Чтение старославянского текста. Принципы фонетической транскрипции (2 часа)

Знакомство с правилами чтения и основными принципами фонетической транскрипции старославянского текста. Чтение, перевод и транскрипция предложенного преподавателем фрагмента текста.

История славянских азбук. Старославянская графика (2 часа).

Доклады студентов либо дискуссия на тему происхождения, авторства и относительной древности славянских азбук – глаголицы и кириллицы.

Анализ графических особенностей старославянского текста (букв-лигатур, надстрочных знаков, обозначений чисел). Выполнение упражнений из сб. О.В. Горшковой и др., В.Д. Бондалетова и др. (см. п. 4.1.).

Вокализм старославянского языка (2 часа).

Обсуждение вопросов: дифференциальные и интегральные признаки гласных фонем; фонетические позиции гласных; положение редуцированных в системе гласных, слабые и сильные позиции редуцированных, напряженные редуцированные; поведение гласных в абсолютном начале слова.

Выполнение заданий из сборников упражнений (см. п. 4.1.).

Чтение и анализ предложенного фрагмента текста.

Консонантизм старославянского языка (2 часа).

Обсуждение вопросов: дифференциальные и интегральные признаки согласных фонем; категории твердости-мягкости и глухости-звонкости; специфика согласных р, л.

Выполнение заданий по данной теме из сборников упражнений (см. п. 4.1.).

Анализ согласных в предложенном фрагменте текста.

Монофтонгизация дифтонгов. Образование носовых гласных (2 часа).

Обсуждение вопросов: фонетическая природа дифтонгов и дифтонгических сочетаний; противоречие данных единиц тенденции к восходящей звучности; двусторонность процессов утраты дифтонгов и сочетаний гласных с носовыми согласными; чередования, обусловленные монофтонгизацией и образованием носовых гласных.

Выполнение заданий по теме из сборника В.Д. Бондалетова и др. (см. п. 4.1.) или работа с этимологическим словарем: анализ слов, исторически содержащих дифтонги и дифтонгические сочетания гласных с носовыми согласными в предложенном фрагменте текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: