(Неудачи, невзгоды и поражения не должны сломить силу духа. В этих стихах речь идет не о безмятежности аскета, а о непреклонном духе человека действия.)
232. Смейся, когда тебе невезет. Это поможет превозмочь невзгоды и добиться победы.
233. Подобно внезапному наводнению тебя может настигнуть неудача. Но по зрелому рассуждению она исчезает.
(Таким образом, "неудача" -- умственный феномен. Зрелое рассуждение позволяет подняться над ней и сделать следующий шаг к намеченной цели.)
234. Человек рождается, чтобы стать мишенью для невезения. Мудрый знает это, и невзгоды не выводят его из равновесия.
(Невзгоды воздействуют на тело, но разум может быть выше их.)
235. Кто не позволяет жажде наслаждений вырасти в своей душе, и понимает, что жребий человека -- встретиться с трудностями, тому не тяжело пережить неудачу.
236. Если, наслаждаясь везением, ты не теряешь головы, значит ты защищен от горя неудачи.
(Не уступая трудностям, можно их преодолеть. Если человек сохраняет трезвый ум в удаче, он найдет в себе силы выстоять в невзгодах.)
|
|
ЗНАНИЕ
(Когда в "Курале" говорится об учености, всегда подчеркивается необходимость связи знания с поведением. Знание, понимаемое таким образом, становится культурой.)
237. Твердо запомни то, что следует знать, и действуй в согласии со знанием.
238. Есть два основных раздела знания: "цифры" и "буквы" (технические и гуманитарные науки). Они подобны двум глазам человеческой жизни.
(Жизнь человека, лишенного знания, напоминает жизнь слепца. Односторонняя ученость "физика" или "лирика" подобна слепоте на один глаз.)
239. Только образованный видит. У неуча хотя и есть два углубления на лице, но нет глаз.
240. Ученость обретается страхом и смирением. Ищущий знания должен стоять пред ученым как нищий проситель, трепещущий перед богачом. Надменный останется невежей: он обречен на неполноценную жизнь.
241. Как вода наполняет речной омут до дна, но не глубже, так и учеба приносит знание в соответствии с приложенными усилиями.
242. (Знание само по себе приносит радость тому, кто учится, и радует тех, кому человек смог помочь своим знанием.)
Хотя ученый человек находит радость в процессе обучения, ему приятно также, что люди смотрят на него как на благодетеля. Поэтому ученый любит знание.