тот, кто поднялся к высотам ". Таким образом, Хоори — аналог Атланта, который держит на своих плечах небо, а Ходери — аналог Гадира-Эвмела?

Известно, что сын Хоори и подводной царевны Тойотами-биме Угаяфукинедзу-микото стал отцом первого японского императора Дзимму-тенно. Нарушив запрет, Хоори подсмотрел за родами жены и увидел, что она — морское чудище. Тойотами вынуждена была оставить землю и навсегда остаться жить в подводном царстве. Этот миф отождествляем с западноевропейской легендой о сирене Мелюзине (Мелизанде), жене короля Энно Длиннозуба (или Раймонда). Кстати, и среди северо-кавказских преданий о нартов есть аналогичное предание о рождении героя от водяной царевны, которая, вследствии нарушения запрета её мужем, вынуждена возвратиться в морскую пучину (ср. с мотивом о нарушении мужем запрета жены — ведические Пуруравас и апсара Урваша, славянские Царевич и Царевна-лягушка и др.).

Но совпадения на этом не исчерпываются.

Лингвисты давно обратили внимание, что японский язык очень похож на язык вышеупомянутых нами басков, древних жителей города Гадир. Известно, например, что название одного из портовых городов Японии Йокогама как-бы взято с языка басков: по-баскски "йокогама" означает "город на берегу моря" [Зайдлер 1966:228]. Известно множество иных языковых параллелей, среди которых баскское "гонду" — "нырять, проваливаться, запад", название японского острова Хондо и центральноамериканской страны Гондурас...

Название американской территории на берегу Мексиканского залива Табаско объясняется как "сторона басков". Но уже на древнеегипетском языке. Так считает этнолог Р.Л. Коллингтон. По его мнению, название Гватемала дано древними египтянами, которые после гибели Атлантиды побывали в этих колониях атлантов в Америке, и означает она "Дорога западного солнца" (Ва-Тем-Ра). Также случилось с названием другой страны — Никарагуа, что с древнеегипетского переводится как " Западное солнце" (Нкх-Ра-Ва). Профессор Рендель Гаррис перевел взгляд на Северную Америку, где обнаружил немало параллелей между географическими названиями и фактами древнеегипетского языка: Миссури — "Дети Солнца", Массачусетс — "Дети Красного", Теннеси —"Страна Изиды" и др.

Другие этнологи обнаружили тождество баскского слова "гойко" — "бог" и имени бога индейцев сиу-дакота Хаока или Хейока, и предания об этих богах совпадают (когда он веселый — идет дождь, когда печален — солнечно). Некоторые специалисты по ранней истории Испании на том основании, что иберийское племя ареваков, которое героически сражалось с Римом, принадлежало к монголоидному рассовому типу, считают, что ареваки преодолели океан и стали известными как племя араваков бразилийского побережья и Карибских островов…

5.

Но, пожалуй, самым убедительным аргументом в пользу трансатлантических плаваний обитателей долины Нила является древнеегипетский саркофаг, обнаруженный в 1953 году на расположенном в устье Амазонки острова Маражо. Среди многих предметов в нем были глиняные скульптуры четырехмачтовых судов, характерных для III тысячелетия до нашей эры. И вот что интересно: древние египтяне обычно перевозили на таких кораблях запасы воды в специальных резервуарах, которые назывались "карам-еркере". Говорящие на языке тупагуарани современные бразильские индейцы и в наши дни называют цистерны и баки с водой "кара-меркере". В 1954 году бразильский археолог К.Ермелиндо неподалеку от местечка Дорадо в штате Мату-Гросу обнаружил камень с ритуальными египетскими иероглифами. Примерно в то же время в высокогорных Андах было найдено изваяние древнеегипетской богини Туэрис.

