Судебная инстанция

Под инстанцией понимается с^зебны.й_орган, управомо-ченный на выполнение определенных судебных функций (разбирательство дел по существу, проверка судебных актов по существу, в кассационном или надзорном порядке). Су­ществует три судебные инстанции:

— суды первой инстанции;

— суды второй инстанции;

— суды надзорной инстанции.

Правосудие, осуществляемое судом первой инстанции, — это разбирательство дел по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого, либо удовлетворение (отказ) иска по гражданскому делу. Суды всех звеньев рассматривают и раз­решают непосредственно уголовные и гражданские дела с вы­несением приговора или решения. Приговор или решение су­дов первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в кассационном порядке, а прокурором опротестованы в те же сроки в вышесто­ящее звено. Вступившие в законную силу — только опротестова­ны в порядке надзора прокурором и председателем соответ­ствующего суда (кроме районного). Дела в судах первой ин­станции рассматриваются коллегиально или единолично.

Суды второй инстанции (кассационные суды) ведут разбирательство дел на основе кассационной жалобы или протеста. Суд второй инстанции рассматривает дела в со­ставе трех постоянных судей и проверяет законность, обо­снованность приговора, решения или определения суда пер­вой инстанции, не вступившие в законную силу. Если касса­ционная инстанция признает приговор или решение правильным, она оставляет его без изменения. Если будет установ­лено, что приговор или решение суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, вынесены с нарушением за­кона, то суд второй инстанции отменяет приговор или реше­ние и передает дело на новое рассмотрение в тот или иной суд второй инстанции.

Суды второй инстанции по основаниям, указанным в законе, могут прекратить дело, направить его на доследова­ние или изменить в определенных пределах приговор или решение суда, не отменяя его полностью. Суд второй инстан­ции по результатам кассационного разбирательства выно­сит определения, которые вступают в законную силу немед­ленно и не подлежат ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Рассмотрение дел всегда осуществ ляется коллегиально.

Полномочия кассационной инстанции:

— оставлять приговор или решение суда без изменения, а жалобу, протест — без удовлетворения;

— имеет право отменить приговор и отправить его на дополнительное расследование или на новое рассмотрение:

— имеет право изменить приговор в части наказания или удовлетворения иска;

— имеет право прекратить дело и отменить приговор. К судам надзорной инстанции относятся все суды, за

исключением районных (городских) судов и межгарнизон­ных военных судов. По результатам рассмотрения дел в надзорном порядке выносится надзорное постановление, если дело рассматривает Президиум, Пленум Верховного Суда, или надзорное определение, если дело в порядке надзора рассматривается судебными коллегиями Верховного Суда. Опротестование в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров или решений суда допускается соответствен но прокурорами или председателями судов. Сроки опротес.тования в период надзора вступивших в законную силу при говоров или решений суда не установлены законом, за не ключением оправдательных приговоров, которые могут oi.m. опротестованы в надзорном порядке, если не прошел год после вынесения его судом.

Полномочия суда надзорной инстанции:

— отменить приговор и дело направить на дополнигшп. ное расследование, на новое рассмотрение в том же составе судей или прекратить его;

— отменить кассационное определение и оставить при­говор без изменения или изменить его часть;

— может отменить кассационное постановление и оста­вить определение в силе;

— может отменить и надзорное, и кассационное опреде­ление и оставить приговор без изменения;

— может отменить все состоявшиеся судебные решения

и прекратить дело.

Дела рассматриваются коллегиально, при этом должно присутствовать большинство членов Президиума или Плену­ма при рассмотрении дела.


24. Районный (городской) суд

Основным звеном в системе общих судов является районный (городской) суд, который рассматривает ос­новную часть гражданских, уголовных и администра­тивных дел.

Районный суд действует в каждом районе или го­роде, не имеющем районного деления. В районе (го­роде) создается один районный (городской) суд, но воз­можно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории дан­ного района. Решение об образовании районного (го­родского) суда принимается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верхов­ного суда Республики Беларусь.

До принятия в 1995 г. Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» районные (го­родские) суды назывались народными. Теперь в соот­ветствии со ст. 1 названного закона эти суды называ­ются районные (городские) суды.

Для районных (городских) судов вышестоящими су­дами являются областные суды и Минский городской суд. Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь и Управление юстиции областей и города Минска, которые в то же время не вправе вмешиваться в судебную деятельность по от­правлению правосудия. Они лишь создают нормаль­ные организационно-технические условия для деятель­ности судов.

25. Состав районного (городского) суда

В соответствии со ст. 19 Закона «О судоустрой­стве и статусе судей в Республике Беларусь» район­ные (городские) суды состоят из председателя суда, судей и судей по административным делам и испол­нительным производствам. При наличии пяти и бо­лее судей в составе районного (городского) суда вво­дится должность заместителя председателя этого суда. Число судей зависит от количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представлениями, поступающими для рассмотрения в данный суд.

Все судьи и председатель вправе рассматривать любое дело, подсудное данному суду. Председатель суда, кроме того, распределяет дела между судьями, организует работу суда по приему граждан и рассмот­рению заявлений и жалоб, организует работу судебных исполнителей и аппарата суда. В случае отсутствия председателя районного (городского) суда (болезнь, от­пуск, учеба, командировка и т. д.) исполнение его обя­занностей может быть возложено на заместителя пред­седателя или на одного из судей этого суда.

27.Председатель районного (городского) суда назна­чается Президентом Республики Беларусь по совмест­ному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного суда Республики Беларусь сроком на семь лет. В соответствии со ст.22 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республи­ке1 Беларусь» он председательствует в судебных заседа­ниях, назначает судей в качестве председательствую­щих в судебных заседаниях, распределяет другие обязанности между судьями.

Одной из управленческих функций председателя суда является распределение дел между судьями. При этом он должен руководствоваться определенными прин­ципами, которые сложились в практике работы судов: 1) территориальный (зональный), где каждый судья рас­сматривает все гражданские, уголовные и админи­стративные дела, возникающие на закрепленной за судьей территории;

2)предметный (функциональный), т.е. осуществляется специализация судей, при которой каждый судья рассматривает только гражданские или только уголовные, или только административные дела. Такой подход повышает профессиональный уровень су­дей, что позволяет более качественно разрешать дела;

3)персональный, когда судьи рассматривают уголов­ные дела, которые им поручил председатель суда, а гражданские - лишь в тех случаях, если исковые заявления или жалобы поступили к судье во время личного приема граждан, от представителей учреж­дении, организаций и предприятий.

Работа суда строится на плановой основе. Составляется план суда в целом, а также индивидуальные пла­ны судей, судебных исполнителей, секретарей. В планах суда предусматриваются такие меры, как подбор и расстановка сотрудников суда, их профессиональная подготовка, изучение состояния законности в районе, обобщение практики рассмотрения дел, организация делопроизводства и т. д.

Большое внимание придается организации приема граждан. Прием осуществляют председатель суда, судьи, судебные исполнители, секретари канцелярии. В здании суда вывешивается график приема граждан. На видном месте вывешиваются объявления о дате рассмотрения дел, образцы заявлений, а также адреса прокуратуры, мили­ции, юридической консультации, нотариальной конторы, сберегательного банка, почты, почтовый адрес данного суда, а также адрес и телефоны вышестоящего суда и др.


28. Аппарат районного (городского) суда

В районных (городских) судах имеется аппарат суда, обеспечивающий его работу по осуществлению правосу­дия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, исполнению иных функций суда.

К работникам аппарата суда относятся: заведующий канцелярией, секретарь судебного заседания, судебный исполнитель, делопроизводитель, консультант, архива­риус, помощник председателя.

На заведующего канцелярией возлагаются ведение делопроизводства, организация работы канцелярии, ру­ководство работой секретарей и архива. Он распределя­ет работу между сотрудниками канцелярии и контроли­рует ее исполнение, распределяет поступившую корреспонденцию; осуществляет учет рабочего времени сотрудников суда; ведение нарядов, книг и журналов уче­та; контроль за ведением статистической и финансовой отчетности; учет и регистрацию поступающих в суд об­ращений граждан; ведение приказов и распоряжений по суду, личных дел и трудовых книжек сотрудников и т.д.

На секретаря суда возлагается ведение делопроиз­водства по уголовным и гражданским делам, в частно­сти: вызов участников процесса и свидетелей; выписка исполнительных листов; регистрация, учет и хранение уголовных, гражданских, административных дел и ма­териалов; ведение журналов и карточек; составление статистических отчетов; учет и хранение вещественных доказательств, подготовка и сдача в архив законченных дел, нарядов, журналов, карточек и т.д.

Секретарь судебного заседания — обязательный уча­стник рассмотрения по первой инстанции любых уго­ловных и гражданских дел, а в необходимых случаях — и дел об административных правонарушениях. Поэтому количество секретарей судебных заседаний в районном (городском) суде всегда соответствует числу судей дан­ного суда, так, чтобы у каждого судьи был свой секре­тарь. На него возлагается выполнение определенной ра­боты при приеме судьей граждан; составление списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседа­нии; проверка явки лиц, которые вызывались в судеб­ные заседания, и отметка на повестках времени нахож­дения в суде; оформление дел после судебного заседания; ведение журнала учета дел, назначенных к рассмотре­нию в судебном заседании, отметка о результатах рас­смотрения и т.д. Но главная его обязанность — ведение протокола судебного заседания. Права и обязанности секретаря судебного заседания и порядок его участия в судебном разбирательстве определяются Уголовно-про­цессуальным и Гражданским процессуальным кодексами Республики Беларусь.

Исполнение приговоров, решений, определений и постановлений по судебным делам в части имущественных взыскании, а также других решении и постановле­ний осуществляется судебными исполнителями. Они ис­полняют решения, определения и постановления судов по гражданским делам, мировые соглашения, утверж­денные судом; приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взыс­каний (например, штраф, конфискация имущества); по­становления суда, других государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях; поста­новления прокуроров о выселении в административном порядке.

Требования судебных исполнителей по исполнению соответствующих документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юри­дических лиц на всей территории Республики Беларусь. В случае оказания сопротивления судебному исполните­лю он составляет об этом акт и представляет его судье для разрешения вопроса о привлечении к ответственно­сти лиц, оказавших ему сопротивление. Действия судеб­ного исполнителя или отказ в их совершении могут быть обжалованы в суд, при котором он состоит, в течение десяти дней.

При наличии в районном (городском) суде несколь­ких судебных исполнителей один из них назначается старшим судебным исполнителем. Обязанности между ними распределяются, как правило, по зональному принципу, что дает возможность каждому судебному ис­полнителю систематически контролировать исполнение решений в организациях и предприятиях той зоны, за которой он закреплен. Контроль за правильным и свое­временным исполнением решений, за законностью дей­ствий судебных исполнителей осуществляется судьями по уголовным и гражданским делам и судьями по адми­нистративным делам и исполнительным производствам, где таковые имеются. Общее руководство и контроль за деятельностью судебных исполнителей осуществляет председатель суда.

В судах, где предусмотрена должность консультан­та, на него возлагается ведение работы по подбору и систематизации законодательства; участие в обобщении судебной практики и др. Он должен вести контрольные экземпляры кодексов, официальных изданий и других законов и нормативных актов Республики Беларусь, разъяснений Пленума Верховного Суда и заключений Конституционного Суда Республики Беларусь, картоте­ку законодательства и судебной практики по граждан­ским, уголовным и административным делам.

Архивариус ведает работой архива суда, где хранят­ся законченные производством дела.

Подбор, прием на работу и увольнение всех (кроме судебных исполнителей) сотрудников аппарата и техни­ческих работников районного (городского) суда осуще­ствляет его председатель. Судебные исполнители назна­чаются на должность и освобождаются от своих обязанностей начальником управления юстиции област­ного (Минского городского) исполнительного комитета Совета депутатов по представлению председателя рай­онного (городского) суда.

29. Областные, Минский городской суды

Областные и Минский городской суды являются вторым звеном судебной системы общих судов Рес­публики Беларусь. Они функционируют в каждой об­лек m Республики Беларусь (6 обл.) и в г. Минске. Эти суды находятся между районными (городскими) судами и Верховным судом, поэтому иногда их называют судами среднего звена.

Они наделены широкими полномочиями. Так, со­гласно ст. 25 Закона «О судоустройстве и статусе су­дей в Республике Беларусь» эти суды:

1. рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2. осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства;

3. изучают и обобщают судебную практику, анализи­руют судебную статистику;

4.осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Областные и Минский городской суды являются выше­стоящими судами по отношению к районным (городским) судам, осуществляют надзор за деятельностью последних.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: