Общие замечания
В предыдущих разделах мы подвергли анализу особенности развития речи у слабослышащих детей. Но было бы неправильно думать, что всякое снижение слуха с неизбежностью ведет к тем отклонениям от нормы, о которых говорилось выше. Напротив, наше исследование показало, что развитие речи слабослышащего ребенка находится в теснейшей зависимости от целого ряда условий, в одних случаях усугубляющих недостатки, а в других способствующих их компенсации.
Из вышеприведенного материала можно сделать вывод о крайнем разнообразии уровня развития речи при пониженном слухе у детей (мы видели это на образцах словаря, в письменных работах и т. п.). Кроме того, в массовой школе можно весьма нередко встретить слабослышащих детей, отлично владеющих речью и успешно вследствие этого усваивающих программу своего класса.
Это разнообразие речевого развития слабослышащих детей далеко не безразлично для решения вопроса об особенностях педагогической работы с ними. Вместе с тем то же разнообразие речевого развития слабослышащих детей до сих пор затрудняет диагностику в данной области.
|
|
Недостаточный учет всех факторов, определяющих возможности развития речи у слабослышащих детей, приводил к неправильной оценке имеющихся у них речевых нарушений.
Ряд специалистов, как мы это показали в начале нашей работы, считали достаточными для развития речи ребенка самые незначительные остатки слуха. Обнаружив недостаточность речи при таком слухе, они искали причины этого нарушения в очаговой мозговой недостаточности, якобы сопутствующей понижению слуха. Такой подход не давал полного основания для раскрытия сущности наблюдаемых в этих случаях отклонений в речевом развитии.
Приступая к исследованию, мы считали задачей первостепенной важности проанализировать развитие речи слабослышащих детей в зависимости от различных условий. С этой целью нами был собран анамнестический материал, характеризующий историю общего развития детей, с детальным освещением момента возникновения у них слуховой недостаточности.
Этот материал включал также историю развития их речи, условия обучения дома, в специальных учреждениях и т. п.
Полученные анамнестические данные мы сопоставляли с данными объективного исследования1. В результате такого сопоставления нам удалось выяснить, от каких именно условий зависел тот или иной уровень речевого развития слабослышащего ребенка.
Анализируя состояние речи интересующих нас детей в сопоставлении с тем или иным из определяющих условий, мы каждый раз отмечали относительную значимость каждого из этих условий. Развитие речи слабослышащего ребенка подчинено целому ряду факторов, имеющих различное значение в разных случаях. Каждое условие, будучи изолировано от других, не имеет самостоятельного значения. Именно поэтому при одном и том же слухе мы можем наблюдать различный уровень речевого развития. При возникновении слухового недостатка в одном и том же возрасте можно наблюдать различную картину речевого развития у разных детей. Точно так же при одних и тех же условиях обучения можно наблюдать различную картину своеобразия речи. Сопоставление цифровых данных о состоянии речи слабослышащих детей с каждым из этих условий дает нам право утверждать, что каждое из них играет свою роль в речевом развитии этих детей.
|
|