Как известно, гигантское течение идет от Канарских островов и Гибралтара и попадает в Мексиканский залив, на побережье которого внезапно расцветают могущественные индейские цивилизации, хотя природный характер этой местности тропических джунглей не должен был бы этому покровительствовать. Даже такой скептик относительно трансокеанических контактов как росийский американист В. Гуляев без сомнений признает факты многочиленных пребываний на территории Венесуэлы и Мексики римских торговцев и поселенцев и проникновения в Европу во времена Помпеи и Геркуланеума сугубо американских культурных растений — анноны и ананаса [Гуляев 1991: 75 – 77]. В бальзаме мумии Рамзеса ІІ (кон. 14 – сер. 13 ст. до н.е.) был обнаружен алкалоид табачных листков, хотя считается, что табак попал в Европу после Колумба (правда, есть научные данные и об возможном обратном пути — якобы дикий предок табака попал из северо-восточной Африки в Америку и был там культивирован!).

Свидетельством контактов Старого и Нового Мира стало также название от племени мочика гавани Мачико (Машику) на острове Мадейра на запад от Канарских островов. Группа Мадейрских островов фигурирует на древних картах под названием Острова святого Брандана и Потерянные острова. Арабы их называли Калидат ("Вечные острова"), что европейцы поняли как Каридат ("Милосердные острова"). Со времен португальского принца Энрике Мореплавателя Мадейру было открыто как остров Святого Лаврентия. Но проведя тщательный анализ древних итальянских карт, принц сделал вывод, что это уже изветный на картах со времен раннего средневековья остров Леньяме или Лекнаме (Legname — "Лесной") и поэтому переименовал его по-португальски Мадейра ("Лесной").

Без сомнения, Энрике Мореплаватель руководствовался и упоминанием древнего античного предания "Перипл Ганнона" (350-300 гг. до н.е.) о путешествии в 6 в. до н.е. (525 г. до н.е.) финикийских карфагенян в Атлантике, которые искали спасительную базу от персов, которые в это время захватили Египет. На африканском побережье Африки участники экспедиции основали города "ливиофиникиян", а на расстоянии двух дней пути от Гибралтара основали город Фимиатирион, плывя на запад от которого они попали на большой остров, где не было видно ничего, кроме леса, а ночью увидели множество зажженных огней, услышали звуки флейт, кимвалов, тимпанов и ужасные крики. Из-за страха путешественники бегут от острова и через четыре дня ночью увидели землю, залитую огнем, а по середине его — столб достигающего неба огня. Эту землю с большой горой финикийцы назвали "Колесницей богов". Считается, что они доплыли к вулкану на горе Камерун в Гвинейском заливе или к горе Какулима в Сьерра-Леоне, но более вероятно, что имеется ввиду какой-то из вулканов на соседнем из Мадейрских островов, ведь именно они являются вершинами подводных вулканов. Кроме того, поражает, что Ганнон использует в своем отчете местные географические названия, и это при том, что как путешественники, так и туземцы держались подальше друг от друга! [Непомнящий 1981:66-68.].

На основании фактов культуры и письма польские учёные К. Ковальский и З. Кжак убедительно доказали межэтнические контакты Иберии и Нового Мира [Kowalski, Krzak 1989: 81-94]. Как обнаружил глава Фонда исследования Анд (штат Невада, США), археолог Д. Севой, жители южноамериканских Анд преодолевали Атлантику, к которой добирались по реке Амазонке. Археолог из Флоридского университета (США) Аугусто Ойюэла-Кайседо проводит раскопки на северо-востоке Перу, в джунглях около города Икитос. Его находки подтверждают распространившуюся в научных кругах в последнее время теорию о том, что перед прибытием европейцев в Амазонии существовала развитая культура с населением до 20 млн человек (гораздо больше количества нынешних жителей Амазонии). Находки в индейских курганах — керамика и земля, главным образом так называемая terra preta («чёрная земля»), представляющая собой смесь местной почвы с продуктами человеческой жизнедеятельности, древесным углем и золой. Следы исчезнувшей культуры обнаруживаются повсеместно в Амазонии: слои terra preta бразильский археолог Эдуардо Невеш из Университета Сан-Паулу и его американские коллеги находят около Манауса. Индейцы повышали урожайность джунглей не только с помощью удобрения почвы: здесь повсеместно присутствуют участки джунглей с аномальным количеством деревьев, приносящих съедобные плоды. Как считают сторонники существования в бассейне Амазонки развитых цивилизаций в доколумбову эпоху, это остатки фруктовых садов. Находки археологов в Боливии и Бразилии (около реки Шингу) свидетельствуют: уже в конце I тысячелетия нашей эры жители Амазонии были способны перемещать тонны грунта, строить каналы и дамбы, изменявшие русла рек. Изменение взглядов учёных на древние культуры бассейна Амазонки началось с исследований Анны Рузвельт из Университета Иллинойса в Чикаго в 1980-х: на самом большом в мире пресноводном острове Маражо в устье Амазонки были обнаружены фундаменты домов, качественная керамика и следы ведения развитого сельского хозяйства. Интересны записи испанского доминиканского монаха и хроникёра Гаспара де Карбахала, который в 1541 году, проплыв по реке Напо, написал о «сверкающих белых городах», «очень плодородной земле», «прекрасных дорогах» и каноэ, способных перевозить десятки воинов. Учёные утверждают, что развитая цивилизация Амазонии погибла из-за занесённых европейцами болезней, а построенные из дерева города и сравнительно компактные поля были очень быстро и почти бесследно поглощены джунглями.

Соответственно древние египтяне и минойцы, тартесцы Иберии путешествовали тем же путём к предгорьям Анд еще за две тысячи лет до появления финикийских мореплавателей на исторической арене. Именно в Амазонии и Андах создается определенное представление о мире: существует центр и определенные пункты на горизонте, на которые направлены расходящиеся лучи-"саке" (радиальный характер движения). Аналогичное представление имели, как свидетельствует археология, и культуры Старой, до-индоевропейской Европы.

Интересным и необъяснимым фактом есть обнаружение французом О. Ле Плонжоном в языке мезоамериканских майя более трети слов с греческими корнями [Стингл 1977:162].

6.

Сегодня установлено, что в Австралию плавали египтяне, начиная свой путь от Красного моря, используя океанические течения, которые относили их барки к Индии, Юго-Восточной Азии и Яве. А в Австралии, если попадали туда, они вынужденно поселялись навсегда. У некоторых племен северо-западного Кимберли были обнаружены общие признаки с египтянами — лингвистические и антропологические. В Центральном Квислинде найдена серия иероглифов архаического средиземноморского мира, еще догреческой эпохи. Финикийские и ливийские скальные надписи были обнаружены в Индонезии. Письмо от 21 января 1875 года в выпуске журнала "Nature" рассказывало о финикийских надписях на Суматре. Автор письма Дж. Парк Харрисон уточняет местоположение надписей: "район включает Реджанг, Лембу и Пассамах, между второй и пятой параллелями южной широты".

Уникальной является письменность острова Пасхи «ронго-ронго» (Rongorongo). В 1930-х годах венгерский учёный Гийом де Хевеши (Guillaume de Hevesy) установил подобие между ронгоронго и 130 иероглифами раннехараппской идеографической письменности долины Инда. А Жан-Мишель Шварц (Jean-Michel Schwartz) в своей книге "The Secrets Of Easter Island" (New York: Avon, 1975) нашёл связь ронгоронго с 40 древними китайскими иероглифами. Кроме того, дощечки «ронго-ронго» написаны способом бустрофедон (способ письма, при котором направление письма чередуется в зависимости от чётности строки, т. е. первая строка пишется справа налево, вторая – слева направо, третья – снова справа налево и т. д.) Бустрофедон встречается в памятниках критского, хеттского, южноаравийского, этрусского, греческого и др. письма. То есть в способе письма также наблюдается аналогия с древними евроазиатскими языками.

На древних китайских картах разглядели очертания северных берегов Австралии. В пяти милях от Сиднея нашли корабельный плотницкий топор с древнеегипетского судна. В Центральной Австралии местные племена используют лексику древнеегипетского языка и повторяют легенду: однажды из-за моря пришли к ним люди и захотели жить с ними. Принесли свою религию и обычаи, настолько красивые и умные, что до сих пор в Северной Австралии и на островах Торресова пролива покойников хоронят в лодках с соблюдением элементов древнего ритуала египтян. И в Индонезии, и в Австралии найдены изображения египетской барки. В 1875 году экспедиция Шеверта обнаружила на островах Дарнли лодки, подобные нильским судам. Лодки с трупами островитяне пускали к морю за коралловый риф. Египетская практика: трупы спускались вниз или поперек Нила для дальнейшего захоронения в пустыне. В австралийских газетах 1990-х годов сообщалось, что команда морских археологов от музея Квинсленда обнаружила обширные пещерные рисунки на многих островах Торресова пролива. Некоторые из рисунков на изолированном острове Буби изображали Macassan prau – уникальное судно с контрольным двойным рулем и треугольными парусами, использовавшееся рыбаки острова Сулавеси. Археологи объявили Торресовы острова "перекрестком цивилизаций" и "новой археологической загадкой".

Как было указано Кеннетом Гордоном Макинтайр в его книге "Секретное открытие Австралии" (1977), название острова Мир из Торресова пролива подобно египетскому слову "пирамида" ("mir") и даже самому названию для Египта – "Misr". Другое слово роднит островитян Торресова пролива с жителями Соломоновых островов, Фиджи и Полинезии – название деревянного подголовника, который подкладывает себе под голову спящий. Само использование предмета обычно в Древнем Египте и, особенно, на островах вокруг Новой Гвинеи.

Еще одна связь между Австралией и Египтом – любопытная практика мумификации мертвых, которую используют на островах Торресова пролива между Новой Гвинеей и Северным Квинслендом (Австралия). Музей Макли в Сиднейском университете имеет в коллекции мумию, подобную тем, что изготовляли в Египте между 1090 и 945 гг. до н.э.

Есть, как ни странно, и обратные связи. После исследования древнеегипетской мумии, хранящейся в Британском музее, выяснилось, что покойника бальзамировали с применением эвкалиптового масла. Эвкалипты тогда росли только в Австралии.

7.

Т. Гончарова при анализе многочисленных фактов совпадений в пришла к выводу, что существовал в районе Близкого Востока и Средиземноморья единый культурный слой в VI-V тыс. до н.е., унаследовавший мифологические представления еще со времен верхнего палеолита, который вследствии геологических катаклизмов и экспансии особо напористых народов V-III тыс. до н.э. распространился как на Восток, в район Тихого океана, так и на Запад, к берегам Америки [Гончарова 2006:75-76].

Именно в последнем случае и возникла цивилизация определенных посредников между Мезоамерикой и Средиземноморьем, известная как Атлантида Платона, либо Остров Гипербореев Гекатея. Так, Феопомп (IV в до н. э.) рассказывает об огромном континенте, на котором живет раса великанов-меропов. Псевдо-Аристотель (ок. 300 г. до н. э.) утверждал, что в Атлантике существуют "необъятные континенты и острова", связанные с Атлантидой. Географ Марцелл (ок. 100 г. до н. э.) упоминает семь островов, посвященные Прозерпине и еще три острова "огромной протяженности", посвященные Плутону, Аммону (Зевсу) и Нептуну. Это напоминает раздел мира между Зевсом (Юпитером), Посейдоном (Нептуном) и Плутоном, как, впрочем, и разделение мира между сыновьями Ноя Симом, Хамом и Яфетом.

По мнению Александра Воронина, Атлантида была системой больших архипелагов, протянувшейся от Гренландии и Ирландии вплоть до экватора: "… Мы сделали попытку реконструировать географическое положение Атлантиды и ее многочисленных колоний. Так, была впервые выдвинута концепция "множественности земель-атлантид", разбросанных в давние времена чуть ли не по всей планете. Многие такие "земли-атлантиды" размещались на островах, континентальных шельфах Америки, Африки и Евразии».

8.

Но вследствии катаклизмов цивилизация Атлантиды погибла, а семитоязычные Карфаген и другие финикийские города-государства заблокировали Гибралтар, установили своё доминирование в Средиземном море и прервали традицию, хотя и незначительных, контактов между Старым и Новым мирам и.

Только хамитоязычному Египту в борьбе за сферы влияния и рынка удалось отстоять определенную независимость от Финикии и удовлетвориться выходом к Аденскому заливу и Аравийскому морю. Финикийцы сумели убедить египян, что сказочнная страна Пунт (она же "страна богов", Та-Нутер), к которой плавали раньше их предки, — это страна Офир (теперь — Афар в Джибути) на месте тектонического провала на восток от Эфиопского нагорья и что путь к ней египтян вдоль берега Красного моря значительно меньший, чем путь к ней для финикийцев — минуя столпы Мелькарта (Гибралтар) вокруг всей Ливии (Африки). Известный поход якобы "нанятых" египтянами финикийцев в VІІ в. до хр.е. и должен был это доказать египетскому фараону Нехо ІІ.

По нашему мнению, миф о борьбе между Гором-Тотом и Сетом-Баалом, упомянутый выше, — это символическое отражение борьбы Египта с семитами-финикийцами (Сет — бог востока и пустыни). Последние отобрали у египтян торговый путь на запад — "глаз Гора", т.е. систему маяков, построеных вдоль всего западного каботажного пути во "Внешнее море" (океан) к Канарским островам (Пунт), куда, в свою очередь, прибывали торговцы из Америки. Бог Гор назван в египетских гимнах "священной утренней звездой, восходящей на запад от страны Пунт" и он же тождественен богу Ашу, покровителю западной части мира вообще и символом которого, как и Гора, был сокол.

А для греков финикийцы распустили слухи, что до катастрофы за Геракловыми столпами (Гибралтаром) действительно были острова, но вследствии землетрясения погибли, а океан стал несудоходным: илистым, как болото. Часть правды в этом утверждении была. Океанологическая экспедиция 1947-1948 гг. обнаружила, что дно Атлантики между Азорскими островами и островом Тринидад укрыто почти тридцатиметровым шаром осадочного вяжущего ила. Там же обнаружена кристалическая лава, которая создалась на воздухе. Остыгая в воде, она имела бы совсем иную структуру. Конечно, не все соперники Финикии верили в утверждение в непроходимость Атлантического океана. Неизвестный греческий автор книги "О волшебных слухах" писал, что карфагеняне за Геракловыми столпами обнаружили в океане остров, богатый плодами. Но когда карфагеняне стали часто его навещать и кое-кто из-за плодородия почвы остался там и стал недосягаем финикийской власти, то правители Карфагена под страхом смерти запретили плавания к этому острову, чтобы прекратить отток населения и держать открытие в тайне. Об этом же говорил и историк Диодор Сицилийский (І ст. до хр.е.).

С целью предотвратить какие-либо контакты соперников с Новым Светом, что могло бы увеличить как идеологическую, так и финансово-торговую мощь врагов Финикии, карфагенская консорция жрецов кровожадного бога Баала-Хамона вводит и укореняет в среде американских туземцев ольмеков искуственно созданный клан жрецов, который получает духовный и хозяйственный авторитет среди окрестных племен. Этот жреческий клан установил над племенами свой контроль и завёл ужасный по своей циничности и жестокости культ ежедневного человеческого жервопринесения богам — хтонической богине Тлальтеотль и богу солнца Ицамну-Кинич-Ахаву, который считался создателем письменности и основателем жречества (где «ахав», ajav – «владыка»), — в виде вырывания из груди живой жертвы сердца, иначе, якобы, вновь произойдет катастрофа, в которой погибла предыдущая цивилизация Астлан — "Страна цапель" (т.е. Атлантида). Именно её исследователи считают местом "встречи-скрещивания" цивилизаций Нового и Старого Света. Но в последнем случае это были, как правило, негроидные представители. Последние, на самой западной окраине этой цивилизации, составляли 13,5 % населения ольмекского Тлатилько и 4,5 % населения Серро де лас Мезас. Кроме того, тут явственны составляющие ляпоноидного, арменоидного, айнского и суданского расовых типов!

Анализ ряда мифологем мезоамериканцев наталкивает на вывод о их инородном, семитском происхождении: как у семитов бог Баал в ипостаси воителя Мардука побеждает первозданное чудище Тиамат и из его частей создает небо и землю, также в мифологии индейцев Юкатана майя боги Кецалкоатль и Тецкатлипока побеждают богиню Тлальтеотль, живущую в изначальных водах. Её тело разрубили на две части, создав из них небо и землю. Как богиня земли, она должна рождать необходимые для жизни плоды. Но как разорванная на части, она требует в качестве пищи человеческую кровь и человеческие сердца. Т.е. нападение на Тлальтеотль (Тиамат) вызвало создание земли и полезных растний и обусловило неотвратимость смерти. В Мезоамерике стала господствовать характерная для семитского менталитета идея о том, что в смерти находиться жизнь. Для последних было характерно как принесение в жертву Баал-Хамону детей-первенцев, так и представление о том, что бог Баал-Мардук "жертвует" собой — дает свою кровь, чтоб "заслужить" людей: глина, окропленная божественной кровью, служит для изготовления первого человека. Так же, раскаиваясь в уничтожении потопом человечества (цивилизации Атлантиды), майянский бог Кецалькоатль и иные боги осуществляют обряд покаяния, окропляя кости людей предыдущего (до-потопного) века кровью своего полового члена. Т.е. мир приобретает стойкость через жертвоприношения богам и богов [Мамонтова 2000: 104-106].

Тут интересно привести цитату из кубинского писателя: «… Несколько дней назад я перечитывал «Ифигению» Еврипида. Вы помните эпизод, рассказанный гонцом, когда Агамемнон ведет на жертвенный алтарь в отчаянии рыдающую Ифигению, и Артемис, сжалившись над несчастной девушкой, в последний момент, вместо того чтобы принести ее в жертву богам, отрубает голову белой оленихе? Всем известна эта легенда. Но именно так постоянно совершаются жертвоприношения на Гаити и в Бразилии на церемониях вуду и кандомбле. Инсценируется жертвоприношение человека: одетая в белое девушка, плача, поднимается на жертвенный алтарь, прекрасно зная, что ее не станут убивать, разыгрывается замечательный спектакль, и в последний момент перерезают горло белой козе» [Карпентьер 1984:106].

Согласно финикийским представлениям женой Ваала (Баала, Бела) была воинственная Анат, которую египтяне называли Нейт, греки – Афина (Атена), а германцы чтили как женоподобного Одина (см. эддическую «Перебранку Локи»). Нейт египтяне награждали эпитетом "Та, которая открывает пути (на запад)". Её культ был господствующим в Египте в VІІ-VІ вв. до хр.е.

Тогда же из Египта переселились несколько колен Израиля — герои " Книги Мормона ", узнавшие от жрецов богини Нейт о земле за Океаном (куда ранее в 2400 г. до н.э. переселились иаредейцы, однако впоследствии уничтоженые из-за отступничества). Эти колонисты вскоре разделились на два враждующих лагеря — нефийцев и ламанийцев; последние были прокляты за свои грехи и стали темнокожими. «Книга Мормона» утверждает также, что нефийцам являлся сам Иисус Христос. Кроме всего прочего, мормоны верят и в то, что потомками Легия, приведшего евреев в Америку, являются жители тихоокеанских островов (кстати, сходство последних с европейцами, особенно их "римские носы", отмечал еще капитан Джеймс Кук). В 385 г. н.э. ламанийцы разбили нефийцев в сражении при холме Кумора и, таким образом, белокожее население Америки было практически уничтожено. Спустя четырнадцать веков американец Джозеф Смит-младший, «ведомый ангелом», раскопал «Книгу Мормона», выгравированную на золотых листах "исправленными египетскими иероглифами". При божественном посредничестве и с помощью волшебных "камней в серебряных оправах" под названием "Урим и Туммим" Джозеф Смит сумел перевести Книгу на английский; затем золотые пластины были скрыты от человеческих глаз. После опубликования «Книги Мормона» в 1830 году Смит стал пророком Церкви Иисуса Христа святых последних дней, членов которой называют также мормонами.

Именно в VІІ в. до хр. е. финикийцы на "заказ" египетского фараона Нехо II обогнули своим флотом всю Африку. Именно в храме Нейт в городе Саис (ныне – Са-эль-Хагар) жрец Санхес рассказал афинскому жрецу-правителю (архонту) Солону тайну о древности и об Атлантиде. Последняя, якобы, погибла, по нашему летоисчислению, где-то в 16 000 г. до н.е., но, в действительности, Солон неверно понял информаторов, ибо те говорили о 1600 г. до н.е., так как у египтян знак М тогда означал "тысячу", а Солон принял его за знак греческих цифр, где М означал "десять тысяч".

Геродот в своей "Истории" (Кн. 2, 59) рассказывает об отождествлении египетской Нейт с греческой Афиной (Атеной), чтоиз Саиса была взята её статуя (ксоанон)‚ вырезанная из дерева оливы‚ сохранявшаяся в афинском Акрополе вплоть до персидских войн. Таким образом не удивительно, что жрецы Нейт рассказали архонту города Афины Солону древнюю таинственную легенду о победе афинян (т.е. последователей культа Нейт-Анат, жены Бела-Ваала) над атлантами, ведь по мифологии финикийцев именно Анат побеждает демонических морских существ Йамму ("море"), Муту ("смерть") и семиглавого Латана (библейский Левиафан). В теогонии Санхунйатона-Филона Библского именно Муту представлялся в форме вяжущего ила, как смерть и рождающая жизненная сила одновременно.

Муж Нейт-Анат Баал-Бел, которого египтяне называли Сетом, на горе Цапон (библейская Цафон — "Северная"; греческое название — Касиус) строит храм в честь своей жены и называет его "Шам Балу" (smb'l"Слава Ваала"). Тут и находится сердце жреческой консорции "Шамбала", противостоящей другой – "Агартха" (Гор-Джехути или Гор-Тот). Последняя поклонялась богу мудрости и философии Тоту, которому посвящены пять дополнительных дней (!) вне двенадцати месяцев года (вспомним вышеупомянутый баскский миф о дополнительных днях Марта!). Финикийцы называли Тота "Таавт", древние иранцы — "Тваша", арийцы — "Тваштар" ("Творец"), греки — "Титон" (Тифон), германцы — Туисто (он именно родоначальник тевтонов/дойчей, т.е. континентальных германцев — немцев), кельты — "Тевтат". Именно последнее кельтское имя — это эпитет солнечного бога-умельца Луга, убийцы вышеупомянутого одноглазого фомора Балора (т.е. аналога Бела-Баала-Сета) способом, которым царь Давид (в его имени тот же афразийский корень, что и в теониме Тот) убил Голиафа...

Но ни в государстве прото-инков Анд, ни в Старом Свете практика карфагенских жрецов Ваала (Баала) не укоренилась. Против неё, кстати, восстает Моисей и уничтожает всех исповедников "Золотого Тельца" (Бык, Овен — это образ Ваала), когда те духовно и политически пытались захватить власть над Египтом. Кстати, для борьбы с их проникновением он и вторгается в сердцевину этого культа — Палестину. То же восстание Авраама (Ибрагима) против жречества идолопоклонников повторяют последователи учения Мухаммеда, который, по их мнению, возвратился к очищенной древней и истинной вере Авраама-Ибрагима (ислам).

Разгром римлянами Карфагена и освобожение из-под его власти всей Испании (Иберии) и Африки ознаменовали начало падения открытого господства в Старом Свете человеконенавистнической религии Ваала (Баал-Хамона).

Но рецедивы консорции жрецов прорваться к открытой власти повторяются с удивительным рвением и в разных формах (от катаров и масонов до коммунистической и террористической партий). Таким образом, есть основание утверждать наличие не столько "иудео-франк-масонского заговора", которым грешат «патриоты» всех мастей, а тайного заговора консорции жрецов Баала (от семитического "бел" — "хозяин"), которая, чтобы отвратить от себя внимание, искусственно создает "козлов отпущения" ("мальчиков для битья") — катаров, масонов, илюминатов, сатанистов, фундаменталистов и т.д.

Якобы коллизии противостояния между верными Изначальной Традиции ("Эарендил") и консорцией жрецов Ваала ("Мелькор-Моргот") визионерски описали в своём цикле "Властелин колец" и "Сильмариллион" Дж.Р.Р. Толкиен и в цикле рассказов Г. Лавкрафт. Здесь лавкрафтовскому "изначальному" королевству Ломару и звезде Седаве отвечают королевство Белерианд и сияющие Сильмариллы Первой эпохи (в греческой мифологии — Атлант и яблоки Гесперид, в египетской — Осирис и "Глаз Гора"), а Атлантиде (Аталанте-Эленне) европейской традиции — Нуменор Второй эпохи, а Гондору, "Средиземью", захваченому и колонизированному нуменорцами-"атлантами", отвечает Западная Европа (Иберия и острова Средиземноморья). Погибшая благословенная Гиперборея (т.е. Изначальная Родина богов и героев), захваченная полчищами врагов, тождественна толкиеновской изначальной Удун, подвергнутой мордорской "ринкарнации" в Утумно (Север как обитель зла), т.е. это ближневосточная гора Цапон/Цафон, на которой создан храм жрецов Баала и Анат "Шам Бала" («Слава Ваала»).

Также эту коллизию противостояния знают индуистские мифы. Баал здесь известен как царь мира Бали, у которого Вишну в образе карлика отбирает своими знаменитыми шагами небо и землю. Богиня Лакшми уговорила богов оставить во владении асуров горное царство Паталу, где правит Бали, сын Вирочаны, и раз в месяц на празднике Дипали (всё тот же мотив календарных дней!) она выводит Бали на землю, что бы люди помнили, что во времена "Балираджа" («Царства Бали») на земле якобы "господствовало благосостояние", отобранное коварными богами-дэвами.

Литература.

  1. Гончарова Т.В. Заселение Америки: концепции и гипотезы // Латинская Америка. — 2006. — № 6.
  2. Гуляев В.И. Доколумбовы плавания в Америку: Мифы и реальность. — М.: Междунар. отношения, 1991.
  3. Зайдлер А. Атлантида / Пер. с польск. — М.: Мир, 1966.
  4. Карпентьер А. Мы искали и нашли себя: худож. публицистика / Пер. с исп. — М.:Прогресс, 1984.
  5. Кривошеев С. На дне: российские исследователи утверждают, что им известно, где находится Атлантида // Итоги. – 2009. – № 10. – http://www.itogi.ru/paradox/2009/10/138120.html
  6. Мамонтова Ю.В. Роль жертвоприношений в мезоамериканских мифах творения // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. – 2000. – №2.
  7. Непомнящий Н. Колесницы в пустыне. – М.: Наука, Гл.ред.вост.лит, 1981.
  8. Пилецкий С.Г. В поисках Атлантиды // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. – 2009. – №5.
  9. Стингл М. Тайны индейских пирамид. — М., 1977.
  10. Хейердал Т. Древний человек и океан / Перев. с англ. — М.: Мысль, 1982.
  11. Kowalski K., Krzak Z. Mowia tysiaclecia. – Warszawa: Chytelnik, 1989.
  12. Pokorny J. Das nicht-indogermanische Subsstrat im Irischen // Zschr. celtische Philologie. — 1927. — Bd. XYI, XVII;
  13. Pokorny J. Die Schprachen der vorkeltischen Bewohner Nordwesteuropas // Innsbrucker Beitrage. — 1962. — Sonderheft 15.

Гуцуляк Олег Борисович (Ивано-Франковск, Украина) – кандидат философских наук, координатор Ассоциации мифологов и атлантологов Украины (АМАУ)

Сайт – http://primordial.org.ua

Э-мейл – goutsoullac@rambler.ru


[1] Вулканические извержения на Канарских островах происходили 10 тысяч лет, 5,7-6 тысяч лет и 1,9-3,2 тысячи лет назад [Journal of Quaternary Science. – 2009. – Vol.24, N 7. – P.697].

[2] Согласно «стеле Шабаки» Геб прекратил длительную вражду Гора и Сета, отдав Сету во владение Верхний Египет, а Гору – Нижний. После этого Гебу показалось несправедливым, что Сет и Гор оказались равными, и он называет Гора первенцем и провозглашает его преемником, и таким образом, хоть Сет и остается властелином Верхнерго Египта, но верховный над ним является Гор. После всего этого тростник (символ Верхнего Египта) и папирус (символ Нижнего Египта) были объединены "в доме Птаха" (то есть в Мемфисе), и так был достигнут «баланс двух земель». Существует знаменитый баральеф, на котором Гор и Сет связывают вместе тростник и папирус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: