Воссоздающее воображение у глухих детей

О воссоздающем воображении говорят в тех случаях, когда по словесному описанию предмета, явления, события создают его наглядный образ, представление.

В процессе усвоения знаний школьникам бывает нужно соз­давать представления объектов, которых не было в их прошлом опыте. Так, при изучении курса истории СССР у учащихся фор­мируются представления об исторических событиях, о героях зтих событий, месте их действия.

Особое значение приобретает воссоздающее воображение при самостоятельном чтении школьником художественной литерату­ры. У ученика-читателя должны воссоздаваться образы, создан­ные автором произведения. Возникающие у читателя образы вос­создающего воображения делают его свидетелем событий в раз­ных странах, в других эпохах, они помогают ему проникнуть в глубину человеческих переживаний.

Наблюдения учителей показывают, что образы, формирую­щиеся у глухих школьников в процессе чтения художественной литературы, не всегда соответствуют описанию. Указанное несо­ответствие нередко является причиной непонимания глухим уче­ником смысла прочитанного текста (А. Ф. Понгильская, 1941). В исследовании М. М. Нудельмана учащимся IV и VIII клас­сов школы глухих и ученикам IV класса массовой школы для самостоятельного чтения был предложен рассказ «Друзья» (1) Опыты проводились с каждым учеником в отдельности. По окончании чтения беседовали о прочитанном, выясняли, какие

(1) Краткое содержание рассказа. В небольшом домике на берегу реки жил мальчик Коля. По перекинутому через реку мостику Коля с собакой Шариком часто ходил в лес. Однажды, когда родители уехали в город и дома остались лишь Коля и Шарик, внезапно разразилась гроза. Река вышла из берегов. Уви­дев, что привязанной на цепи собаке грозит гибель, Коля побежал к конуре, освободил Шарика, но на обратном пути был сбит с ног ветром и стал тонуть. Собака, услышавшая крик тонущего мальчика, подплыла к нему и, схватив за рубашку, спасла своего друга.


слова непонятны ребенку, и разъясняли их. Затем ученик читал рассказ второй раз, после чего выполнял рисунок—иллюстра­цию к рассказу.

В опытах приняли участие 48 учащихся IV и VIII классов школы глухих и 36 учеников массовой школы. Все школьники, принимавшие участие в опытах, охотно рисовали иллюстрации к рассказу. Полученный экспериментальный материал был под­вергнут анализу по следующим линиям: какой момент события, описанного в рассказе, запечатлен в рисунке; имеется ли соответ­ствие между обстановкой, описанной в рассказе и изображенной в рисунке испытуемого (в частности, как воссозданы в рисунке пространственные отношения между объектами, названными в рассказе), наконец, в какой мере изображения отдельных объек­тов адекватны описанным в рассказе (количество, форма, раз­мер, окраска).

Сюжет рассказа «Друзья» можно условно разделить на три части: 1) после отъезда родителей; 2) гроза и наводнение и 3) взаимная выручка.

Рассмотрим, какой момент описанного события запечатлен в рисунках детей.

Таблица 5

Событие, изображенное на рисунке % ко всему количеству рисунков
глухие слышащие
1.После отъезда родителей. 2.Гроза, наводнение. 3.Взаимная выручка. 4.Эпизоды, имеющие косвенное отношение к событию 5.Два разновременных эпизода вместе.    

Из табл. 5 видно, что момент, предшествующий наводнению, изображен в 30% всего количества рисунков у глухих школьни­ков. Изображается место действия: дом, двор, река, мостик, лес. В отдельных рисунках иллюстрируется момент отъезда родителей Коли в город. Вторая часть события—гроза и наводнение— значительно реже изображается в рисунках глухих детей—в 14% случаев. Третья часть события—взаимная выручка—изо­бражается в 28% случаев. Глухие дети обычно изображают, как собака тащит мальчика за рубаху, реже—как мальчик ос­вобождает собаку от цепи.

В ряде случаев глухие школьники изображают собирание грибов, о чем мельком упоминается в самом начале рассказа (16% рисунков). Тем самым выделяется момент рассказа, кото


рый не имеет непосредственного отношения к описываемому со­бытию. В рисунках этих детей на первом плане изображается лес, обилие грибов, ягод, цветов, мальчик с корзинкой, наполнен­ной грибами; на заднем плане виднеется дом, конура, забор.

В рисунках некоторых детей можно обнаружить изображения двух эпизодов. Нанример, один глухой мальчик в своем рисунке изобразил отъезд родителей и эпизод взаимной выручки. Другие глухие школьники рисовали рядом эпизод, предшествующий гро­зе, и момент спасения мальчика собакой; или эпизод сбора гри­бов в лесу и эпизод затопления двора, конуры.

Слышащие школьники в значительно большем проценте слу­чаев (64%), чем у глухих, изображали первый эпизод рассказа. При этом они говорили, что им трудно рисовать людей и живот­ных. Как видно, они более критически относились к своим изо­бразительным возможностям, чем глухие дети. В отличие от глу­хих слышащие не изображали каких-либо дополнительных эпизо­дов. У них не было и случаев, когда на рисунке изображались два эпизода, происходящие в разное время.

Обстановка, в которой развертывается описываемое собы­тие, также по-разному отображается в рисунках слышащих и глухих школьников. Следуя содержанию рассказа, слышащие де­ти в своих рисунках изображают персонажей возле обособленно стоящего дома на берегу небольшой реки, в лесистой местности. Вблизи отсутствуют жилые строения. В рисунках глухих собы­тие иногда развертывается на фоне городского пейзажа. Рядом с домом мальчика рисуются двух- и трехэтажные дома.

Исследуя рисунки слышащих, можно ясно видеть, что в них имеется более точное соответствие между обстановкой и эпизо­дом, выбранным для иллюстрации. Если они иллюстрируют мо­мент, предшествующий грозе и наводнению, то на первом пла­не изображаются двор, ворота, вблизи река, мост, а в перспек­тиве лес. Если же изображается эпизод спасения собаки, дейст­вие развертывается во дворе; в этом случае на первом пла­не рисуется забор, конура, собака на цепи, мальчик у конуры, далее забор, дом с крыльцом, березка; другие объекты, на­званные в рассказе, показаны на втором плане или отсутству­ют совсем. Таким образом, у слышащих иллюстрирование опре­деленного события прочитанного рассказа носит весьма изби­рательный характер. Средства изображения экономны и в неко­торой степени даже скупы. В рисунках глухих изображаемая обстановка не всегда находится в соответствии с изображаемым эпизодом. Так, в ряде случаев событие развертывается побли­зости от железнодорожного моста (на первом плане железнодо­рожный мост, река, а в перспективе дом, конура собаки (см. рис. 18 - в Приложении). Характерно также, что мальчик и собака спасают друг друга не во дворе (между домом и конурой), а в реке. Си­туация, изображенная на этих рисунках, свидетельствует о том, что их авторы иллюстрировали эпизод, не соответствующий тек


сту рассказа: на рисунках не видно разлива реки и затопления двора, спасение мальчика собакой происходит в середине реки. Из последующих бесед с глухими школьниками удалось выяс­нить, что их смутили в тексте рассказа слова «стал тонуть». У глухих детей слово «тонуть» настолько тесно связано со сло­вом «река», что оно вызвало хорошо знакомый им образ купа­ния в реке, спасения утопающих; поэтому в своих рисунках они перенесли эпизод взаимной выручки со двора в середину реки, что искажало сюжет рассказа.

Порой у глухих имеется попытка включить в обстановку та­кие элементы, которые находятся на далеком расстоянии от места развертывающегося события. Так, в отдельных рисунках на переднем плаяе изображены река, мост, а в перспективе большой город.

Особый интерес представляет исследование возможностей глухих и слышащих школьников воссоздать пространственные отношения между объектами, названными в рассказе.

В соответствии с описанием читатель должен представить се­бе объекты в определенных пространственных отношениях. Сог­ласно рассказу, река делит место действия на две части: на одной стороне реки — лес, на другой — двор, дом с крыльцом, конура собаки, березка. Именно таким образом изобразили данную обстановку слышащие школьники (83% всех рисунков). Глухих школьников серьезно затруднило пространственное рас­положение основной группы объектов описываемой обстановки (двор—река—лес). Многие из них нарисовали лес на той же стороне, где размещен двор. Если таких ошибок пространствен­ного расположения объектов у слышащих обнаружено 17%, то у глухих их 77%, т.е. в 4,5 раза больше. В рисунках двор и лес изображены на одном берегу реки, при этом в одних случаях лес помещен за домом, а в других — между домом и рекой, что совершенно искажает содержание рассказа.

В рисунках глухих школьников имеется также много случаев нарушения пространственного размещения объектов внутри дво­ра (дом—березка—конура). Если у слышащих подобных на­рушений 43%, то у глухих в 2 раза больше, т. е. 84%. Эти нару­шения касаются в первую очередь расположения березки отно­сительно других объектов. В отличие от слышащих глухие школь­ники помещают березку за домом (дом оказывается между кону­рой и березкой); нередко березку рисуют вне двора, за забором или даже в лесу среди сосен. Конура собаки в рисунках глухих детей также не всегда помещается в соответствии с описанием рассказа. В рисунках одних конура примыкает к самому крыль­цу дома, как бы составляя с ним одно целое, в рисунках других она вынесена за ворота. У некоторых глухих совсем отсутствует попытка расположить объекты в соответствии с рассказом: объекты, названные в рассказе, без всякой связи выстроены в один ряд (конура, собака, река, грибы, дом, деревья).


Рис. 18. Исследование воссоздающего воображения. Рисунок глухого ученика IV класса к рассказу «Друзья»

Анализ рисунков глухих и слышащих учащихся IV класса показал, что количество объектов в рисунках глухих несколько больше, чем в рисунках слышащих. Вместе с тем воссоздание окраски объектов затрудняло глухих школьников. Из рассказа дети узнали, что крыша домика была красного цвета, а конура желтого. Лишь «в 40% случаев глухие дети окрашивали назван­ные объекты в соответствии с рассказом. Большинство из них ри­совало дом под зеленой, коричневой, черной крышей, конуру окрашивали в самые разнообразные цвета. Слышащие же школьники раскрашивали объекты на своих рисунках, в боль­шинстве случаев (71%) придерживаясь описания рассказа.

Нередко расхождение между рисунками и текстом возникало у глухих детей вследствие того, что глухие вносили в рисунки много подробностей из своего прошлого опыта. Названные в тексте рассказа предметы вызывали у маленького глухого вос­поминания из собственного прошлого опыта. Приступая к рисо­ванию, дети по сути дела воспроизводили многократно восприня­тые объекты определенной формы, окраски, размера.

В беседе по поводу ранее выполненного рисунка дети говори­ли, что они действительно рисовали то, что видели и хорошо за­помнили. Школьники указывали, что у них дома (в деревне) конура собаки находится «у крыльца дома, а не в середине дво­ра», «что береза растет у забора, а не у дома», что «лес стоит за домом, а за рекой в нашей деревне нет леса», что «красной кры­ши не бывает, у нас в селе зеленая крыша» и т. д.


Рис. 19. Исследование воссоздающего воображения. Рисунок глухого ученика VIII класса к рассказу «Друзья»

Глухие школьники рисуют, как бы копируя по памяти хорошо знакомый дом, пространственное расположение объектов хоро­шо известного им пейзажа. Детализация рисунка, забота о тща­тельной отделке объектов, своеобразное оформление отдельных частей картины свидетельствуют о том, что текст рассказа у ма­леньких глухих актуализирует образы хорошо известных им предметов, в достаточной мере живые, яркие, стоящие, однако, ближе к образам памяти, чем к образам воображения.

В процессе чтения отдельные слова текста («грибы», «стал то­нуть») вызывают у глухих внеконтекстные ассоциации образов памяти, которые нередко дают неверное направление воссозда­нию целостной ситуации, описанной в рассказе.

Особенности выполненной глухими учащимися IV класса ил­люстрации в известной мере обусловлены характером восприя­тия рассказа. Некоторым детям удается схватить лишь общее содержание описываемого события. В результате подобного гло­бального схватывания сюжета у детей возникают образы от­дельных предметов, мало связанные между собой, не отражаю­щие ситуацию в целом. У других детей содержание рассказа вызывает воспоминания о событии из их прошлого опыта.

Ограниченность круга объектов, которые изображаются глу­хими школьниками, свидетельствует не только о своеобразии восприятия сюжета, но также о бедности запаса представлений и о неумении перестраивать уже имеющиеся представления в со­ответствии со словесным описанием.


К старшему школьному возрасту наблюдается значительное развитие воссоздающего воображения. Рисунки учащихся VIII класса точнее отражают описанное в рассказе событие. В отли­чие от учащихся IV класса старшеклассники изображают лишь наиболее существенные эпизоды (события. Пейзаж, обстановка в рисунках старшеклассников всегда передаются соответственно тексту рассказа. Ученики VIII класса, следуя рассказу, в состо­янии несколько яснее представить себе пространственное рас­положение названных объектов. Однако и у них все еще встре­чаются ошибки пространственного размещения объектов в вос­создаваемой ситуации. Такие ошибки у них наблюдаются в 47% случаев, что почти в два раза меньше, чем у четвероклассников.

"Рисунки старших школьников более сложны, чем у четверо­классников. Их авторы стремятся передать динамику описывае­мою события. Они изображают дождь, молнию, сгибающиеся от ветра деревья, волны на реке. Учащиеся стремятся также пока­зать изменения в освещении (небо покрыто черными тучами, вспышки молнии отражаются в стеклах окон).

Важно также отметить, что все объекты, изображенные на рисунках старших школьников, взаимосвязаны и подчинены об­щей ситуации (см. рис. 19 - в Приложении). Отдельные объекты соответствуют описанию (мост деревянный, бревенчатый или из досок); пра­вильно передаются свойства объектов: их цвет, размеры.

Таким образом, у глухих в средних классах школы наблюю-дается значительное совершенствование в воссоздании событий и отдельных объектов, описанных в рассказе, но воссоздание пространственного расположения объектов продолжает вызы­вать затруднения. Эта особенность должна быть учтена педаго­гами школ для глухих детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: