Общественный и семейный быт

Общественный быт крестьян в России в дорефор­менный период определялся двумя основными со­циальными факторами: общиной как исторически сложившимся социальным организмом и развивав­шимися капиталистическими отношениями, разру­шавшими патриархальные сельские традиции.

В основе сельской общины лежали земельные отношения, которые под влиянием конкретно-ис­торических обстоятельств развития сформирова­лись в определенные типы у русских, украинцев и белорусов. Собственно земельнорегулируемый тип был характерен для русского крестьянства Европей­ской части страны и отчасти белорусского. Подвор­ное влияние господствовало на Украине и в боль­шей части Белоруссии.

Повсеместно сельская община, где она существо­вала, была облечена административными функци­ями податного и частично судебно-полицейского


характера. Внутренняя хозяйственная, бытовая и семейная жизнь деревни обусловливалась нормами обычного права.

С развитием капиталистических отношений про­исходило расслоение крестьянства, и общинные тра­диции приходили в упадок. А переселение на новые места значительно усугубило эти процессы. Прервав связь с прежними общинами, восточнославянские переселенцы вступали в новые контакты, которые происходили в многонациональной среде. Предста­вители разных народов, как и этнографических групп восточных славян, имели локальные особен­ности общинных традиций. Поэтому отношения в образовавшихся сельских обществах на побережье складывались по-разному.

Но, несмотря на значительную трансформацию крестьянской общины, она все же сохраняла тради­ционное влияние на жизнь переселенцев. На сельс­ких сходах решались важные дела, относящиеся к переделам и выделам земли, раскладке налогов, выбору старосты и пр. Из общинных традиций в некоторых местах практиковались коллективные работы, например при строительстве школ, церк­вей. Сохранялись и формы трудовой взаимопомо­щи (строительство дома, уборка урожая и т.д.), хотя они почти все утратили свое былое значение.

Происходящие в ХIХ в. социально-экономичес­кие изменения в стране отразились и на семейном укладе. Характерным явлением этого периода были массовые разделы больших семей. Ко второй поло­вине ХIХ в. малая семья становится типичной и до­минирующей формой семьи у русских, украинцев и белорусов. Менялись и взаимоотношения в семье: нарушался вековой и незыблемый принцип беспре­кословного подчинения младших старшим, детей воле родителей. А переселение привело к разрыву связей не только между членами общины, но и се­мьи (одни уезжали, другие оставались).

По численному составу семьи переселенцев обыч­но были малые (редко большие) — в два и реже в три поколения. Однако семьи, имевшие прочную оседлость на арендуемой у общества земле, свой дом, приусадебный участок, зачастую насчитывали де­сять и более человек.

Во внутреннем укладе малой семьи оставалось многое от старого патриархального быта. Главой семьи и распорядителем работ, как и в большой се­мье, считался отец; он также участвовал в сельских собраниях.

С изменением жизненных условий семейные об­ряды трансформировались и переосмысливались, выпадали отдельные их звенья, а порой забывался и весь обряд. Оторванность от привычной этничес­ки однородной среды обитания активизировала процессы взаимовлияния и заимствования, которые


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


привели к постепенному сглаживанию нацио­нальных особенностей различных этнографических групп восточных славян и их культурно-бытовой интеграции.

В конце XIX — начале XX в. в среде русских, ук­раинских и белорусских переселенцев сохранялись лишь отдельные элементы свадебных, похоронных, родильных и других традиционных семейных об­рядов и праздников. Как правило, многие из них сопровождались песнями и музыкой. Из народных музыкальных инструментов у восточнославянских народов наибольшей популярностью пользовались: скрипка, свирель, дудка, бубен (белорусы), банду­ра, скрипка, бубен (украинцы), балалайка, гармонь, деревянные ложки (русские). Однако не у всех пере­селенцев была возможность иметь в доме тот или иной музыкальный инструмент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: