Под инстанцией понимается с^зебны.й_орган, управомо-ченный на выполнение определенных судебных функций (разбирательство дел по существу, проверка судебных актов по существу, в кассационном или надзорном порядке). Существует три судебные инстанции:
— суды первой инстанции;
— суды второй инстанции;
— суды надзорной инстанции.
Правосудие, осуществляемое судом первой инстанции, — это разбирательство дел по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого, либо удовлетворение (отказ) иска по гражданскому делу. Суды всех звеньев рассматривают и разрешают непосредственно уголовные и гражданские дела с вынесением приговора или решения. Приговор или решение судов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в кассационном порядке, а прокурором опротестованы в те же сроки в вышестоящее звено. Вступившие в законную силу — только опротестованы в порядке надзора прокурором и председателем соответствующего суда (кроме районного). Дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально или единолично.
|
|
Суды второй инстанции (кассационные суды) ведут разбирательство дел на основе кассационной жалобы или протеста. Суд второй инстанции рассматривает дела в составе трех постоянных судей и проверяет законность, обоснованность приговора, решения или определения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу. Если кассационная инстанция признает приговор или решение правильным, она оставляет его без изменения. Если будет установлено, что приговор или решение суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, вынесены с нарушением закона, то суд второй инстанции отменяет приговор или решение и передает дело на новое рассмотрение в тот или иной суд второй инстанции.
Суды второй инстанции по основаниям, указанным в законе, могут прекратить дело, направить его на доследование или изменить в определенных пределах приговор или решение суда, не отменяя его полностью. Суд второй инстанции по результатам кассационного разбирательства выносит определения, которые вступают в законную силу немедленно и не подлежат ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Рассмотрение дел всегда осуществ ляется коллегиально.
Полномочия кассационной инстанции:
— оставлять приговор или решение суда без изменения, а жалобу, протест — без удовлетворения;
— имеет право отменить приговор и отправить его на дополнительное расследование или на новое рассмотрение:
— имеет право изменить приговор в части наказания или удовлетворения иска;
|
|
— имеет право прекратить дело и отменить приговор. К судам надзорной инстанции относятся все суды, за
исключением районных (городских) судов и межгарнизонных военных судов. По результатам рассмотрения дел в надзорном порядке выносится надзорное постановление, если дело рассматривает Президиум, Пленум Верховного Суда, или надзорное определение, если дело в порядке надзора рассматривается судебными коллегиями Верховного Суда. Опротестование в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров или решений суда допускается соответствен но прокурорами или председателями судов. Сроки опротес.тования в период надзора вступивших в законную силу при говоров или решений суда не установлены законом, за не ключением оправдательных приговоров, которые могут oi.m. опротестованы в надзорном порядке, если не прошел год после вынесения его судом.
Полномочия суда надзорной инстанции:
— отменить приговор и дело направить на дополнигшп. ное расследование, на новое рассмотрение в том же составе судей или прекратить его;
— отменить кассационное определение и оставить приговор без изменения или изменить его часть;
— может отменить кассационное постановление и оставить определение в силе;
— может отменить и надзорное, и кассационное определение и оставить приговор без изменения;
— может отменить все состоявшиеся судебные решения
и прекратить дело.
Дела рассматриваются коллегиально, при этом должно присутствовать большинство членов Президиума или Пленума при рассмотрении дела.
24. Районный (городской) суд
Основным звеном в системе общих судов является районный (городской) суд, который рассматривает основную часть гражданских, уголовных и административных дел.
Районный суд действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. В районе (городе) создается один районный (городской) суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Решение об образовании районного (городского) суда принимается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного суда Республики Беларусь.
До принятия в 1995 г. Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» районные (городские) суды назывались народными. Теперь в соответствии со ст. 1 названного закона эти суды называются районные (городские) суды.
Для районных (городских) судов вышестоящими судами являются областные суды и Минский городской суд. Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь и Управление юстиции областей и города Минска, которые в то же время не вправе вмешиваться в судебную деятельность по отправлению правосудия. Они лишь создают нормальные организационно-технические условия для деятельности судов.
25. Состав районного (городского) суда
В соответствии со ст. 19 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» районные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и судей по административным делам и исполнительным производствам. При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда. Число судей зависит от количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения в данный суд.
Все судьи и председатель вправе рассматривать любое дело, подсудное данному суду. Председатель суда, кроме того, распределяет дела между судьями, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб, организует работу судебных исполнителей и аппарата суда. В случае отсутствия председателя районного (городского) суда (болезнь, отпуск, учеба, командировка и т. д.) исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или на одного из судей этого суда.
|
|
27.Председатель районного (городского) суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного суда Республики Беларусь сроком на семь лет. В соответствии со ст.22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике1 Беларусь» он председательствует в судебных заседаниях, назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях, распределяет другие обязанности между судьями.
Одной из управленческих функций председателя суда является распределение дел между судьями. При этом он должен руководствоваться определенными принципами, которые сложились в практике работы судов: 1) территориальный (зональный), где каждый судья рассматривает все гражданские, уголовные и административные дела, возникающие на закрепленной за судьей территории;
2)предметный (функциональный), т.е. осуществляется специализация судей, при которой каждый судья рассматривает только гражданские или только уголовные, или только административные дела. Такой подход повышает профессиональный уровень судей, что позволяет более качественно разрешать дела;
3)персональный, когда судьи рассматривают уголовные дела, которые им поручил председатель суда, а гражданские - лишь в тех случаях, если исковые заявления или жалобы поступили к судье во время личного приема граждан, от представителей учреждении, организаций и предприятий.
Работа суда строится на плановой основе. Составляется план суда в целом, а также индивидуальные планы судей, судебных исполнителей, секретарей. В планах суда предусматриваются такие меры, как подбор и расстановка сотрудников суда, их профессиональная подготовка, изучение состояния законности в районе, обобщение практики рассмотрения дел, организация делопроизводства и т. д.
|
|
Большое внимание придается организации приема граждан. Прием осуществляют председатель суда, судьи, судебные исполнители, секретари канцелярии. В здании суда вывешивается график приема граждан. На видном месте вывешиваются объявления о дате рассмотрения дел, образцы заявлений, а также адреса прокуратуры, милиции, юридической консультации, нотариальной конторы, сберегательного банка, почты, почтовый адрес данного суда, а также адрес и телефоны вышестоящего суда и др.
28. Аппарат районного (городского) суда
В районных (городских) судах имеется аппарат суда, обеспечивающий его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, исполнению иных функций суда.
К работникам аппарата суда относятся: заведующий канцелярией, секретарь судебного заседания, судебный исполнитель, делопроизводитель, консультант, архивариус, помощник председателя.
На заведующего канцелярией возлагаются ведение делопроизводства, организация работы канцелярии, руководство работой секретарей и архива. Он распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролирует ее исполнение, распределяет поступившую корреспонденцию; осуществляет учет рабочего времени сотрудников суда; ведение нарядов, книг и журналов учета; контроль за ведением статистической и финансовой отчетности; учет и регистрацию поступающих в суд обращений граждан; ведение приказов и распоряжений по суду, личных дел и трудовых книжек сотрудников и т.д.
На секретаря суда возлагается ведение делопроизводства по уголовным и гражданским делам, в частности: вызов участников процесса и свидетелей; выписка исполнительных листов; регистрация, учет и хранение уголовных, гражданских, административных дел и материалов; ведение журналов и карточек; составление статистических отчетов; учет и хранение вещественных доказательств, подготовка и сдача в архив законченных дел, нарядов, журналов, карточек и т.д.
Секретарь судебного заседания — обязательный участник рассмотрения по первой инстанции любых уголовных и гражданских дел, а в необходимых случаях — и дел об административных правонарушениях. Поэтому количество секретарей судебных заседаний в районном (городском) суде всегда соответствует числу судей данного суда, так, чтобы у каждого судьи был свой секретарь. На него возлагается выполнение определенной работы при приеме судьей граждан; составление списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании; проверка явки лиц, которые вызывались в судебные заседания, и отметка на повестках времени нахождения в суде; оформление дел после судебного заседания; ведение журнала учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, отметка о результатах рассмотрения и т.д. Но главная его обязанность — ведение протокола судебного заседания. Права и обязанности секретаря судебного заседания и порядок его участия в судебном разбирательстве определяются Уголовно-процессуальным и Гражданским процессуальным кодексами Республики Беларусь.
Исполнение приговоров, решений, определений и постановлений по судебным делам в части имущественных взыскании, а также других решении и постановлений осуществляется судебными исполнителями. Они исполняют решения, определения и постановления судов по гражданским делам, мировые соглашения, утвержденные судом; приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий (например, штраф, конфискация имущества); постановления суда, других государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях; постановления прокуроров о выселении в административном порядке.
Требования судебных исполнителей по исполнению соответствующих документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь. В случае оказания сопротивления судебному исполнителю он составляет об этом акт и представляет его судье для разрешения вопроса о привлечении к ответственности лиц, оказавших ему сопротивление. Действия судебного исполнителя или отказ в их совершении могут быть обжалованы в суд, при котором он состоит, в течение десяти дней.
При наличии в районном (городском) суде нескольких судебных исполнителей один из них назначается старшим судебным исполнителем. Обязанности между ними распределяются, как правило, по зональному принципу, что дает возможность каждому судебному исполнителю систематически контролировать исполнение решений в организациях и предприятиях той зоны, за которой он закреплен. Контроль за правильным и своевременным исполнением решений, за законностью действий судебных исполнителей осуществляется судьями по уголовным и гражданским делам и судьями по административным делам и исполнительным производствам, где таковые имеются. Общее руководство и контроль за деятельностью судебных исполнителей осуществляет председатель суда.
В судах, где предусмотрена должность консультанта, на него возлагается ведение работы по подбору и систематизации законодательства; участие в обобщении судебной практики и др. Он должен вести контрольные экземпляры кодексов, официальных изданий и других законов и нормативных актов Республики Беларусь, разъяснений Пленума Верховного Суда и заключений Конституционного Суда Республики Беларусь, картотеку законодательства и судебной практики по гражданским, уголовным и административным делам.
Архивариус ведает работой архива суда, где хранятся законченные производством дела.
Подбор, прием на работу и увольнение всех (кроме судебных исполнителей) сотрудников аппарата и технических работников районного (городского) суда осуществляет его председатель. Судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от своих обязанностей начальником управления юстиции областного (Минского городского) исполнительного комитета Совета депутатов по представлению председателя районного (городского) суда.
29. Областные, Минский городской суды
Областные и Минский городской суды являются вторым звеном судебной системы общих судов Республики Беларусь. Они функционируют в каждой облек m Республики Беларусь (6 обл.) и в г. Минске. Эти суды находятся между районными (городскими) судами и Верховным судом, поэтому иногда их называют судами среднего звена.
Они наделены широкими полномочиями. Так, согласно ст. 25 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» эти суды:
1. рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2. осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства;
3. изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
4.осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Областные и Минский городской суды являются вышестоящими судами по отношению к районным (городским) судам, осуществляют надзор за деятельностью последних.