Общественный быт крестьян в России в дореформенный период определялся двумя основными социальными факторами: общиной как исторически сложившимся социальным организмом и развивавшимися капиталистическими отношениями, разрушавшими патриархальные сельские традиции.
В основе сельской общины лежали земельные отношения, которые под влиянием конкретно-исторических обстоятельств развития сформировались в определенные типы у русских, украинцев и белорусов. Собственно земельнорегулируемый тип был характерен для русского крестьянства Европейской части страны и отчасти белорусского. Подворное влияние господствовало на Украине и в большей части Белоруссии.
Повсеместно сельская община, где она существовала, была облечена административными функциями податного и частично судебно-полицейского
характера. Внутренняя хозяйственная, бытовая и семейная жизнь деревни обусловливалась нормами обычного права.
С развитием капиталистических отношений происходило расслоение крестьянства, и общинные традиции приходили в упадок. А переселение на новые места значительно усугубило эти процессы. Прервав связь с прежними общинами, восточнославянские переселенцы вступали в новые контакты, которые происходили в многонациональной среде. Представители разных народов, как и этнографических групп восточных славян, имели локальные особенности общинных традиций. Поэтому отношения в образовавшихся сельских обществах на побережье складывались по-разному.
|
|
Но, несмотря на значительную трансформацию крестьянской общины, она все же сохраняла традиционное влияние на жизнь переселенцев. На сельских сходах решались важные дела, относящиеся к переделам и выделам земли, раскладке налогов, выбору старосты и пр. Из общинных традиций в некоторых местах практиковались коллективные работы, например при строительстве школ, церквей. Сохранялись и формы трудовой взаимопомощи (строительство дома, уборка урожая и т.д.), хотя они почти все утратили свое былое значение.
Происходящие в ХIХ в. социально-экономические изменения в стране отразились и на семейном укладе. Характерным явлением этого периода были массовые разделы больших семей. Ко второй половине ХIХ в. малая семья становится типичной и доминирующей формой семьи у русских, украинцев и белорусов. Менялись и взаимоотношения в семье: нарушался вековой и незыблемый принцип беспрекословного подчинения младших старшим, детей воле родителей. А переселение привело к разрыву связей не только между членами общины, но и семьи (одни уезжали, другие оставались).
По численному составу семьи переселенцев обычно были малые (редко большие) — в два и реже в три поколения. Однако семьи, имевшие прочную оседлость на арендуемой у общества земле, свой дом, приусадебный участок, зачастую насчитывали десять и более человек.
|
|
Во внутреннем укладе малой семьи оставалось многое от старого патриархального быта. Главой семьи и распорядителем работ, как и в большой семье, считался отец; он также участвовал в сельских собраниях.
С изменением жизненных условий семейные обряды трансформировались и переосмысливались, выпадали отдельные их звенья, а порой забывался и весь обряд. Оторванность от привычной этнически однородной среды обитания активизировала процессы взаимовлияния и заимствования, которые
СОЧИ: страницы прошлого и настоящего
привели к постепенному сглаживанию национальных особенностей различных этнографических групп восточных славян и их культурно-бытовой интеграции.
В конце XIX — начале XX в. в среде русских, украинских и белорусских переселенцев сохранялись лишь отдельные элементы свадебных, похоронных, родильных и других традиционных семейных обрядов и праздников. Как правило, многие из них сопровождались песнями и музыкой. Из народных музыкальных инструментов у восточнославянских народов наибольшей популярностью пользовались: скрипка, свирель, дудка, бубен (белорусы), бандура, скрипка, бубен (украинцы), балалайка, гармонь, деревянные ложки (русские). Однако не у всех переселенцев была возможность иметь в доме тот или иной музыкальный инструмент.