Профессиональное обучение -это систематический процесс формирования у работников предприятия теоретических знаний, умений и практических навыков, необходимых для выполнения работы.
Профессиональное развитие - это процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей.
Законодательство (Кодекс о труде) определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Он (работодатель) проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждения начального, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Важнейшим средством профессионального развития персонала является профессиональное обучение - процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации.
|
|
Профессиональное обучение персонала обеспечивает:
1. Первичную профессиональную подготовку работников (получение профессионально-технического образования лицами, не имеющими рабочей профессии или специальности, обеспечивающей соответствующий уровень профессиональной квалификации, необходимый для продуктивной деятельности).
2. Переподготовку (профессионально-техническое или высшее образование, направленное на овладение другой профессией (специальностью) работниками и специалистами с высшим образованием, которые уже освоили первичную подготовку в ПТУ или ВНЗ.
3. Повышение квалификации (обучение, направленное на развитие и усовершенствование знаний, умений и навыков в конкретном виде специальной деятельности, обусловленное постоянным изменением содержания труда, усовершенствованием техники, технологии, организации производства и должностных перемещений.) Как правило, повышение квалификации проводится с отрывом от работы до 3 недель или частичным отрывом до 6 месяцев.
Составление плана повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала предприятия предполагает ряд последовательных действий как специалиста по обучению, так и линейных менеджеров (руководителей предприятия и руководителей структурных подразделений).
Производится разделение персонала на три основные группы:
- не нуждающиеся в повышении квалификации;
- требующие систематического переобучения и переподготовки через определенные (фиксированные) периоды времени (обычно 1-5 лет);
|
|
- нуждающиеся в разовом обучении (новые работники, работники с адекватный профессиональным уровнем и т. д.).
Далее разрабатывается форма обучения на избранный период (1-5 лет).
Схема процесса профессионального обучения:
1. Описание производственной функции на основе аттестации рабочего места.
2. Оценка работника, осуществляющего данную функцию на основе его аттестации.
3. Обсуждение работником требований, которые он предъявляет к обучению.
4. Анализ особенностей производственных функций с точки зрения требований к обучению.
5. Определение целей и задач обучения.
6. Установление сроков и формы обучения (с отрывом, без отрыва от производства).
7. Последовательная разработка общих разделов, тем и вопросов учебной программы персонал-менеджерами, ответственными за обучение, или приглашенными специалистами.
8. Выбор метода и вида обучения, в зависимости от выделенной темы.
9. Определение количества учебных часов по каждой теме в рамках общей продолжительности обучения.
10. Подбор преподавательского состава исходя из тематики учебной программы, определение количества учебных часов для каждого преподавателя.
11. Составление сметы затрат на обучение (оплата труда преподавателей и других расходов на обучение).
12. Установление места, времени и ежедневной продолжительности обучения.
13. Согласование и утверждение учебной программы.
14. Подготовка вспомогательных учебных материалов.
Ключевым этапом является определение потребностей организации в области профессионального развития (см. тему 6: Планирование и формирование персонала).
Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития.
Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзов).