Германия

Профессиональное обучение и трудоустройство глухих

В странах Европы, США, Канады, Австралии

Великобритания

Подготовка к выбору профессии или специальности начинается на начальном этапе обучения. Во всех школьных учебных заведениях с 13 лет ведется обучение по программе карьеры. Более интенсивно подготовка к послешкольному образованию осуществляется в старших классах, где по программе карьере предусматриваются углубленные занятия по деловой карьере и предприимчивости.

При поступлении на работу устанавливается испытательный срок, и после его прохождения окончательно решается вопрос о приеме глухого специалиста на работу.

Правительство Труда Великобритании имеет национальную политику по поощрению людей с нарушениями слуха в системе труда и занятости.

Большая группа глухих трудоустраивается в системе организаций, применяющий труд глухих в некоммерческом секторе. Они работают в качестве преподавателей в школах, где обучаются глухие и слабослышащие дети, психологов, преподавателей и исследователей жестового языка. Глухие, заняты на телевидении (телевизионные программы для глухих), в редакциях газет и журналов для глухих.

Глухие работают в лаборатории изучения глухоты Бристольского университета, в Британской национальной ассоциации глухих, Королевском национальном институте глухих, Национальном обществе глухих детей (NDCS).

Правительство Великобритании обеспечивает фонды финансами для оплаты труда переводчиков в сфере занятости.

В городе Донкастер (Великобритания) находится профессиональный колледж для глухих, где готовят специалистов по обработке металла, дерева, маляров, кулинаров, официантов, дизайнеров и другие.

Германия

Характерной особенностью профессионального обучения глухих в Германии является обучение глухих по рабочим профессиям в различных ремесленных училищах с участием переводчиков жестового языка.

Самая большая профессиональная школа (колледж) для глухих находится в г. Ессене (Германия). В школе обучается около 1000 глухих учащихся из всех областей Германии и частично из других стран Европы. В школе около 170 преподавателей. Школа готовит специалистов по 200 профессиям. Кроме того, на договорной основе, за счет средств производственных предприятий, организаций и учреждений по их заказам ведется профессиональная подготовка и переподготовка специалистов различного профиля.

Кроме того, глухие могут обучаться в университетах Германии. Одним их самых известных является Технический университет в городе Брауншвейге. В университете имеется институт, на базе которых готовят специалистов – инженеров их числа глухих по стальным конструкциям.

Во время трудоустройства широко используется экспертиза (тестирование) на профессиональную пригодность, по результатам которой принимается окончательное решение по найму на работу.

В Германии готовят специалистов из числа глухих по различным гуманитарным специальностям. Для получения специальности «Преподаватель глухих» в Германии необходимо пройти курс обучения в течение четырех лет в университете, затем в течение двух лет пройти производственную практику в учебных заведениях. После окончания практики и сдачи экзаменов им выдается диплом об университетском образовании и назначается более высокий размер заработной платы.

США

В Соединенных Штатах Америки профессиональная подготовка специалистов по самым разнообразным профессиям осуществляется на базе различных учебных заведений (школы, колледжи, университеты).

Самые знаменитые профессиональные учебные заведения для глухих: Галлодетский университет (Вашингтон), Национальный технологический институт для глухих (NTID, Рочестер), Калифорнийский университет (Лос-Анджелес, Калифорния).

Закон об американских инвалидах (ADA) запрещает предпринимателям, агентствам труда и занятости, профсоюзам и объединенным трудовым комитетам строить препятствия при трудоустройстве лиц с ограничениями в жизнедеятельности.

Согласно закону для инвалидов гарантируются рабочие места в кол-ве от 15 мест и больше.

В соответствии с законом рабочие места для глухих должны быть оборудованы обязанностей глухих, а именно:

ü устройствами телесвязи для глухого (TTYS)

ü техническими средствами коммуникации, программным обеспечением для видеосвязи, приема и передачи текстовых сообщений

ü телефонами с усилителями звука

ü средствами визуальной сигнализации тревоги

ü наличие в штате предприятия, организации, имеющих группы глухих, переводчиков жестового языка

Кроме того, работодатели могут по заявкам глухих работников обеспечивать перевод жестового языка в случаях производственной необходимости.

Закон АДА требует, чтобы предприниматели удостоверялись, чтобы глухие рабочие и служащие могли иметь все условия для беспрепятственного общения во всех производственных мероприятиях.

Согласно закону (29 C.F.R. 1630.2 (o) (2) (ii)) предприниматели или работодатели должны консультироваться с глухими относительно создания необходимых условий для исполнения ими трудовых обязанностей. (размещение, средства обслуживания и доступность окружающей среды)

Обязанности по обеспечению переводчиков не ограничены.

Глухие при исполнении трудовых обязанностей имеют право на свободный доступ к общей информации, к телефонным услугам, к региональным и социальным действиям, чрезвычайным мерам, программам здоровья, и целому диапазону средств обслуживания, услуг и удобств, которые являются доступными для других служащих.

Примеры разумного приспособления (размещения) для глухих включают:

ü Наличие переводчиков жестового языка для перевода при встречах с работодателями или с сотрудниками, при проведении производственных совещаний, конференций, лекций по безопасности труда, по программе здоровья, обучающим программам.

ü Наличие средств операторской связи (TTY) (телефон, видео и другие), телефонных аппаратов с усилителями звука.

ü Наличие средств световой сигнализации

ü Наличие телевидения для приема скрытых субтитров

ü Разрешение приносить обученных собак для глухих и слепоглухих

ü Модификация систем входа селекторной связи, чтобы разрешить глухим людям входить в защищенные здания

Предприниматели могут вычитать стоимость приспособлений и иметь право на специальные налоговые кредиты при создании разумных приспособлений.

Отказ по созданию необходимых условий может служить основанием для привлечения к ответственности. Жалобы на дискриминацию при трудоустройстве, претензии по обеспечению необходимых условий регистрируются Комиссией труда и занятости (EEOC).

Канада

По сравнению с другими странами, в Канаде почти нет учебного заведения профессионального образования для глухих (колледжи для глухих, профессиональные школы).

В небольших количествах глухие учатся в университетах, пользуюсь услугами переводчиков жестового языка (Университет в Торонто).

Глухие работники недостаточно представлены в государственных учреждениях, бюджетных организациях, агентствах. Они в большинстве случаев заняты в сфере труда, требующие среднего профессионального образования и имеют невысокие размеры оплаты труда.

Несмотря на то, что имеются все условия для реализации потенциала карьерного роста и продвижения, глухие, по сведениям Центра глухоты (Торонто) мало пользуются такой возможностью.

В штате Онтарио (Канада) 86 % глухих – частично безработные и безработные

Работодатели плохо осведомлены о глухоте, их ожидание, восприятие, вера не соответствуют профессиональным способностям глухих, создают барьеры для их трудоустройства.

В Канаде недостаточно профессионально-технических учебных заведений для подготовки специалистов по различным профессиям.

По данных Центра качественного развития и обучения (Онтарио) большое число глухих имеет низкий уровень профессионального образования и низкий уровень грамотности. Их заработная плата, как правило, ниже, чем в среднем по стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: