1. Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политическому господству, — класса буржуазии
2. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира разделялись по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского священника.
Феодальная структура общества не устраивала буржуазию.
3. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных.
Крестьяне хотели сами распоряжаться землей.
4. Церковь формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества.
Идеология подчинения королю и феодалам не устраивала людей предприимчивых = буржуазию.
5. Буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир.
Новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной.
6. Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию.
Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру.